Рожденные в рубашке: как поймать удачу и превратить свои страдания в прибыль
В бытность бедным художником я скатился в глубокую финансовую яму; мой долг по потребительским кредитам приближался к 50000 фунтам стерлингов — не считая ипотеки. Я оказался в ситуации, когда проценты по долгам превышали сумму, которую я мог заработать живописью, и поэтому решил продать машину. Моя машина стоила 10000 фунтов, и я взял для ее покупки пятилетнюю ссуду с ежемесячной выплатой по 250 фунтов — большие деньги для парня, которому едва исполнилось 20. Я продал машину за 2500 фунтов, а погашать кредит мне предстояло еще три года. Деньги, вырученные от продажи машины, я использовал для погашения долгов по кредитным картам, торчавшим из пустого кошелька.
На оставшиеся 500 фунтов я купил велосипед и стал всюду ездить на нем (честно говоря, после продажи машины у меня не было выбора). Я объезжал весь Питерборо и оставлял собственноручно отпечатанные рекламные листки в почтовых ящиках дорогих домов, пытаясь привлечь внимание к своим картинам.
Мимо одного дома на лучшей улице города я проезжал каждый день. Это было красивое трехэтажное здание с полуподвалом. К внушительному особняку вела красивая подъездная дорожка, где могли разместиться несколько автомобилей. Там имелся даже флагшток. Викторианский особняк, построенный году в 1880-м и гордо возвышающийся над окрестными домами, располагался настолько близко к центру города, насколько может себе позволить дом такого размера и великолепия.
Каждый день я останавливался рядом с домом на десять секунд, просто стоял, держа велосипед, любовался и повторял себе снова и снова: «Когда-нибудь этот дом будет моим». В то время у меня не было ни жены, ни детей, и такой дом мне был попросту не нужен. Великолепный дом, но не самый большой в городе, и причина моего внимания была в другом. Просто он мне приглянулся. Похоже, в нем сочеталось все, что я хотел видеть в доме своей мечты.
Через несколько лет я оставил занятия живописью и переключился на недвижимость. Мы с Марком основали успешную компанию по управлению недвижимостью, сформировали доходный портфель, и я стал прилично зарабатывать. Мне по-прежнему нравились та улица и тот дом, и я наконец мог позволить себе жить там. За это время я познакомился с будущей женой, мы сыграли свадьбу, и ей тоже понравилась идея поселиться на той улице.
Но это было в 2009 году, в самый разгар экономического спада. Предполагая, что цены на недвижимость в скором времени упадут, я решил, что время для покупки дома неподходящее. Мне казалось, что лучше арендовать жилье на год и понаблюдать за движением рынка (не советую всегда прибегать к такой стратегии, просто в тот момент я выбрал именно ее). Таким образом, если цены пойдут вниз, я уже буду начеку, увижу объявление «Продается» и воспользуюсь счастливой возможностью.
Поэтому мы арендовали дом с пятью спальнями, планируя прожить в нем от 6 до 12 месяцев. В конечном итоге мы прожили там три года. В этом доме родился Бобби, и мы пережили в нем много счастливых моментов. Жизнь стала насыщенной и волнующей, и я почти забыл о великолепном особняке, перед которым останавливался каждый день, когда проезжал мимо на велосипеде.
Но от себя не убежишь — в конце концов мною овладела охота к перемене мест, и я понял, что хочу что-нибудь купить; мне нравится владеть недвижимостью (забавно, правда!), и аренда могла удовлетворить меня только временно. Я просматривал объявления о продаже, надеясь найти что-то подходящее. Мои надежды оправдались, но вовсе не так, как я ожидал.
Однажды я пошел постричься. Мой парикмахер, Энтони Джеймс, стриг меня уже много лет, а я в обмен давал ему советы по бизнесу. У нас сложились прекрасные отношения на основе взаимной выгоды и со временем переросли в дружбу. Мы болтали обо всем на свете, и в паузе между щелчками ножниц он сказал: «Мой папа продает дом».
Энтони понятия не имел, как важна для меня эта новость. Я знал, что речь идет именно о том доме, перед которым я каждый день на десять секунд останавливал свой велосипед. О том доме, который я представлял своим. Величественный викторианский особняк с флагштоком и местом для всех машин, которые мне хотелось иметь...
Я уточнил номер дома, заранее зная ответ. «Да, он самый», — ответил Энтони. Я тут же сказал, что хочу его купить. Мне не требовалось времени на размышления: деньги в банке у меня были, и я хотел купить этот дом. Энтони поехал к отцу, и мы вступили в переговоры. Я не стал торговаться и согласился на запрошенную цену, что было справедливо. А поскольку мы не пользовались услугами риелторов, нам не пришлось платить комиссионные.
Я купил особняк, а оба собственника — отец Энтони и его жена — сказали, что очень рады продать дом человеку, которого знают, который родился и добился успеха в Питерборо.
Все остались довольны этой сделкой. Все выиграли. Перед переездом мы с женой серьезно обновили дом, сделали перепланировку. Через пару лет бывшие владельцы пришли к нам в гости и сказали, что дом стал значительно лучше и они рады, что продали его мне.
Мы до сих пор живем в доме моей мечты — я бы счастливо прожил в нем до конца жизни, но жена хочет построить большой дом в сельской местности... посмотрим, что из этого выйдет.
Удача... или что-то еще?
Все хотят быть удачливыми. Все хотят, чтобы им повезло. И это естественно: никому не нужны провалы, несчастья и страдания (за исключением мазохистов, которые тоже встречаются... вам виднее, относитесь ли вы к этой категории). Но идея удачи или везения распространена гораздо шире, чем кажется. В проведенных исследованиях более половины людей признавались, что суеверны, а более 70 процентов говорили, что у них есть талисман. (Это у вас кроличья лапка в кармане?..)
Не исключено, что талисманы все же помогают, внушая людям надежду. Возможно, они выполняют определенную функцию (любопытен результат одного из экспериментов, показавшего, что обладатели талисмана не только не считают себя везучими, а, наоборот, думают, что удача от них всегда отворачивается). Лично я не считаю удачу случайностью; по моему мнению, мы можем до определенной степени ею управлять.
Конечно, покупку дома моей мечты можно считать счастливым случаем и назвать удачей. Оксфордский словарь определяет удачу (luck) как «успех или провал (success or failure), произошедший случайно, а не из-за собственных действий». Конечно, это лишь одно из возможных определений. Я оказался в нужное время в нужном месте. Мой парикмахер случайно упомянул о продаже дома, а этот дом случайно оказался домом моей мечты.
Но если вы проанализируете ситуацию, она перестанет выглядеть случайной. Наоборот, она предстанет перед вами почти спланированной... с легким налетом счастливого случая. Итак, я:
- предпринял шаги, чтобы погасить растущий долг, продав машину и купив велосипед;
- предпринял шаги, чтобы продать свои картины, разнося рекламу по почтовым ящикам;
- визуализировал цель, представив, что владею домом своей мечты;
- занялся недвижимостью и приложил все силы для построения успешного бизнеса;
- предпринял шаги, чтобы арендовать дом в том районе, который мне нравился;
- организовал справедливый обмен ценностями и установил хорошие отношения со своим парикмахером;
- слушал;
- использовал имеющуюся информацию и заметил возможность;
- быстро принял решение;
- воспользовался возможностью.
Если вы посмотрите на эти шаги, то увидите последовательность действий, которые привели к результату, который выглядит как счастливый случай. Череда принятых решений, позволивших использовать возможности, привела меня на подъездную дорожку прямо к дому моей мечты.
Я верю в интуитивное создание собственной удачи — в создание возможностей. Я убежден, что удача не случайна; это просто способ описания благоприятного результата, который является следствием цепочки шагов, предпринятых для создания этой ситуации.
Это похоже на вопрос о курице и яйце: вам повезло натолкнуться на возможность или возможность стала причиной вашего везения? Я убежден, что верно второе; именно поэтому вы радуетесь, в подходящий момент используя представившуюся возможность. Я считаю, что удача — дело наших собственных рук, даже если в тот момент мы об этом не знаем. Израильский гуру бизнеса Элияху Голдратт так сформулировал эту мысль: «Везение — это когда возможность встречается с подготовкой, а невезение — когда недостаток подготовки встречается с реальностью».
Некоторые люди воспринимают слово «везение» в негативном ключе, почти как оскорбление. Я сбился со счета, сколько раз мои достижения приписывали везению, презрительно называя меня везунчиком. Эти слова часто содержат оттенок осуждения или сарказма, а также намек на то, что успех не заслужен.
Вам не обязательно верить мне на слово, — ученые, исследовавшие удачу и везение, пришли к такому же выводу. По мнению Альфреда Бандуры, психолога из Стэнфорда, «самые важные детерминанты жизненного пути зачастую происходят из самых тривиальных обстоятельств». В нашей жизни важную роль играют случайные встречи, совпадения, моменты, когда вы оказываетесь в нужное время в нужном месте, и везение. Неужели все это чистая случайность? Вероятно, нет.
Профессор Ричард Уайзман из Хертфордширского университета изучает везение — почему некоторые люди кажутся более удачливыми и какие факторы влияют на удачу. Он написал целую книгу, посвященную этому вопросу, — «Фактор везения» (The Luck Factor, 2003). На протяжении десяти лет он изучал данные 400 человек: проводил эксперименты, предлагал заполнять анкеты и вести дневники, следил за их жизнью. Кто-то из участников считал себя удачливым, кто-то — нет. Одна женщина даже считала себя такой невезучей, что отказывалась желать удачи другим, чтобы не навлечь несчастья.
То, что выяснил Уайзман, не имело никакого отношения ни к магии, ни к случайности. «И везучие, и невезучие люди почти не осознают причину своих удач и неудач, — писал он, — но везение в значительной части определяется их мыслями и поведением». Он выделил четыре главных фактора, или принципа, влияющих на представления людей об удаче, — все эти факторы мы подробнее рассмотрим в этой книге, когда будем анализировать, как создавать, замечать и использовать возможности.
- Первый принцип — умение создавать и замечать случайные возможности. Уайзман достаточно убедительно показал это в эксперименте с газетой. Он спросил испытуемых, сколько фотографий содержит газета; невезучим людям для выполнения задания потребовалось несколько минут, везучим — секунды. Разница определялась сообщением в газете, которое замечали везучие: «Перестаньте считать — в этой газете 43 фотографии».
- Второй принцип — «удачные» решения на основе интуиции, внутреннего голоса, который полезен в ситуациях, когда решение нужно принимать быстро, чтобы не упустить свой шанс.
- Третий принцип — создание самореализующихся прогнозов в форме позитивных ожиданий. Вспомним о визуализации. Мы уже говорили, что представление «лучшей версии себя» приводит к более позитивным ожиданиям, и Уайзман нашел связь между этими ожиданиями и самореализующимися прогнозами: визуализация превращается в реальность (а если точнее, вы делаете ее реальной).
- Четвертый принцип чрезвычайно важен, и именно о нем говорили многие люди, когда я просил их дать определение возможности: удачливые люди отличаются гибкостью, позволяющей превратить неудачу в успех.
Подобно участникам исследования Уайзмана, многие люди действительно считают себя неудачниками или думают, что другие «родились в рубашке». Для них все просто: «Я невезучий». Они спрашивают себя: «Почему это всегда со мной происходит?» и «Почему другим людям так везет?». Жалуются на «несправедливость жизни». Видят себя жертвами невезения и думают, что с этим ничего нельзя поделать, — а может, просто используют этот предлог, чтобы ничего не делать.
Такая позиция, вероятно, самое серьезное препятствие на пути к возможностям. Психология жертвы, убеждение, что все определяется внешними обстоятельствами, мешают создавать и замечать возможности. В конечном итоге вы усугубляете свое «невезение», и дела ваши идут еще хуже.
Есть и другой взгляд на мир, и он отражается в бесчисленных историях людей, круто изменивших свою жизнь. Именно об этом я беседовал в своем подкасте с Эдом Майлеттом, предпринимателем и экспертом по эффективности. Люди с такой жизненной позицией убеждены, что все происходит не с вами, а для вас.
Оцените силу такой психологической установки. Если вы считаете, что все определяется внешними факторами, что вы жертва и не можете ни на что повлиять, то становитесь следствием, а не причиной. Вы не способны изменить результат сложившейся ситуации; вы видите только негативную сторону и не видите позитивной. Но если считать, что все происходит для вас, даже вызовы, трудности и самые черные полосы в жизни, то они из препятствия превращаются в помощников. Вы убеждены, что все, что с вами происходит, помогает подготовиться к переходу на более высокий уровень. Во всем вы видите позитив. И внезапно замечаете возможность. Ничего не изменилось, ситуация по-прежнему пугает, но восприятие стало другим. Вы уже видите возможность.
Не зная истории жизни Опры Уинфри, вы можете подумать, что ей повезло. Ее состояние превышает четыре миллиарда долларов, и она стала первой чернокожей женщиной-предпринимателем, включенной в рейтинг самых богатых людей мира по версии агентства Bloomberg. Но этот успех, так называемая удача, — результат многолетнего упорного труда.
Опра выросла в бедности, и в восемь лет ее бросила мать. Год спустя, в возрасте девяти лет, ее изнасиловали. Она убежала из дома, чтобы избежать сексуальных домогательств, и в 14 лет забеременела; ее сын родился раньше срока и вскоре умер. Девушку отправили жить к отцу, который был строг с ней, и она сосредоточилась на образовании, увидев в нем возможность преуспеть в жизни, — она училась на отлично и получала почетные грамоты. Ее стремление к знаниям поддерживала бабушка.
Карьера Опры в средствах массовой информации началась в середине 1970-х годов, когда она стала первой чернокожей женщиной-репортером телевизионного канала WLAC-TV в Нэшвилле, причем самой молодой. С первой серьезной работы ее уволили, но эта неудача не остановила девушку — она вырвалась из нищеты, избавилась от унижений и стала королевой СМИ и самой богатой афроамериканкой ХХ века.
Опра — превосходный пример того, что на «удачу» можно повлиять. Умение рассматривать неудачи как возможности некоторые предприниматели превратили в настоящее искусство, но этот подход не ограничен бизнесом — его можно применить во всех сферах жизни. Ничто не мешает вам превратить страдания в прибыль или использовать конфликт для улучшения своей жизни. И свой опыт вы можете использовать для помощи другим.
Изучая жизнь 400 человек, которые считали себя везучими или невезучими, Уайзман хотел выяснить, может ли человек изменить свою судьбу. В программе «Школа везения» (Luck School) он учит поступать так, как поступают везучие люди, — и 80 процентов участников утверждают, что удача стала улыбаться им чаще.