Пять главных неврозов XXI века: что изменилось со времен Фрейда
Психика человека формируется под воздействием биопсихосоциальных факторов. И если наша биология достаточно стабильна, то социальный пласт 100 лет назад и сегодня существенно отличается. Времена, когда Юнг вручную проводил ассоциативные тесты, Нобелевскую премию вручали за «исцеление» психотических больных методом лоботомии, а Фрейд лечил истерию психоанализом на кушетке, остались в прошлом, равно как и повседневный уклад тех дней. Логично, что причины, вызывающие внутриличностные конфликты, тоже меняются. Да, есть вечные темы, связанные с развитием психики человека. Например, личностные кризисы, начиная с «нет, я сам» в трехлетнем возрасте, заканчивая поиском смыслов второй половины жизни. Но существуют требования времени здесь и сейчас, создающие весьма специфические вопросы, волнующие нас.
Невроз часто называют расстройством адаптации: если мы не встраиваемся в окружающую действительность, психика может испытывать дискомфорт. Какие же внутриличностные конфликты, связанные с приспособлением к сегодняшним реалиям, встречаются чаще других и, главное, что с ними делать?
Эпидемия нарциссизма
Ученые все больше говорят об эпидемии нарциссизма. Доказано, что в современной литературе люди чаще используют эгоцентричные фразы с местоимением «я» вместо «мы». Растет число высказываний о собственном величии, появляется все больше песен «о себе». Набирает обороты значимость славы и популярности. Исследования также подтверждают рост нарциссических личностных черт среди молодежи на 30% с 1979 по 2006 год и дальнейшие тенденции к увеличению этих показателей.
Все более важной становится демонстрация индивидуальных достижений. Личный успех и личное счастье ставятся выше заботы о других. Логично, что многим из нас хочется как можно дольше иметь стиль жизни, отражение которого в соцсетях более привлекательно: яркие поездки, красивый шопинг, истории успеха.
Часто это не очень совместимо с «тихим счастьем» и рутиной семейной жизни, поэтому люди начинают избегать долгосрочных отношений, оттягивать решения о родительстве и обустройстве совместного быта — ведь все это будет отнимать ресурс у индивидуального плана на пути к успеху здесь и сейчас. В итоге многие живут в конфликте между «обслуживанием» своей нарциссической маски, питающейся вниманием других, и потребностью в близости, необходимой всем нам.
Синдром упущенной выгоды
Индустрия развлечений демонстрирует уверенный глобальный рост. Только за последний год общее потребление контента в сети увеличилось на 30%. В офлайн-жизни наши возможности развлекать себя также безграничны. Хотя еще в начале XX века интернета не было, поездки занимали долгие недели, праздники были целыми событиями, и за радость было хоть какое-то разнообразие. Люди мало жили и мало успевали.
Сегодня мы стоим перед проблемой конечности жизни с совершенно другой стороны. Несмотря на ее увеличение практически в два раза за последние 100 лет, нам все равно не хватит времени, чтобы все успеть. Люди говорят психологам о том, что не могут быть продуктивнее. Многие переживают, что ограничены физиологически, ментально, энергетически и не могут достичь своих зачастую нереалистичных идеалов.
Одновременно с этим существует FOMO-синдром (Fear of Missing Out), или «синдром упущенной выгоды», который не дает нам ни получить удовольствие, ни расслабиться, ни полностью прочувствовать момент, ведь «я мог бы быть где-то еще». В итоге мы имеем все возможности для отдыха и развлечений, но не можем ими в полной мере насладиться.
Повсеместно появляются амбициозные идеи о контроле над телом и продолжительностью жизни путем внедрения технологий. В частности, ожидается, что к 2028 году мировой рынок биохакинга достигнет $63,7 млрд, при этом среднегодовой темп роста составит 19,4% за прогнозируемый период. Но пока эти технологии недоступны в полной мере, мы вынуждены находиться в конфликте между осознанием ограничений нашего физического тела, его качества, «срока годности» и желанием быть в нескольких местах сразу, успеть как можно больше и достичь максимальных результатов.
FOBO, или проблема «идеального выбора»
Современный человек, имея бесконечное количество возможностей, как будто стоит перед камнем, на котором написано: «направо пойдешь — стабильную карьеру бухгалтера построишь, налево пойдешь — мечту детства о сцене воплотишь, прямо пойдешь — бизнес создашь». Он скован мыслями, что две другие дороги окажутся не пройдены, а выбранный путь — не гарантированно наилучший.
Зачастую ступор перед необходимостью сделать выбор превращается в откладывание на потом, когда человек вечно готовится к тому, чтобы начать жить, выискивая подтверждения, что выбранная дорога на 100% правильная. Иногда это выливается в избегание отношений, когда Петя во вторник встречается с Леной, в четверг с Машей, а по выходным у него гостевой брак с Катей, ведь невозможно согласиться с тем, что идеального человека не существует.
Схожее состояние описывает относительно новый термин FOBO (Fear of Better Options), «страх наличия возможности, которая могла бы оказаться лучше». Патрик МакГиннис (он же автор идеи FOMO, «синдрома упущенной выгоды») изучал эту тему более семи лет. Он отмечает, что людям с FOBO свойственно тянуть с выбором, отказываться от обязательств или же соглашаться на них, а потом отменять. Автор поясняет, что если FOMO может испытать каждый, кто видит идеальную картинку в интернете, то FOBO — это привилегированный недуг изобильной жизни. «Чтобы почувствовать FOBO, у вас должны быть возможности. Чем вы богаче, чем больше у вас возможностей, тем больше вероятность испытать это чувство», — говорит МакГиннис.
Наличие сложностей, связанных с выбором, подтверждается и научными исследованиями. В частности, упоминается, что люди, стремящиеся к максимализму и идеальности, зачастую избегают обязательств, не могут полностью принять решение, а процесс выбора становится бесконечным.
Необходимость адаптации и изменчивый мир
Стремительность прогресса вносит коррективы в стабильные многолетние планы. Не успел ты выучиться на юриста, как появляются smart-контракты. Только ты разобрался с биткоинами, как все вкладывают в целые метавселенные. Начал карьеру преподавателя на кафедре университете, а все перешли на онлайн-образование. Закономерно, что soft skills становятся запросом нашего времени. Именно они дают возможность думать гибко, действовать без инструкции и находить нестандартные решения.
Это подтверждается отчетом LinkedIn 2020 года, в котором было проанализировано более 660 млн резюме и более 20 млн рабочих мест. Обширное исследование демонстрирует нам важность развития таких качеств, как креативность, эмоциональный интеллект, способность к сотрудничеству, адаптивность.
Отсутствие этих навыков или их недостаточное развитие создает проблемы в адаптации к быстро меняющейся реальности и риски остаться не у дел, а значит, может вызывать самые разнообразные внутренние переживания.
Развитие медицины
4-12% населения сегодня сталкиваются с ипохондрией и фобическими симптомами, связанными со здоровьем, а исследования Кембриджского университета заявляют о появлении киберхондрии — расстройства, связанного с чрезмерным изучением вопросов здоровья в интернете. Люди излишне наблюдают за своим самочувствием, неверно интерпретируют телесные ощущения как свидетельства болезни, без необходимости консультируются с медицинскими работниками и подвергаются избыточному обследованию.
Развитие медицины создает для нас все больше вариантов выбора. И эти процессы сопровождаются внутриличностным конфликтом между ответственностью человека за его жизнь и невозможностью предусмотреть все. Аналогичное происходит с темой смерти. В Швейцарии и некоторых других странах есть легальные возможности для эвтаназии.
Сферы искусственного поддержания жизнедеятельности, протезирования и трансплантации органов продолжают совершенствоваться. Только в России число операций по пересадке органов увеличилось почти в четыре раза за последние 13 лет. С одной стороны, это помогает спасти жизни, но с другой — обременяет чувством вины родственников, которым не удалось обеспечить эту возможность пациенту ввиду недоступности услуги или недостатка средств. «У нас была возможность спасти, но мы не смогли» — фраза, которая надолго может оставаться с близкими невыздоровевшего больного.
Как справиться с неврозами
Совокупность психосоциальных факторов нашего времени может как вызвать легкий стресс, с которым психика справится самостоятельно, так и воздействовать более глубоко, создавая невротические симптомы: неуверенность в себе, беспокойство, чувство вины, нарушения сна.
Сфера психологии предлагает огромное количество инструментов для развития, от книг самопомощи до тренингов, сфокусированных на точечных темах. Тем не менее хорошей практикой будет обратиться к специалисту в сфере психического здоровья (психолог, врач-психотерапевт) для общей диагностики вашего состояния и получения рекомендаций. Групповая терапия обычно считается следующим шагом, но, возможно, кому-то будет комфортнее делить своими страхами не один на один, а среди товарищей по несчастью. Если же вы готовы заняться собой дома и самостоятельно, то стоит начать со следующих шагов.
Развивать навыки адаптации
Вышеупомянутые soft skills (гибкие навыки) могут помочь эффективно действовать в мире быстрых изменений, а значит, быть более гибкими и испытывать меньше стресса. Например, развитие креативности включает в себя как минимум три научно-доказательные стратегии:
- Заниматься брейнштормингом и изучать нестандартные идеи — это помогает активировать переднюю поясную кору, то есть зону, ответственную за творческий подход в принятии решений.
- Выделять «время для себя», когда вас никто не беспокоит.
- Создавать креатив на основе уже существующего материала, а не «пустоты». Так, в одном из исследований студентов просили сочинить двустишие, и лучше с этим справлялись те, кому заранее давали список случайных существительных.
Немаловажно и развитие навыка убеждать, что кардинально отличается от осваивания манипулятивных приемов. Развитие эмоционального интеллекта традиционно происходит путем повышения самосознания (как устроен наш внутренний мир), саморегуляции (способность регулировать наши эмоции и поведение), осознанности относительно эмоций других (путем эмпатии) и, наконец, усиления социальных навыков (управление конфликтами, командная работа, способность вдохновлять других). Этот гибкий навык естественным образом достраивает еще два навыка, требующихся в сегодняшних реалиях: способность к сотрудничеству и общую адаптивность.
Принять ограничения
Стадии принятия чего-либо часто описываются по модели Кюблер-Росс, изначально связанной с принятием горя. Процесс традиционно включает в себя:
- Отрицание, когда мы не соглашаемся с происходящим;
- Гнев, при котором звучат вопросы «почему именно я?», «почему все именно так?», возникают чувства раздражения, негодования, несправедливости;
- Торг, когда человек пытается «договориться» с реальностью через «хорошее» поведение, как если бы оно могло гарантировать иной исход;
- Депрессия, при которой появляется горестное осознание реальности;
- Смирение, когда весь вышеперечисленный цикл чувств пройден и человек сдается происходящему, принимая ситуацию как есть.
Крайне важно, чтобы мы сознательным усилием помогали себе проходить через эти стадии, когда речь идет о вопросах принятия ограниченностей нашего организма, невозможности все предусмотреть при принятии решения или быть в двух местах одновременно.
Услышать себя
Согласно маркетинговым исследованиям, 92% людей доверяют инфлюенсерам в социальных сетях больше, чем рекламе. Чрезмерная вовлеченность в мир социальных сетей смещает наш фокус с собственных ценностей на ценности того, кто значим для нас. В какой-то момент мы можем перестать ощущать разницу между «я действительно хочу этого» и «мне это надо, потому что я везде про это слышу». Возврат к собственным ценностям позволит стабилизировать самооценку, не идти на поводу у нарциссических паттернов, когда мы пытаемся быть кем-то другим ради внимания аудитории, понимать, что ты хочешь, и начать радоваться тому, что имеешь здесь и сейчас.