«Дом Gucci»: карикатурная история Золушки, которая встретила принца и убила его
Милан, 1978 год. Красавица Патриция Реджани (Леди Гага) работает секретаршей у собственного отца, которому принадлежит небольшой логистический бизнес — пара десятков грузовиков, на которых перевозят мусор и прочий хлам. Патриция обожает моду, спортивные автомобили, вечеринки и деньги. Она мечтает стать богатой, знаменитой и влиятельной. Днем Патриция подделывает подпись отца на чеках и документах, а по ночам — зажигает в ночных клубах или на частных виллах в надежде встретить своего принца.
На одной из вечеринок Реджани встречает Маурицио Гуччи (Адам Драйвер). Патриция приняла скромного высоченного Маурицио в огромных очках за бармена и попросила его смешать коктейль. Гуччи, очарованный красотой Реджани, немного замешкался и смутился, но тем не менее приготовил даме напиток. И хочется сказать, что так началась большая история любви, но на самом деле так Патриция Реджани начала свой путь к славе, богатству и власти, который закончился тюрьмой. При знакомстве она пообещала Маурицио, что ему будет с ней ужасно весело. Кажется, слово Патриция сдержала.
«Дом Gucci» — это история в первую очередь про Патрицию. Ридли Скотт помещает героиню Леди Гаги в центр повествования, понимая, что история бедной самозванки, мечтающей стать своей в мире аристократов, волнует людей гораздо больше, чем размеренная роскошная жизнь сибаритов Гуччи, которые ни у режиссера, ни у сценаристов явно симпатии не вызывают.
Маурицио — неловкий, забитый, скромный интеллектуал, которого гнетет богатство и слава Дома Gucci. Он не хочет быть аристократом и гедонистом. Его отец Родольфо (Джереми Айронс), всю жизнь мечтавший стать актером, наоборот, не хочет ничего знать про реальную жизнь простых людей. Патриция и ее отец настолько омерзительны Родольфо, что он практически пять лет не общался с сыном из-за этого романа, который впоследствии перерос в брак. Родольфо живет в мире, где есть только хорошее вино, дорогие картины и породистые лошади. Его брат Альдо Гуччи (Аль Пачино) — продажный делец, которому бренд Gucci интересен только потому, что приносит деньги и дает возможность вести роскошную жизнь на Манхэттене. Он не стесняется иметь дела с мафией и развлекаться с девушками легкого поведения. Сын Альдо Паоло (Джаред Лето) — самоуверенный заносчивый экзальтированный засранец, который мнит себя великим дизайнером и не уважает семейные ценности.
Ни один из ключевых персонажей, представляющих семейство Гуччи, не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Они живут в аристократическом вакууме. Не ценят жизнь и не наслаждаются моментом. Гуччи не просто привыкли к тому, что они богаты и уважаемы. Они считают, что власть и благосостояние у них в крови, поэтому буквально с жиру бесятся, устраивая себе проблемы на ровном месте. Гуччи постоянно выдают клише вроде «дешевое не бывает вкусным», « качество только для богатых», «я Гуччи и только я решаю, что есть Гуччи», «все Гуччи очень гордые», «домохозяйки мечтают позволить себе Gucci». И любой зритель понимает, что не мечтает биться за расположение и любовь этой высокомерной семьи.
На их фоне страстная, наглая, излишне самоуверенная и невероятно эмоциональная Патриция кажется такой живой, что даже вызывает симпатию. Хочется, чтобы эта Золушка, наконец-то встретившая своего модного принца в лоферах и костюме-тройке, реализовала все свои мечты. Ведь она так бьется за свое счастье и готова с пеной у рта защищать бренд Gucci и семью Гуччи. Правда, когда зритель понимает, что добиваться своего Патриция умеет только с помощью манипуляций, шантажа, угроз и секса, он начинает разочаровываться и в ней. Реджани наплевать и на мужа, и на его родственников, и на бизнес. Она просто хочет стать богатой любой ценой. Если придется пойти на подкуп, мошенничество или даже убийство — это не проблема.
Примерно в середине фильма на показе в Нью-Йорке к Маурицио Гуччи подходит дизайнер Уолтер и говорит, что не хочет работать с Gucci, потому что этот бренд «как тяжелая оперетта». Точно так же не хочется смотреть абсолютно карикатурный фильм «Дом Gucci», играющий в плане повествования по правилам той самой оперетты. Складывается ощущение, что Ридли Скотт так и не определился, как относится к драматичной судьбе героев картины, поэтому решает высмеять каждый их поступок и каждое событие в их жизни.
Фильм насмехается над католичеством и институтом брака: Патриция крестится и клянется сохранить секрет с сигаретой в руках, а выходит замуж под песню Джорджа Майкла Faith, несмотря на то что церемония, на которую не пришел ни один гость со стороны жениха, выглядит максимально грустно. Картина высмеивает горячих и страстных итальянских мужчин, показывая представителей семейства Гуччи как неудачников и слабаков. «Дом Gucci» — это антология плохого и совершенно неестественного секса (когда уже сценаристы забудут про такой стереотип, как оральный секс за рулем во время движения, и невиданная страсть на столе в офисе), который тоже не вызывает никаких эмоций у зрителя — только натянутую улыбку от того, насколько неловко наблюдать за этим процессом. И, в конце концов, это карикатура семьи Gucci. Для Италии это один из самых важных, известных и успешных модных домов в истории страны — своего рода символ достижения итальянцев в индустрии стиля. И когда Паоло Гуччи справляет нужду на культовый платок бренда, это не кажется ни смешным, ни провокационным. Просто дешевый трюк для привлечения внимания в слишком уж размеренной и заунывной картине.
Том Форд, который стал креативным директором Gucci в 1994 году, отлично знал семейство Гуччи. Посмотрев фильм, Форд назвал картину оскорбительной. Еще несколько дней после премьеры Том был крайне разочарован. По мнению Форда, «Дом Gucci» высмеивает наследие, которое так важно для этой семьи и этого бренда. «Временами, когда Аль Пачино в роли Альдо Гуччи и Джаред Лето в роли его сына Паоло Гуччи появлялись на экране, я не был полностью уверен, что не смотрю пародию на эту историю», — рассказал Форд. И даже зритель, едва знакомый с наследием Gucci и не относящийся с пиететом к миру моды, понимает, что создатели фильма погорячились.
«Дом Gucci» при этом сложно назвать комедией, потому что в основе лежит совершенно несмешная история. Повернутая на богатстве и власти женщина то ли из ревности к мужу, то ли из ревности к фамилии Гуччи, заказала убийство собственного супруга. Возможно, страстная Патриция действительно не смогла смириться с тем, что Маурицио изменял ей с Паолой Франки. Или же с тем, что никто не считал ее настоящей Гуччи. Она навсегда осталась инсайдером, которому просто позволили наблюдать за жизнью богатых и великих.
Но картина не тянет и на драматический байопик, потому что зритель едва ли в полной мере знакомится с биографией героев и историей бренда Gucci. Команда концентрируется на семейных дрязгах и конфликтах, связанных с желанием урвать кусочек побольше от денежного пирога. Это настолько мелочно, что в целом не важно — смотришь ты историю рода Гуччи или соседей по лестничной клетке на «Речном вокзале». Зритель не готов сопереживать уклоняющимся от налогов Гуччи, считая, что это невероятная трагедия. Но в фильме степень драмы доходит до абсурда и фарса.
За всю картину, которая длится почти три часа, зритель получает буквально несколько важных инсайтов о мире моды. Семья Гуччи прославилась как отличный производитель седел для лошадей с красной и зеленой прострочкой. Уже в 1980-х азиатский рынок был крайне важен для европейских брендов. Мир высокой моды всегда настолько оторван от простых людей, что место ему скорее в музее, чем в торговом центре. Необязательно бороться с рынком подделок, если в целом качественные реплики способствуют узнаваемости бренда.
В итоге зритель, ничего не знающий о мире моды, недопонимает нарратив. А человек, хорошо знакомый с историей бренда и индустрией haute couture, скучает. В картине, основанной на реальной истории убийства, нет никаких сюжетных поворотов. И понимая, что многие знают, чем окончилось дело, Ридли Скотт тем не менее не пытается как-то увлечь зрителя. Наслаждайтесь карикатурной и скучной зарисовкой о жизни склочных и богатых снобов, которые в силу скверного характера сгубили сами себя.
Впрочем, если зритель никогда не интересовался, что такое Gucci и кто такие Гуччи, есть все шансы, что картина ему понравится. Это определенно качественно сделанная пасторальная оперетта, вполне способная скрасить зимний вечер. Жаль только, ждали от Ридли Скотта совершенно другого.