Исход на Восток: почему европейские драгоценности утекают в музеи Катара и Китая
Прятавшаяся от французской революции во дворце Тюильри королева Мария-Антуанетта в январе 1791 года переправила в Брюссель австрийскому послу, ее давнему друг графу Мерси-Аржанто деревянный ларец с драгоценностями. Пять лет спустя украшения достались ее дочери Марии Терезе, единственному уцелевшему члену семьи Людовика XVI. Мария Тереза провела более трех лет в заключении в Тампле, а выбравшись на свободу, в Вене получила ларец из рук своего двоюродного брата, австрийского императора Франца II.
Сто с лишним лет спустя история повторилась почти зеркально. Скрываясь от волнений 1917-го на летней даче в Кисловодске, великая княгиня Мария Павловна Романова отправила за своими драгоценностями поверенного, британского антиквара Альберта Стопфорда. Переодетый рабочим, он с черного хода проник в еще не разграбленный Владимирский дворец на Дворцовой набережной и вынес оттуда кожаный саквояж с 244 украшениями великой княгини. В сентябре 1917-го Стопфорд сел на судно, идущее в Абердин. Добравшись до Лондона, он сдал драгоценности великой княгини на хранение в банк.
Логика, которой следовали королева и великая княгиня, проверена столетиями и метко сформулирована героем «Списка Шиндлера»: в определенные времена нужны «ценности, которые легко унести с собой». Это и стало ключевым пунктом стратегии продажи исторических драгоценностей аукционных домов. Приправленные леденящим кровь историческим сторителлингом драгоценности с императорским провенансом превратились в фетиши.
По сути, подлинная история французского королевского дома и революции, которую символизируют бриллиантовые украшения Марии-Антуанетты, не имеет цены, комментировал для Newsweek накануне торгов Макс Фоссет, глава департамента драгоценностей Christie’s в Женеве. По его мнению, аукцион лишь фиксирует жажду обладания этими сокровищами.
Пандемия приостановила на два года живые аукционы в Женеве, где по традиции дважды в год, весной и осенью, продают топ-лоты ювелирного рынка. В результате образовавшегося затора в движении рынка к радости покупателей возникли парные истории: на тиару Полины Бонапарт, выставленную на Christie’s, Sotheby’s ответили тиарами Жозефины. На браслеты Марии-Антуанетты — брошью и серьгами с сапфирами и бриллиантами великой княгини Марии Павловны.
Девятого ноября на торгах Christie’s парные бриллиантовые браслеты Марии-Антуанетты из деревянного ларца, тайно отправленного из Тюильри в Брюссель, были проданы за 7 459 000 швейцарских франков, или $8 203 085. На следующий день, 10 ноября, сапфировые брошь и серьги с бриллиантами из саквояжа великой княгини Марии Павловны Романовой ушли на Sotheby’s за $850 000.
За бриллианты Марии-Антуанетты бились несколько биддеров. Всех опередил Макс Фоссет, который принимал ставки по телефону, — его клиенту и досталась пара браслетов французской королевы. Впервые украшения Марии-Антуанетты оказались на торгах в июне 1891 года, они активно перепродавались в 1920-е годы, затем в 1990-е и 2000-е. Рекорд установила бриллиантовая подвеска с большой барочной жемчужиной, ушедшая на Sotheby’s в ноябре 2018 года за $36 млн.
В числе главных претендентов на эти драгоценности были покупатели с Ближнего Востока, из Китая, Азии и Америки, традиционно неравнодушные к драматическим историям европейских царствующих домов. Вновь создаваемые музеи арабского мира полны сокровищами, добытыми на аукционах. Например, проданная в 2011 году тиара леди Розбери де Ротшильд с 11 тихоокеанскими жемчужинами за £1 161 250 немедленно проследовала из Лондона в Доху, в новый Музей Катара. Там же оказались серьги Элизабет Тейлор и тиары германских княгинь. Новые музеи Китая, Японии продолжают пополняться европейскими драгоценностями.
«Процесс идет в одном направлении — из частных европейских коллекций в новые музеи Востока и Америки», — говорит журналист и историк ювелирного искусства Елена Веселая. «Исход европейских ценностей на Восток — естественный исторический процесс, — говорил в 2018 году Forbes глава Christie’s Emeri Дэвид Линли. — Изначально европейцы заимствовали искусство у стран Востока. Взять хотя бы китайский фарфор. Не стоит забывать про Шелковый путь, когда вещи переходили из одного конца мира в другой. Все мы учимся друг у друга. Покупка вещи не только пополняет коллекцию, но она также меняет вкусы».