К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дать хоть немного свободы: почему проверка школьников на курение бессмысленна

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Вице-премьер Татьяна Голикова предложила проверять школьников на употребление никотина. Клинический и кризисный психолог Мария Зеленова рассуждает, насколько подобные инициативы могут быть эффективны и есть ли другие способы сократить количество курящих подростков

В рамках заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова предложила проверять учащихся на употребление никотина. По задумке чиновников, процедуру могут включить в программу профилактических медицинских осмотров. Выявлять курящих школьников планируют с помощью смокелайзера — прибора для определения угарного газа в выдыхаемом воздухе. 

Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы программы «Травли.Net» фонда «Журавлик» — объясняет, почему контроль не всегда помогает решить проблему и что родители, школы и государство могут сделать для того, чтобы помочь подросткам заботиться о своем здоровье. 

Школы уже давно перестали выполнять одну лишь образовательную функцию. Учителя сегодня приходят в класс не только чтобы вести уроки, но также учить детей дружить, конфликтовать, строить отношения с миром. Это те люди, у которых есть авторитет, влияние, возможности и, самое главное, есть контакт с учениками. Соответственно, учителя действительно могут повлиять на подростков — об этом важно помнить, рассуждая о попытках контролировать разные сферы жизни школьников.

 

Инициативы по проверке на наркотики и сигареты существуют во многих школах, особенно в частных, но пока такие методы не являются обязательными. Насколько эффективен дополнительный контроль со стороны учебных заведений — вопрос для обсуждения. Ведь школа должна не столько контролировать детей, сколько учить их самостоятельности. Контроль же учит лишь подчинению. Если ребенок живет в среде, которая очень жестко его контролирует, где у него нет никакой возможности проявить свою самостоятельность и отстоять свое мнение, защитить свои границы, то в большом мире — вне стен дома и школы, — ему будет очень сложно выстраивать отношения с другими людьми и с самим собой.

Как работает психология подростка

Когда ребенок маленький, весь его мир сводится к тому, чтобы потихонечку учиться делать все самостоятельно: есть, ходить, отдельно спать, правильно держать ложку. Он учится этому у родителей, которые в первые годы жизни ребенка являются единственным ориентиром того, что такое хорошо, и что такое плохо. На этом этапе все общение с ребенком идет с авторитетной точки зрения: как взрослый сказал, так оно и есть. У ребенка нет выбора, как ему жить и что ему делать. У него есть выбор подчиняться, либо бастовать какое-то время, но потом все равно делать так, как от него хотят. Но постепенно его собственный мир расширяется, и он сам становится готов осваивать новые навыки, брать на себя больше ответственности.

 
Несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать

В предподростковом возрасте (9-10 лет) ребенок начинает понимать, что тоже может на что-то повлиять: в какие кружки и секции ходить, с кем общаться, на какие предметы в школе делать упор. Именно через эту возможность попрактиковаться, посмотреть, что еще есть в жизни, он создает свое «Я», так появляется его самостоятельность. Родители часто паникуют, когда дети вступают в переходный возраст, потому что теряют контроль. Дети меньше разговаривают со взрослыми и не так резво бегут за помощью. Поэтому взрослые — и родители, и учителя — периодически пробуют вернуть этот контроль старым способом — через запреты, через свой авторитет. Но с подростком это уже не работает. Как и у взрослых людей, у них уже есть свои взгляды на мир и свои потребности. 

Люди, которые, не имели возможность пройти этот переходный этап, найти свое «Я», позже сталкиваются с тем, что они не знают, кто они есть на самом деле. У них нет своего собственного понимания себя и мира, а есть только установки взрослых, родителей, общества. Они часто могут чувствовать растерянность, неудовлетворенность жизнью и стыд, если их собственное «Я» не соответствует знакомым им нормам, если их желания противоречат желаниям родителей. Часто все это выливается в кризис среднего возраста. 

Вот почему так важно давать подросткам хоть немного свободы. Конечно, когда дело касается вредных привычек, не нужно пускать все на самотек. Совершенно естественно, что родители и школа беспокоятся о здоровье детей. Но здесь важно понимать: несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать. С вредными привычками можно и нужно бороться. Но ужесточение правил, на мой взгляд, это признак какого-то отчаянного недоверия и невозможности замотивировать детей на другое времяпрепровождение, нежели алкоголь и курение. Это невозможность донести до них идею о том, что нужно следить за собой — любить и уважать, а не разрушать. 

 

Поддержка вместо контроля

Алкоголь, наркотики, курение — это элементы самоповреждения. Подростки часто недолюбливают себя. В ходе большого исследования подростков из России и США была выявлена прямая взаимосвязь между ощущением одиночества и вероятностью саморазрушающего поведения. Поэтому в школах нужно заниматься профилактикой одиночества и глобального неприятия себя: мотивировать детей заниматься спортом, давать стипендии и баллы за спортивные, социальные и творческие достижения, пропагандировать здоровое питание, любовь к себе, давать возможность получать поддержку и обращаться за ней.

Это намного эффективней, нежели контроль, запреты и наказания за то, что уже совершилось. Теплые взаимоотношения с учителями и школьными психологам, поддержка со стороны семьи сильно снижают риски употребления психотропных веществ. 

Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля» 

Эта профилактика должна быть социально-общественной. Пожалуй, два главных направления работы здесь — предоставление профессиональных штатных психологов  (и расширение штата, чтобы каждому ученику уделялось время и внимание) и создание специальных программ поощрения. Например, в американских школах, где с начальных классов действуют программы психологической поддержки учащихся, процент детей, которые бросают школу в старших классах гораздо ниже. 

Сегодня, к сожалению, у школьных психологов зачастую главная задача — «сохранить» детей для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, максимум — помочь школьникам пройти профориентацию. Очень мало внимания уделяется подростковым проблемам, личностным изменениям (в том числе, физиологическим) и «запретным темам». Поэтому подростки ищут возможность узнать эту информацию там, где получается: в соцсетях, друг у друга или и у тех людей, которые готовы — с радостью и по своим собственным соображениям — им обо всем рассказать. Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля». 

У родителей, школы и государства должна быть общая готовность сместить фокус с контроля на здоровье школьников и на понимание того, что человеку важно и нужно быть в безопасности, чтобы быть счастливым и гармоничным. Охранники или завуч Мария Ивановна, которая как цербер следит за учениками, не должны быть контролирующими органами. Чем сильнее дисциплинарная власть в школе, тем больше вероятность, что ученик потеряет интерес к учебе и начнет избегать школу в целом. В таких учебных заведениях процветает буллинг и агрессия.

 
Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они хотят быть счастливыми

С поддержкой и мотивацией со стороны взрослых подростки сами начнут интересоваться своим здоровьем, потому что любая психика изначально настроена на самосохранение. Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они, как и все, хотят быть счастливыми. Просто это не всегда возможно в тех условиях, которые есть.

Им нужны не добровольно-принудительные мероприятия, а поощрения и возможности: олимпиады, проектные работы, марафоны, перспективы в будущем. В канадских школах, где в систему школьного образования интегрировали дополнительные активности, ученики стали счастливее и общительнее. А в Финляндии, где в средней школе нет системы оценок, 75% учеников ежедневно читают ради удовольствия. В Америке же при поступлении обязательно рассматривается все личное дело человека, а не только баллы по SAT (аналогу ЕГЭ). Такие практики позволяют выходить за рамки успеваемости и видеть подростков шире, чем мы их рассматриваем сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+