Дать хоть немного свободы: почему проверка школьников на курение бессмысленна
В рамках заседания Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова предложила проверять учащихся на употребление никотина. По задумке чиновников, процедуру могут включить в программу профилактических медицинских осмотров. Выявлять курящих школьников планируют с помощью смокелайзера — прибора для определения угарного газа в выдыхаемом воздухе.
Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы программы «Травли.Net» фонда «Журавлик» — объясняет, почему контроль не всегда помогает решить проблему и что родители, школы и государство могут сделать для того, чтобы помочь подросткам заботиться о своем здоровье.
Школы уже давно перестали выполнять одну лишь образовательную функцию. Учителя сегодня приходят в класс не только чтобы вести уроки, но также учить детей дружить, конфликтовать, строить отношения с миром. Это те люди, у которых есть авторитет, влияние, возможности и, самое главное, есть контакт с учениками. Соответственно, учителя действительно могут повлиять на подростков — об этом важно помнить, рассуждая о попытках контролировать разные сферы жизни школьников.
Инициативы по проверке на наркотики и сигареты существуют во многих школах, особенно в частных, но пока такие методы не являются обязательными. Насколько эффективен дополнительный контроль со стороны учебных заведений — вопрос для обсуждения. Ведь школа должна не столько контролировать детей, сколько учить их самостоятельности. Контроль же учит лишь подчинению. Если ребенок живет в среде, которая очень жестко его контролирует, где у него нет никакой возможности проявить свою самостоятельность и отстоять свое мнение, защитить свои границы, то в большом мире — вне стен дома и школы, — ему будет очень сложно выстраивать отношения с другими людьми и с самим собой.
Как работает психология подростка
Когда ребенок маленький, весь его мир сводится к тому, чтобы потихонечку учиться делать все самостоятельно: есть, ходить, отдельно спать, правильно держать ложку. Он учится этому у родителей, которые в первые годы жизни ребенка являются единственным ориентиром того, что такое хорошо, и что такое плохо. На этом этапе все общение с ребенком идет с авторитетной точки зрения: как взрослый сказал, так оно и есть. У ребенка нет выбора, как ему жить и что ему делать. У него есть выбор подчиняться, либо бастовать какое-то время, но потом все равно делать так, как от него хотят. Но постепенно его собственный мир расширяется, и он сам становится готов осваивать новые навыки, брать на себя больше ответственности.
В предподростковом возрасте (9-10 лет) ребенок начинает понимать, что тоже может на что-то повлиять: в какие кружки и секции ходить, с кем общаться, на какие предметы в школе делать упор. Именно через эту возможность попрактиковаться, посмотреть, что еще есть в жизни, он создает свое «Я», так появляется его самостоятельность. Родители часто паникуют, когда дети вступают в переходный возраст, потому что теряют контроль. Дети меньше разговаривают со взрослыми и не так резво бегут за помощью. Поэтому взрослые — и родители, и учителя — периодически пробуют вернуть этот контроль старым способом — через запреты, через свой авторитет. Но с подростком это уже не работает. Как и у взрослых людей, у них уже есть свои взгляды на мир и свои потребности.
Люди, которые, не имели возможность пройти этот переходный этап, найти свое «Я», позже сталкиваются с тем, что они не знают, кто они есть на самом деле. У них нет своего собственного понимания себя и мира, а есть только установки взрослых, родителей, общества. Они часто могут чувствовать растерянность, неудовлетворенность жизнью и стыд, если их собственное «Я» не соответствует знакомым им нормам, если их желания противоречат желаниям родителей. Часто все это выливается в кризис среднего возраста.
Вот почему так важно давать подросткам хоть немного свободы. Конечно, когда дело касается вредных привычек, не нужно пускать все на самотек. Совершенно естественно, что родители и школа беспокоятся о здоровье детей. Но здесь важно понимать: несмотря на все усилия, на весь контроль и на самые жесткие меры пресечения, подростки все равно будут экспериментировать. С вредными привычками можно и нужно бороться. Но ужесточение правил, на мой взгляд, это признак какого-то отчаянного недоверия и невозможности замотивировать детей на другое времяпрепровождение, нежели алкоголь и курение. Это невозможность донести до них идею о том, что нужно следить за собой — любить и уважать, а не разрушать.
Поддержка вместо контроля
Алкоголь, наркотики, курение — это элементы самоповреждения. Подростки часто недолюбливают себя. В ходе большого исследования подростков из России и США была выявлена прямая взаимосвязь между ощущением одиночества и вероятностью саморазрушающего поведения. Поэтому в школах нужно заниматься профилактикой одиночества и глобального неприятия себя: мотивировать детей заниматься спортом, давать стипендии и баллы за спортивные, социальные и творческие достижения, пропагандировать здоровое питание, любовь к себе, давать возможность получать поддержку и обращаться за ней.
Это намного эффективней, нежели контроль, запреты и наказания за то, что уже совершилось. Теплые взаимоотношения с учителями и школьными психологам, поддержка со стороны семьи сильно снижают риски употребления психотропных веществ.
Эта профилактика должна быть социально-общественной. Пожалуй, два главных направления работы здесь — предоставление профессиональных штатных психологов (и расширение штата, чтобы каждому ученику уделялось время и внимание) и создание специальных программ поощрения. Например, в американских школах, где с начальных классов действуют программы психологической поддержки учащихся, процент детей, которые бросают школу в старших классах гораздо ниже.
Сегодня, к сожалению, у школьных психологов зачастую главная задача — «сохранить» детей для сдачи ЕГЭ и ОГЭ, максимум — помочь школьникам пройти профориентацию. Очень мало внимания уделяется подростковым проблемам, личностным изменениям (в том числе, физиологическим) и «запретным темам». Поэтому подростки ищут возможность узнать эту информацию там, где получается: в соцсетях, друг у друга или и у тех людей, которые готовы — с радостью и по своим собственным соображениям — им обо всем рассказать. Алкоголь, наркотики и сигареты — еще не самое страшное, с чем может столкнуться подросток, если пойдет за информацией «в поля».
У родителей, школы и государства должна быть общая готовность сместить фокус с контроля на здоровье школьников и на понимание того, что человеку важно и нужно быть в безопасности, чтобы быть счастливым и гармоничным. Охранники или завуч Мария Ивановна, которая как цербер следит за учениками, не должны быть контролирующими органами. Чем сильнее дисциплинарная власть в школе, тем больше вероятность, что ученик потеряет интерес к учебе и начнет избегать школу в целом. В таких учебных заведениях процветает буллинг и агрессия.
С поддержкой и мотивацией со стороны взрослых подростки сами начнут интересоваться своим здоровьем, потому что любая психика изначально настроена на самосохранение. Школьники совсем не хотят жить унылой, депрессивной жизнью, ведущей к саморазрушению. Они, как и все, хотят быть счастливыми. Просто это не всегда возможно в тех условиях, которые есть.
Им нужны не добровольно-принудительные мероприятия, а поощрения и возможности: олимпиады, проектные работы, марафоны, перспективы в будущем. В канадских школах, где в систему школьного образования интегрировали дополнительные активности, ученики стали счастливее и общительнее. А в Финляндии, где в средней школе нет системы оценок, 75% учеников ежедневно читают ради удовольствия. В Америке же при поступлении обязательно рассматривается все личное дело человека, а не только баллы по SAT (аналогу ЕГЭ). Такие практики позволяют выходить за рамки успеваемости и видеть подростков шире, чем мы их рассматриваем сейчас.