Как хоронили героя: каким получился новый фильм про Бонда «Не время умирать»
Смерть и воскрешение, прошлое и будущее, месть и предательство, грехи отцов и фамильные раны — глубоко копают авторы очередной истории о шпионе с лицензией на убийство. «Не время умирать» — 25-й фильм бондианы и прощальный выход Дэниела Крейга в роли Джеймса Бонда. Легендарный агент покидает нас со слезами на глазах и — никто до поры не верит — уже не вернется с того света.
Впервые в истории бондианы режиссерское кресло отдали американцу — над фильмом работал Кэри Фукунага, режиссер «Настоящего детектива». В новом, в меру увлекательном боевике Бонд отказался от кодового имени и ушел на пенсию, чтобы ловить рыбу на райском острове вдали от столичной суеты, пока однажды его не уговаривают вернуться на службу Ее Величества. Задача — найти русского ученого, которого похитил загадочный безумец, угрожающий отравить весь мир. Опасное задание ведет Бонда к смертоносному вирусу, старым врагам и забытой любви, которая обещала раскрыть тайны прошлого, чтобы вместе построить будущее.
Шпионский боевик, зарифмованный с «Казино Рояль» и продолжающий «Спектр», получился слишком затянутым и не похожим на классического Бонда. Он уже не страстный любовник, не самый сексуальный и остроумный пижон, а его блатной номерок забрала чернокожая женщина, потому что феминизм, дайверсити и новая этика. Голливуд наносит ракетный удар по мифологии и приносит героя в жертву. Бонд постарел, стал сентиментальнее, скорбя у могил погибших пассий. Бондиану превратили в мелодраму о трагической судьбе шпиона с двумя нулями. Получилось кино о смерти романтика, который живет в тени: за одними бегает, от других убегает и вечно оглядывается. Это история о мужчинах, которые тоже плачут, понимая, что жить с прошлым невозможно, но и без него тяжело.
Старые привычки остались: герой надевает безупречный смокинг, виртуозно дерется и стреляет, прыгает с моста и мчится на мотоцикле, успевая в погоне и мордобое опрокинуть стакан виски или мартини с водкой. Агент пьянствует, но не пьянеет. Рыцарская мужественность, хитрая ухмылка, дорогие часы тоже при нем. Но все же последний «Бонд» — это другое. Кровь, пот и слезы — вот что такое «Не время умирать». И разве может быть иначе, когда смотришь прощальное приключение народного героя, которому нечего терять. Один злодей (Кристоф Вальц) томится в бессилии, другой (Рами Малек) измучен местью, а драма сводится к тому, что спецагент и террорист — отражения друг друга, и между ними — женщина, тоже сирота. Один вторгается в мир другого, тот его уничтожает. Смерть родителей, боль ребенка.
Дэниел Крейг — самый живой Бонд. Он сердит и страстен, но сегодня ветеран холодной войны утомился, ему уже некуда спешить. Флеминговский герой влюблен, но его счастье губит вирус, который передается прикосновением. Украденное у англичан оружие массового поражения, а-ля Novichok, находят на заброшенной советской базе. Союз давно развалился, агентура осталась без врагов, но бондиана традиционно имеет русский след, и разведчику ничего не остается, как в последний раз спасти человечество.
Почти трехчасовой боевик распыляется на банальности, пытаясь связать актуальность с ностальгией. Шпионский блокбастер берет горем и одиночеством плейбоя. Режиссер Фукунага, заменивший на посту Дэнни Бойла, показывает, что у Бонда есть душа, что он движим не яростью или долгом, а любовью к французской даме и американскому другу. Впрочем, блокбастеру (отложенному, по иронии судьбы, из-за вируса) при всем трагизме есть чем пощеголять: завораживающие титры, пролог на ледяном озере, перестрелка в туманном лесу, элегантные автомобили, модные гаджеты, захватывающие погони с пулеметами и дымом и взрывные разборки под ударную симфонию Ханса Циммера, где улавливаются мелодии из трилогии о Темном рыцаре. Там тоже были заговоры с пленным ученым и мировым терроризмом.
Бонд не умрет никогда, обещали критики. Но сегодня авторы ставят крест на традициях славной эпохи и знакомят публику с новым 007. Это всего лишь номер, успокаивают они зрителя. Но этот номер к лицу только Бонду. Джеймсу Бонду. Циничному джентльмену, обаятельному моднику, жестокому наглецу и непрошибаемому упрямцу.
В грандиозном финале М скорбит, плачет Манипенни, горюет Кью, скрипки Циммера рыдают. Публика оплакивает олицетворение Британии. Мартини выпиты, бокалы разбиты, женщины зацелованы, Aston Martin расцарапан. Правда, тосковать по агенту национальной безопасности начинаешь уже после фирменного вступления под унылую песню от Билли Айлиш. Даже самая популярная фраза из бондианы звучит лениво, потому что заставили, потому что устал. Что же до убийцы с дьявольским именем и замашками бога, то он — самое скучное, что есть в этой авантюре. Ни новизны, ни изысков, ни имперскости, а соблазны и искушения остались в прошлом.
Грусть-печаль и нежность — таков джентльменский набор юбиляра. Казалось бы, еще вчера Бонда оживили, объявили воскрешением века, а сегодня похоронили. Похоже, навсегда, сколько ни взбалтывай и ни смешивай.