Ежегодный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival) считается самым большим киносмотром в Северной Америке, солидным кинорынком и последней фестивальной остановкой перед началом оскаровской гонки. Более того, победители зрительских голосований TIFF People’s Choice Award вот уже девять из десяти лет становятся номинантами на лучший фильм года «Оскара». Специально для Forbes Life кинокритик Жанна Присяжная посмотрела художественные фильмы из программы фестиваля и делится прогнозами — какие работы могут претендовать на «Оскар» и другие премии «сезона наград», который традиционно стартует в декабре с вручения наград независимому кино (Gotham Awards) и заканчивается в марте, собственно, «Оскаром».
Торонто — далеко не традиционный фестиваль, где именитое жюри из звезд и профессионалов киноиндустрии выбирают победителей в тех или иных категориях. Здесь лучший фильм выбирают только зрители — в прошлом году им стала «Земля кочевников» Хлои Чжао, картина, которая в итоге позже взяла «Оскары» за лучший фильм, лучшего режиссера и лучшую актрису. Победителем зрительского голосования в этом году стала картина режиссера Кеннета Брана «Белфаст» с Джейми Дорнаном и Джуди Денч (дата выхода в российский прокат пока неизвестна). Черно-белая лента рассказывает историю ирландской семьи, которая собирается покинуть родной город из-за североирландского конфликта. Трогательный и очаровательный фильм стал почти автобиографичным проектом для режиссера — его личная историю показана глазами десятилетнего ребенка (Джуд Хилл), который живет в районе Белфаста, где, кажется, все друг друга знают, а сам мальчик, совсем как режиссер Брана, души не чает в кино и окружен любовью семьи — бабушки (Джуди Денч) и дедушки (Киран Хайндс).
Сентиментальность картины Кеннета Брана ожидаемо не пришлась по душе циничным кинокритикам и получила заслуженные сравнения с «Ромой» Альфонсо Куарона (черно-белая, личная картина режиссера) и «Кроликом Джоджо» Тайки Вайтити (события фильма разворачиваются на фоне Второй мировой), но даже это вряд ли помешает «Белфасту» войти в шорт-лист лучших фильмов года американских киноакадемиков. Статистика Торонто редко подводит — за последние десять лет девять картин, выигравших «Главный приз» Торонто, попали в номинацию на лучший фильм «Оскара», а три из них получили заветную статуэтку.
Нос к носу с «Белфастом» шла картина новозеландского режиссера Джейн Кэмпион «Власть пса» (фильм выходит на Netflix 1 декабря) с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Кэмпион уже удостоилась серебряного приза за лучшую работу на Венецианском кинофестивале, ну а успех у зрителей в Торонто только закрепил будущую номинацию режиссера на «Оскар» в той же категории (сама Кэмпион была первой женщиной-режиссером, удостоенной «Золотой ветви» Каннского фестиваля в 1993 году за «Пианино», за эту же работу она получила «Оскар» за сценарий). Сам Камбербэтч, кажется, правил в Торонто в этом году — он получил почетную премию TIFF и привез на кинофестиваль в Канаду еще один фильм, который, можно смело сказать, войдет в список лучших картин этого года, — «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (в российском прокате с 21 октября). Но у «Власти пса» шансов на «Оскар» все-таки гораздо больше. Картина не так однозначна, как кажется. Экранизация одноименной книги Томаса Саваджа рассказывает историю двух братьев, которые живут на ранчо в Монтане, — Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс) Бурбанки, один из которых пытается разрушить брак другого. Режиссер фокусирует свое внимание на отношениях братьев и на токсичной маскулинности (версии 1925 года), но не опускается до уровня охоты на ведьм, а исследует природу самого понятия мужественности, психологию поведения и истинных причин, которые лежат в его основе.
Камбербэтч, кажется, исполнил самую неожиданную роль в своей карьере — интеллигентный британец, Шерлок нашего поколения, обернулся в грубого, немытого американского ковбоя и типичного альфа-самца, словом, антигероя нашего времени — чем не рецепт для «Оскара» за лучшую мужскую роль.
В номинации за лучшую женскую роль Торонто тоже выявил одного из фронтраннеров. Джессика Честейн, так же как и Бенедикт Камбербэтч, приехала на главный киносмотр Северной Америки сразу с двумя сильными картинами. В «Глазах Тэмми Фей» она на пару с Эндрю Гарфилдом рассказывает историю становления и падения телеевангелистов Тэмми Фей Беккер и Джима Беккера. А в «Прощении» Джона Майкла Макдона (брата Мартина Макдона, режиссера «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге»), экранизации романа Лоуренса Осборна, Честейн превратится в холодную богатую и скучающую женщину, которая на пару с мужем (Райф Файнс) решает скрыть факт убийства подростка в Марокко.
Уже одной «Тэмми Фей» было достаточно, чтобы собрать стоячие овации в Торонто. Визуальная трансформация актрисы в Фей наверняка принесет «Оскар» не только команде по гриму этой картины, но и самой Честейн, которая буквально неузнаваема в фильме — из идеального овала лицо актрисы стало квадратным, вместо копны рыжих волос — парики с начесом, а наращенные ресницы, автозагар образца прошлого века и штукатурный макияж закончили превращение актрисы в супругу печально известного телеевангелиста. Но актриса на этом не остановилась и, хотя это скорее всего исчезнет в дубляже, Честейн изменила даже собственный голос. В конце концов именно такие роли в байопиках — будь то Рене Зеллвегер с «Джуди» (Джуди Гарланд), Марго Робби с «Тони против всех» (Тоня Хардинг) или Натали Портман с «Джеки» (Джеки Кеннеди) — привлекают внимание консервативных киноакадемиков, когда речь заходит о номинациях за лучшую женскую роль.
Неожиданным номинантом на «Оскар» может стать Джейк Джилленхол c картиной о диспетчере службы спасения «Виноватый» (фильм будет доступен на Netflix уже 1 октября). Триллер Антуана Фукуа («Тренировочный день») снят на злобу дня американской действительности, хотя и по сути является ремейком датской картины 2017 годы, которую, к слову, Дания выдвинула на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и не прошла в финальный шорт-лист. Ремейки же часто удостаиваются внимания киноакадемиков («Отступники» Мартина Скорсезе стали чуть ли не исключением из правил), с другой стороны, самого Джилленхола академики как будто не жаловали все 15 лет, с момента его первой номинации на «Оскар» за роль в фильме «Горбатая гора» Энга Ли. Они проигнорировали роли Джилленхола в «Пленницах» и «Враге» Дени Вильнева, не обратили внимание на игру актера в «Зодиаке» Дэвида Финчера и в «Стрингере» Дэна Гилроя и закрыли глаза на фильм Тома Форда «Под покровом ночи».
Хочется верить, что все может измениться в этом году. И хотя фильм 2021 года близок к первоисточнику (что уж там, он практически покадрово следует за оригиналом), создатели голливудской версии во главе со сценаристом Ником Пиццолатто («Настоящий детектив») изменили характер главного героя и добавили в картину щепотку американской реальности — полицейскую брутальность. Этот элемент в картине может стать решающим — после событий прошлого года и продолжающихся разговоров о полицейской реформе «Оскар» может обратить внимание на фильм и самого Джилленхола. Особенно, если будет проведена массивная кампания во время сезона наград, — а начало этому уже положено: на недавнем предпоказе фильма разговор с Джилленхолом для зрителей провела актриса Джейми Ли Кертис, крестная мама актера.
Еще одной темной лошадкой предстоящего сезона наград может стать картина «Дорогой Эван Хансен» (премьера в России 11 ноября) с Джулианной Мур и Эми Адамс. В основе картины популярный бродвейский мюзикл о подростке, который в попытках побороть социофобию начинает по совету психолога писать самому себе письма (отсюда и название фильма). Мюзикл имел оглушительный успех у зрителей, получил шесть театральных премий «Тони». Экранизируя свой же мюзикл, создатели фильма решили отдать главную роль старшеклассника исполнителю роли Хансена на Бродвее — 28-летнему Бену Плату. Такой выбор активно ругали кинокритики — возраст актера не так бросался в глаза на сцене, но крупные планы на огромном экране кинотеатра не смогли скрыть далеко не юношеские черты лица актера. Хотя фильм получился очень душевным, а проблемы, поднятые в картине, растрогают любого, кто был тинейджером и родителем подростка, возраст актера сильно снизил общую оценку картины. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг фильма выглядит неоднозначно — 89% зрительского одобрения и всего 33% положительных отзывов от критиков.
Впрочем, мнения кинокритиков далеко не всегда совпадают с мнением киноакадемиков. Яркие примеры — «Богемская рапсодия» и культовый фильм «Смерть ей к лицу». Эти картины, совсем не обласканные добрым словом журналистов, взяли «Оскары» и часто пересматриваются зрителями. История может повториться и с «Эваном Хансеном», на руку фильму играет растущий интерес к мюзиклам — к примеру, уже зимой выйдет ремейк «Вестсайдской истории» от Стивена Спилберга. В конце концов, судя по тому же «томатометру», после двух лет эпидемии зрителям хочется увидеть добрые и душевные фильмы, а не читать высоколобые рекомендации, где возраст чуть ли не единственная причина не смотреть фильм.