Мера рекомендательная и привлекательная: когда московские театры введут QR-коды
Большой театр первым среди коллег ввел историю с QR-кодами в Москве. Важная деталь — коды ввели не на спектакли Большого, а на те, что идут на площадке театра в рамках гастролей, то есть на гостевые. С 27 июля по 1 августа на Исторической сцене в рамках фестиваля «Черешневый лес» объявлены гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана — два балета и один гала-концерт в честь юбилея главы театра. На афише рядом с каждым из этих событий стоит приписка «Вход по цифровому сертификату (QR-коду)». В разделе для посетителей на сайте театра уточняется, что «требование обусловлено выходом указа мэра Москвы от 22 июня 2021 года». Зрителей предупреждают о том, что на входе, кроме билета и QR-кода, будут проверять паспорт.
На первый взгляд, QR-коды выглядят привлекательным решением для театральной администрации: начиная с января московские театры могут заполнять не больше половины зала, а QR-коды позволят снять это ограничение и заполнять полный зал. Но на свои спектакли Большой вводить QR-коды не спешит. Пресс-секретарь театра Катерина Новикова объяснила Forbes Life: «Мы пока решили эту меру воспринимать как рекомендательную, каковой она и является, и не увеличивать количество зрителей на Исторической сцене, зато пускать всех без QR-кодов. Пока что этот сезон мы работаем так, а говорить о том, что будет в дальнейшем и какие будут условия, сейчас невозможно». Фестиваль «Черешневый лес», организатор гастролей театра Эйфмана в Большом, на запрос Forbes Life отвечать отказался, прислав сообщение: «В мэрию Москвы».
Департамент культуры Москвы не готов отвечать за действия «Черешневого леса». Меру по введению QR-кодов для зрителей там называют рекомендательной: «Руководство учреждений самостоятельно принимает решение по этому вопросу. В Большом театре уже введена такая система для некоторых спектаклей. О запуске системы также объявили Музей космонавтики, музей-заповедник «Коломенское», музей-заповедник «Царицыно», музей-усадьба «Кусково».
Пустые залы, злые гости: репортаж Forbes о том, как московские кафе и бары перешли на QR-коды
Московские театры на рекомендации отреагировали по-разному. «Студия театрального искусства» (СТИ) действовала решительно: закрыла сезон раньше обещанного, отменив ряд спектаклей и вывесив на сайт объявление о том, что вход в театр возможен только при предъявлении действительного QR-кода и документа, удостоверяющего личность, сославшись на распоряжение мэра.
Представители «Школы современной пьесы», театра имени Моссовета и Мастерской Петра Фоменко сообщили, что находятся в процессе консультаций с мэрией. Пресс-секретарь театра Фоменко Анастасия Сергеева отметила, что вводить ограничения по собственной инициативе театр не планирует.
Марк Варшавер, директор театра «Ленком», сообщил Forbes Life: «Отношение всех руководителей положительное. Это я вам говорю как глава Директорской ложи московских театров. Но требуется особая подготовка, причем не только технологическая. Например, у нас в театре сентябрь уже продан, поэтому начать мы можем только с октября, что я уже и сделал: на премьеру «Поминальной молитвы», а также на спектакли «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Юнона и Авось» мы делаем стопроцентную загрузку зала, но пускать в зал будем только зрителей с QR-кодами. Хорошо ли это? Безусловно. Если мы делаем полную загрузку зала, значит, экономика театра будет лучше».
Службы доставки и окна с заказами навынос: как рестораны обслуживают тех, у кого нет QR-кода
По словам Марка Варшавера, алгоритм выглядит так: любой зритель, с QR-кодом и без, может купить билет в кассе театра, но вот при входе в день спектакля нужно будет показать действующий QR-код.
Александр Кибовский, руководитель столичного департамента культуры, заверил Forbes Life, что московские театры QR-коды введут без проблем: «Интерес к этой теме со стороны театров, озвученный «Ленкомом», театром Фоменко, понятен. Сейчас сезон большинство театров уже завершили, но как раз время для планирования начала нового сезона в сентябре-октябре. К этому времени значительная часть горожан уже будет вакцинирована. В этой ситуации выбор — продавать только 50% аншлаговых билетов по существующим правилам или 100% для имеющих QR-коды — для успешных театров достаточно очевиден».