К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пустые залы, злые гости: репортаж Forbes о том, как московские кафе и бары перешли на QR-коды

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
С 28 июня в московских барах, ресторанах и ночных клубах начала работать пропускная система с QR-кодами. Код получают только те, кто привился двумя компонентами вакцины или сделал ПЦР-тест. Вечером 28 июня корреспондент Forbes прогулялся по центру и посмотрел, как новые ограничения повлияли на работу столичных заведений

В 20:00 в понедельник, 28 июня, на московских улицах почти ни души — только что прошел ливень, и центр города буквально опустел. За стенами кафе Raw To Go Kitchen на Патриарших прудах от непогоды прячутся примерно 10–15 посетителей, которые разбились по группам и оживленно о чем-то болтают.

Еще на прошлой неделе команда кафе заявила в своем Instagram, что в кафе будут пускать всех вне зависимости от наличия или отсутствия QR-кода. Действительно, на входе у корреспондента Forbes не спросили ни QR-код, ни какие-либо другие документы, подтверждающие наличие антител или приобретенного иммунитета. Сотрудники и владелец заведения давать комментарии Forbes отказались: сказали лишь, что пока с проверками к ним не приходили. Живым подтверждением их слов стали очередные безмятежные клиенты, которые только что без проблем зашли внутрь.

Добровольно нельзя принудительно: как работодатели убеждают россиян прививаться от коронавируса

 

Деньги или жизнь 

Чтобы попасть в бар «Ровесник» в Малом Гнездниковском переулке, обязательно нужно предъявить QR-код — его сканирует девушка у входа. По словам администратора заведения, проблем с работой новой системы в баре пока не возникало. Внутри «Ровесника», за барной стойкой и в зале, сидят всего два-три посетителя, зато на веранде полная посадка. Те, кто не вакцинировался и не сделал тест, могут отдохнуть на свежем воздухе: посещать летние веранды без каких-либо ограничений можно до 12 июля.

28 июня до начала дождя на верандах в среднем по городу посадка была хорошей, рассказали Forbes в сети кофеен «Шоколадница». В некоторых заведениях все места на верандах были заняты, люди даже вставали в очередь, чтобы сесть за столик на улице.

 
Сергей Бобылев·ТАСС

В углу полутемного зала бара Beer & Fries за столом сидят три девушки. Это единственные посетители заведения. По словам бармена, людей пришло меньше, чем обычно. «А что еще делать? Это необходимые меры. Да, компания заработает меньше денег, но как еще победить пандемию?» — вздыхает молодой человек. По его словам, весь персонал бара прививки уже сделал, причем заставлять никого не пришлось. Бармен не теряет позитивного настроя: он уверен, что в скором времени большинство людей сделает прививку и все будет как раньше, в допандемийном 2019 году.

Кофейня Introvert на Мясницкой улице работает в обычном режиме. Войти в заведение может кто угодно, QR-коды на входе не проверяют. Сотрудники кофейни признаются, что им пока непонятно, что ждет тех, кто игнорирует новые правила, и рассчитывают, что ясная картина происходящего появится только к среде, 30 июня. В первый день работы новой системы в Introvert обошлось без проверок и эксцессов. Посетители заняли примерно половину посадочных мест и отдыхают в полумраке уютного зала.

«Это равносильно локдауну, смерти и закрытию»: рестораторы Москвы о запрете впускать «не защищенных» от COVID-19

 

Сквозь пустые залы 

Зал бара «Сосна и Липа» пуст. Внутри нет никого, кроме барменов и совладельца заведения Санчира Бадакова. «Как работает система QR-кодов? Вот так!» — смеется Бадаков, обводя рукой пустое помещение бара. По его словам, даже в понедельник посетителей должно было быть больше. «Многие еще не разобрались с QR-кодами или не успели сделать прививку, — рассуждает он. — Ситуация должна измениться». По оценке Бадакова, доля привитых людей среди аудитории заведения сейчас составляет примерно 20–30%.

Бадаков ведет корреспондента Forbes во двор, чтобы познакомить со своими коллегами: владельцем бара «Ваня нальет» Иваном Скороходовым и соучредителем кофейни «Кооператив Черный» Артемом Темировым. Их заведения тоже работают по QR-кодам. Иван Скороходов считает, что из-за нововведения бары и рестораны потеряют примерно 30% прибыли. Артем Темиров надеется, что, если посетителей из-за QR-кодов будет мало, арендодатель сделает ему скидку. «У нас очень хороший арендодатель, очень понимающая женщина. Во время локдауна она сделала нам скидку 100%, — рассказывает он. — То есть мы несколько месяцев не платили аренду вообще и сэкономили, по моим подсчетам, 2 млн рублей». Темиров согласен, что из-за системы с QR-кодами заведения понесут убытки, однако, по его мнению, это лучше, чем не работать совсем.

В баре «Крапива» в Потаповском переулке всего один человек, и тот — сотрудник заведения. По словам бармена Алексея, так в «Крапиве» прошел почти весь день. «Сейчас понедельник, но даже в понедельник посетителей обычно больше, — говорит он. — Многие еще не сделали QR-коды, кто-то просто не хочет делать прививку».

Сергей Бобылев·ТАСС

Грубые гости

Последней точкой в маршруте корреспондента Forbes стала рюмочная «Зинзивер» недалеко от метро «Чистые пруды». Войти в заведение можно только по QR-коду. По словам бармена, новая система создала некоторые трудности. «Приходилось разворачивать людей у входа. Люди по-разному на это реагировали», — рассказывает молодой человек за барной стойкой, наливая пиво последним засидевшимся посетителям. Через 10 минут рюмочная закрывается, и гостей просят поторопиться. По словам сотрудников «Зинзивера», многие потенциальные гости не смогли попасть в бар из-за отсутствия ПЦР или прививки и гостей было ощутимо меньше, чем обычно.

Среди засидевшихся гостей бара сотрудница кофейни «Шоколадница» по имени Рина. Она услышала разговор корреспондента Forbes с барменом и тоже захотела «пожаловаться, как сотрудник общепита». По ее словам, очень сложно объяснять постоянным клиентам, почему их не пускают без QR-кодов. Некоторые грубят и ведут себя агрессивно. «Гости приходят без кодов, и, когда мы их не пускаем, справедливо возмущаются. Что мне им говорить? — задается вопросом Рина. — У компании правило: без кода не пускать. Но я считаю, что людей разделять нельзя».

 

По оценке представителя «Шоколадницы», в первый день работы в новых условиях трафик в кофейнях Москвы снизился примерно на 70%, товарооборот — примерно на 50%. Многие гости недовольны, некоторые из принципа отказываются брать кофе и еду «с собой», подтвердили слова Рины в сети кофеен.

Как выполнить требования властей об обязательной вакцинации: инструкция для бизнеса

Как жить — непонятно

Результаты первого дня работы по новым правилам ожидаемо удручающие, резюмирует управляющий партнер и генеральный директор Ginza Project Moscow Максим Ползиков: «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел». Он оценивает падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95% и не отмечает заметного роста объема заказов доставки или навынос.

Alexander Zemlianichenko·AP·TASS

«Пока гостей с QR-кодами очень мало. Больше, кажется, проверяющих или гостей, которые не понимают новые правила и обвиняют сотрудников ресторанов в ущемлении их свобод», — сетует Ползиков. Он признает, что одного дня недостаточно, чтобы делать какие-то прогнозы, и ожидает увидеть «более-менее понятный тренд» через неделю. Ресторатор предполагает, что более демократичные проекты потеряют больше гостей на более долгое время, чем заведения высокого уровня.

 

«В любом случае, если использование нашей индустрии для продвижения массовой вакцинации и сработает, эффект появится не раньше, чем через месяц. Как мы будем жить это время — непонятно, тут власти не торопятся с ответами, — говорит Ползиков. — Очевидно, что москвичей, которые каждые три дня делают платные ПЦР-тесты, на всю индустрию не хватит».

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+