29 апреля в столичном кинотеатре «Россия» прошла церемония закрытия ежегодного Московского международного кинофестиваля. На брифинге перед мероприятием президент ММКФ Никита Михалков рассказал, что за неделю фестиваля состоялись показы 210 фильмов на 447 сеансах, которые посетили 32 000 зрителей. Фильмы конкурсной и внеконкурсной программ показывали в киноцентре «Октябрь», «Центре документального кино», «Иллюзионе», «Художественном», кинотеатрах сети «Москино» и кинозалах Третьяковской галереи.
Ведущий церемонии закрытия Алексей Агранович, художественный руководитель «Гоголь-центра», открыл вечер речью с рассуждениями о современном значении кинофестивалей. По его словам, киносмотры в первую очередь помогают зрителям ориентироваться в новом контенте и являются гидами по кинематографу, а также позволяют самим кинематографистам демонстрировать свои работы и получать за них награды.
«Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа
В рамках конкурсной программы члены жюри, возглавляемые режиссером Брийянте Мендосой, за восемь дней посмотрели 14 фильмов. В 2009 году Мендоса стал лауреатом Каннского кинофестиваля в категории «Лучшая режиссура» — он шел к победе несколько лет и сейчас уверен, что судить фильмы следует по их заслугам. На ММКФ-2021 председатель жюри объявил лучшим режиссером Алексея Федорченко за фильм «Последняя «Милая Болгария». В основу сценария ленты легла автобиографическая повесть Михаила Зощенко «Перед восходом солнца» — о ее экранизации Алексей Федорченко думал на протяжении 20 лет.
Гран-при ММКФ, «Золотой Святой Георгий», достался румынскому фильму «Засранка» режиссера Андрея Хуцуляка. На создание картины (дебютного полного метра Хуцуляка) режиссера вдохновил один из первых резонансных случаев онлайн-буллинга, который произошел в 2005 году в Сеуле. Тогда владелицу собаки затравили в сети за то, что она отказалась убирать за своим питомцем в вагоне метро — поступок был снят на камеру, видео опубликовано в интернете, что послужило причиной скандала. Андреа Грэмоштяну, сыгравшая в «Засранке» главную роль, стала победительницей в номинации «Лучшая актриса» — награду лауреатке вручил сербский актер Милош Бикович.
Победителя в категории «Лучший актер» объявила режиссер и сценарист Нигина Сайфуллаева — им стал иранский актер Сохейл Гханнадан, исполнивший главную роль в фильме «Сын». По сюжету картины главный герой Фарид остается в одиночестве после смерти матери и начинает заводить случайные знакомства на улице — каждый раз, пытаясь пригласить людей к себе домой, он попадает в неприятные ситуации. Награду за Гханнадана, который не смог присутствовать на церемонии, получил режиссер ленты Нушин Мераджи.
Специальный приз жюри в этом году достался немецкой комедии «Кровопийцы» Юлиана Радльмайера. В его новой работе сюжет разворачивается вокруг эксцентричной и богатой вампирши Октавии и влюбленного в нее советского эмигранта Левушки, который мечтает о карьере в Голливуде. Местом действия был выбран курорт в Северной Германии, там же проходили съемки, но, получая награду, сопродюсер «Кровопийц» Юлия Мишкинене выразила надежду, что следующий фильм Радльмайера будет полностью снят в России.
Также на ММКФ традиционно объявили работы, заслужившие награду Международной федерации кинопрессы и приз российской кинокритики. Отечественный критики отметили испанскую драму «Чрево моря» Агусти Вильяронга о выживании членов экипажа фрегата французского флота на плоту в открытом море. В состав жюри Международной федерации кинопрессы в этом году вошли Нина Ромодановская (Россия), Карен Аветисян (Армения), Александра Поршнева (Казахстан), Дарья Амелькович (Белоруссия) и Василиос Кечагиас (Греция) — они вручили награду итальянскому фильму «Равнодушные». Лента, сюжет которой основан на одноименном романе Альберто Моравиа, рассказывает о семье Арденго, оставшейся без средств к существованию.
В конкурсе документального кино победил шведский фильм «Сабайя» Хогира Хирори. Режиссер рассказал о подвиге группы людей, которые, рискуя жизнью, отправились в лагерь террористов на Ближнем Востоке. Их целью стало спасение курдских девушек, попавших в сексуальное рабство. Вручая награду, кинокритик Лев Карахан отметил, что лента привлекает внимание к тем, кто беспричинно удерживается в неволе. «Мы порой не слышим, как где-то (и мы знаем где) за колючей проволокой кому-то не дают спать, кого-то бьют дубинками, кого-то вяжут и таскают по тюрзакам», — сказал кинокритик.
Вручение специального приза «Верю. Константин Станиславский» взял на себя Никита Михалков. Лауреатом стал давний друг режиссера — актер Сергей Никоненко, которому в этом году исполнилось 80 лет. «Приз он получает за то, что действительно верен этой великой актерской школе», — заявил в своей речи Михалков. Вместе с Никоненко президент ММКФ объявил о закрытии кинофестиваля, после чего состоялся показ финского мюзикла «Кафе моей памяти».