«Убивают кино идиоты, а не интернет». Александр Кузнецов о том, почему плохие фильмы в России снимают по инерции
Александр Кузнецов родился в Севастополе в семье моряка, в 16 лет перебрался в Москву, успел ненадолго уехать в Киев, а вернувшись в Россию, окончил ГИТИС — и очень быстро стал получать роли в театре и кино (спектакль Дмитрия Крымова с его участием «О-й. Поздняя любовь» получил в 2016 году «Золотую маску»). Но его стремительный взлет начался только в 2018 году, когда Кузнецов сыграл одну из ключевых ролей в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, затем — главную роль Пети в картине «Кислота» Александра Горчилина и советского солдата — в «Братстве» Павла Лунгина. И наконец, неожиданно разбавил серьезное авторские кино сериалом «Содержанки» Константина Богомолова.
И, судя по количеству наград, стал одним из главных героев российского кино в 2019 году: в рамках ММКФ Кузнецов стал лауреатом ежегодной премии «Аванс» журнала «Кинорепортер», а летом получил приз «Кинотавра» за лучшую мужскую роль — романтичного инкассатора-поэта Виктора в «Большой поэзии» Александра Лунгина. Мы встретились с актером во время международной премьеры «Большой поэзии» в Лондоне в рамках фестиваля Russian Film Week, чтобы узнать, как стать известным российским актером, но при этом выбирать только качественные фильмы и прямо говорить все, что думаешь. Последнее у Кузнецова точно получается.
Я читала, что в детстве вы серьезно планировали побег из Севастополя в Лондон, но не удалось. А теперь, через каких-то 10-15 лет, приехали сюда на фестиваль Russian Film Week представлять фильм, будучи уже в статусе серьезного российского актера. Есть ощущение: «Я сделал это»?
Вообще ноль.
Серьезно?
Абсолютно, потому что я не сделал того, что планировал сделать к этому возрасту. К 27, по условному плану, я должен был играть большие концерты и сниматься в любых фильмах, в каких захочу. Законченных песен у меня полторы штуки, и я только сейчас начинаю предпринимать какие-то попытки международной работы. Поэтому, совершенно не прибедняясь, скажу: не ощущаю ничего. Кроме того, что я выбился из всех графиков. Мне постоянно говорят: «Саша, хватит уже кокетничать, тебе всего 27, а ты уже и это, и то успел». Но сейчас другое время. Сейчас можно и в 17 лет делать, что ты хочешь, на 100%. Вопрос ведь не в том, насколько ты формально успешен, а в том, насколько ты близок к тому, чтобы жить так, как всегда хотел. Я пока не близко. Я сейчас снимался в «Моем легионере» (французский фильм с Луи Гаррелем и с Александром Кузнецовым в одной из главных ролей. — Forbes Life) в пустыне в Африке, а через буквально одни дюны от нас снимали новые «Звездные войны». И когда ты, как подросток, лезешь на дюну и, прячась в песке, подсматриваешь, как это все выглядит, — чувство невероятной радости оттого, что ты здесь и что в жизни возможно. Все смешивается с тревожным и ясным осознанием, что впереди еще настолько длинная и сложная дорога, что 27 — это уже далеко не мало и не рано.
Тот мальчик, который планировал сбежать в Лондон, уже был с такими амбициями?
Да, конечно. У мальчика изначальные амбиции вообще не поменялись. Потому что это не амбиции скорее, а желание жить определенным образом. Просто когда стремишься к чему-то недосягаемому, что в миллион раз больше, чем ты, в любом случае по дороге соберешь какие-то волшебные бобы, золотые монетки и все остальное. Как в компьютерной игре «Гарри Поттер» 2003 года. Даже если глобально провалишься и до цели не дойдешь. Это давно всем известная штука. Главное, с этими бобами и монетками в руках не забыть, куда шел. Я очень ценю, что сейчас в России у меня есть возможность работать в хороших проектах с крутыми людьми, что я могу выбирать роли. Но, поверьте, я никогда не думал, что так произойдет.
То есть актерская профессия — это средство, а не цель?
Чистое средство. Наверное, надо быть идиотом, чтобы стремиться исключительно к актерству ради актерства. Мне кажется, нет действительно больших актеров, которые так ставили себе цель. Так же работает и с музыкой, и с искусством: ты создаешь песню, чтобы ее слышали люди. Все делается ради того, чтобы иметь «коннект» с планетой. Так что я никогда, даже в детстве, не испытывал никакой потребности непременно стать актером. И до сих пор не считаю, что эта профессия для меня «единственно возможная» и прочее. Непосредственно процесс актерской игры, здесь и сейчас, не приносит мне какого-то космического удовольствия. Даже наоборот.
А что доставляет удовольствие?
Честно говоря, весь процесс создания фильма, кроме самой актерской игры, как ни странно. Я очень люблю предпродакшн, я абсолютный фанат подготовки, тренировок, разборов, планов, чертежей, вставания в 4 утра, чтобы что-то придумать для проекта и т. д. Этот тот период, когда твой фильм все еще может быть таким, каким его задумали, когда закладывается фундамент. В этот момент у меня огромный прилив сил и веры в светлое будущее. А дальше, когда начинается сам процесс съемки, — это для меня ад и война, которые необходимо пройти, не сломавшись. Как кучке раненых солдат перейти пустыню пешком без еды, чтобы добраться домой к семьям.
В детстве я выбрал из всех возможных вариантов именно актерство, потому что посчитал, что это приведет меня к какой-то цели быстрее. Это эффективная профессия. Я не хочу быть политиком или даже работать в НАСА, хотя стать ученым или изобретателем мог бы. И хотел бы работать в НАСА год, чтобы сыграть человека из НАСА. Или я мог быть моряком, как мой папа. Мне правда интересно вообще все, даже быть помощником бармена в Бруклине — с удовольствием. Но все это не привело бы меня к достижению нужных результатов.
Интересная логика, потому что считается, что актерская профессия — это пан или пропал. И нет ничего страшнее, чем «недопопулярность» многих актеров, которые не смогли стать номером один и перебиваются мелкими ролями. Разве это не самый рискованный путь для успешной карьеры?
Наверное, вы правы. Есть риск и все остальное, но я никогда об этом не думал в таком ключе. Когда ты садишься на лошадь или за руль мотоцикла, ты не думаешь в этот момент о том, что можешь разбиться. Хотя разбиться ты можешь с довольно высокой вероятностью.
Думаю, что довольно большое количество людей именно об этом думают — и поэтому не садятся.
Вы знаете, я перед каждой посадкой на свой условный мотоцикл преодолеваю кучу страхов и сомнений. Буквально перед каждой. Я всегда боюсь и всегда делаю, это и занимает большую часть моей жизни — таскать за шкирку трусливого себя.
Наш кинокритик в рецензии на «Большую поэзию» написал, что вы на сегодняшний день единственный российский актер, который добился быстрого успеха без протекции, без насыщенного пиара — то есть органически. А в России органический успех — вещь немыслимая. Люди сразу начинают искать, что и кто за ним стоит.
Потому что у нас это в крови, к сожалению. И от такого типа мышления нам нужно избавляться как можно скорее. Это одна из самых разрушительных штук в нашем сознании: если ты чего-то добился, то обязательно нечестно. Это просто уничтожает головы людей и их собственное развитие.
Причем это абсолютный миф, что в России у всех делающих что-то хорошо людей есть какая-то протекция или «крыша». По крайней мере в 2019 году. У меня нет, например, знакомых актеров, которые по звонку дяди становились известными. Конечно, есть куча пригламуренных журнально-краснодорожечных талантов, но это вообще не тема разговора, потому что уже давно никто их серьезно не воспринимает. Сейчас другое время. Зритель — не идиот, он не будет терпеть бездарных актеров в плохом кино. Даже в самом продажном коммерческом фильме актер, которого кто-то продвинул на роль, может появиться один-два раза — дальше его сотрут сами же зрители.
Мне кажется, здесь есть еще одна история: даже если тебя не протолкнули наверх, значит, ты ради успеха продал душу — государству, политике, какому-нибудь каналу, за деньги.
Да, здесь есть другая история, куда более реальная, — ура-патриотическое государственное кино. Вот это реально работает, к сожалению.
Или можно сниматься в плохом кино, скармливая его массовому зрителю…
Ничего, в аду есть отдельное место для тех, кто такое кино создает. Потому что они несут ответственность за вкус русского зрителя. Да, у большей половины наших зрителей вкус неразвитый, очень неразвитый. И они в этом не виноваты. Есть «как бы» менеджеры, которых мы нанимаем, как сказал бы Никита Кукушкин про наше правительство. И правительство, как ни крути, ответственно за многие аспекты развития своего народа, особенно за его мышление. С кино та же самая история — те, кто продолжает насиловать человеческие глаза массовым, пошлым, продаваемым продуктом, просто сводят на нет все усилия остальных кинематографистов, которые за 3 копейки пытаются изменить мышление и логику аудитории, приучая их к сложному красивому кино. Это, без шуток, преступление, они просто делают все, чтобы зритель не менялся и продолжал делать кассу. И зрители просто не знают, что может быть по-другому, — и боятся всего. От незнания рождается страх, от страха рождается агрессия к новым формам… К новым формам — это к тем, которыми весь мир уже 50 лет пользуется, чтобы вы понимали. Полвека назад на Западе стали другое кино снимать, а у нас это новые формы сейчас.
Но есть важное замечание: плохое кино уже снимается по инерции. Инерция очень сильная, но это все-таки остаточное движение. Оно рано или поздно затухнет. Сейчас, и я это отчетливо вижу, с огромной скоростью растет количество искренних и вменяемых кинематографистов в нашей стране. Просто потому, что этого требует время.
Есть мнение, что повышение качества кино связано с развитием онлайн-платформ типа Netflix и Amazon.
Это гениальное изобретение человечества, которое отлично влияет на кино. Я не знаю, почему развели панику на этот счет — якобы платформы убивают кино. Убивают кино идиоты, а не интернет. Идиоты, которые не чувствуют время и всего боятся. Кинотеатры не исчезнут никогда, а телевизор люди и так перестанут смотреть очень скоро, даже в самых дальних уголках страны. Телевизор все равно умрет, все это прекрасно знают, даже если мы ничего не будем делать, — как умирает все, что не развивается.
Природа вообще четкий товарищ — это наш самый большой друг, потому что в ней отмирает все, что неестественно. Национализм, пропаганда, плохое кино — это все противоестественно. За них можно держаться сколько угодно, но это похоже на поезд, который уезжает с перрона, а человек в злобной истерике пытается его остановить и волочится по земле.
Вы однажды сказали, что наше поколение — оно для мира ничего особенного не сделает. А вот изменит ли ваше поколение артистов и режиссеров российский кинематограф?
Изменит. Но не потому, что мы какие-то особенные и талантливые, а потому, что мы математически попали в точку спирали времени, где мы должны это сделать. Ведь никто не был готов, наверное, к тому, что царская Россия превратится в Советский Союз. Но был такой момент времени, когда это все равно бы случилось — силами тех или иных людей. Так что мы, безусловно, все изменим — другое дело, что это не будет нашей заслугой. Это произойдет само собой, а нам просто повезло работать в эту смену, так сказать.
В какую сторону все меняется?
Я не самый большой оптимист по жизни, но я на 100% ощущаю, что все меняется исключительно в лучшую сторону. Не только в кино, но и во всех сферах, хоть это сразу и не заметно. Просто когда ты болеешь чем-нибудь и начинаешь принимать противовирусные или антибиотики, организм сначала сопротивляется — и тебе временно может стать еще хуже. Как сказал один мой товарищ, сейчас в стране все бетонируют именно потому, что чувствуют, как приходят перемены. И я говорю не про протесты и борьбу с властью, а про серьезные перемены в наших головах.
Правда ли кино в России становится свободнее? Этот вопрос появился в связи с делом Павла Устинова, когда десятки артистов встали за него с плакатами. Считается, что раньше актеры были очень зависимы от системы кинопроизводства, которая, в свою очередь, зависит от государства. А теперь этого стало значительно меньше.
Я уверен, что сейчас никакие творческие единицы глобально не зависят от государства. Другое дело, что все равно живы отголоски 90-х — и будут присутствовать в нашей жизни еще лет 10. Все равно с утра до ночи тебя обещают «закрыть», обещают, что фильмы с актерами, которые стояли в пикетах, не будут получать финансирование, и т. д.
Прямо угрожают?
Я много раз слышал эти истории, в свою сторону тоже.
Из Минкульта?
Нет, от них как раз ничего такого не слышал. Я же очень часто снимаюсь в фильмах Минкульта и Фонда кино, просто потому, что в противном случае я был бы вынужден отказываться от хороших сценариев. Дело же не в конкретных организациях, а в том, что некоторые большие дядьки (благо их уже все меньше и меньше) до сих пор думают, что кино — это базар, где продают мандарины. Миру уже давно нужно только творчество, всем плевать на старые законы, паттерны и как это работало раньше. Я где-то прочитал замечательную цитату: когда караван идет в правильном направлении, собаки лают громче всего. Именно это и происходит. Так что все нормально.
Как будут наказывать? Отсутствием кино? Лишая возможности дальше сниматься?
Есть много неприятных и даже обидных моментов, но это неотъемлемая часть развития. Я сейчас был в жюри международной премии «Эмми», выложил в «Инстаграм» фото с церемонии закрытия. И мне несколько людей написали: «А вы не боитесь, что вас объявят иностранным агентом?». И я подумал: что же творится в голове у этих людей, если они действительно об этом думают. Люди не думают, что ты представляешь их страну на «Эмми» как российский актер, они думают о том, что ты враг. Этого пока еще очень много.
Но в этом же весь рок-н-ролл — сейчас одновременно будет и свободнее, и жестче. Это как зрелость приходит к подростку — в этот же момент у него самые тяжелые переживания и сопротивление. Но потом он вырастает, отращивает бороду и поступает в Оксфорд. Надо этот момент, конечно, перетерпеть.
Вам нравится быть в авангарде этого прогресса?
Да я не выбирал. Либо просто ты нигде, либо в авангарде. У тебя нет вариантов, потому что авангард — это единственное место, где вообще что-то происходит. Нельзя просто держаться за старое, даже за хорошее старое. При этом даже в свои 27 лет иногда чувствую, что не понимаю какие-то новые вещи, потому что сейчас действительно очень быстро все меняется. И в этот момент мой глупо настроенный организм реагирует агрессивно — что за ерунда, я за олдскул, за старую музыку и кино. Я с этим внутри себя борюсь. Не бывает такого, чтобы человек сразу родился прогрессивным и в авангарде, это постоянный процесс работы над собой. Если это происходит даже с такими, как я, представляю, как сложно тем, кто постарше и вырос в закрытой стране. Но есть и обратная сторона насчет чувствования времени. Все должно быть органично и искренне. И если вы хотите снимать кино на актуальные темы, не надо делать это ради хайпа. Это моментальный провал по всем фронтам. К сожалению, есть часть киношников, которые изначально вносят в сценарий какие-то актуальные вещи, — вот здесь добавим феминисток, вот здесь сделаем героя геем, здесь про протесты, здесь про свободу/несвободу обязательно. И это всегда отвратительно, всегда видно на всех этапах. Я сразу напрягаюсь, когда вижу в сценарии искусственно внедренные актуалочки — лучше показать какие-то моменты через контекст и ощущение целого. Но это уже, ребята, вопрос таланта создателей, это никто не отменял.
Иногда так совпадает: ты делаешь то, что актуально. Мне повезло попасть в «Кислоту», «Лето», «Папа, сдохни», те же «Содержанки». Я просто попал в какие-то хайповые проекты. Я не мог предположить даже, что эти проекты будут настолько популярными. Когда мы это снимали, это все выглядело адским рок-н-рольным трешем в большинстве случаев. Но все в это верили на 100% и получали настоящее удовольствие. Поэтому обязательно, до конца жизни, надо делать только то, что приносит тебе радость. Если тебе не приносит радость бежать за поездом в огне, не беги. Если ты за ним погонишься — ты упустишь свой поезд, который будет идти ровно в другом направлении, а ты, как идиот, убежишь в другую сторону — и будешь сидеть там на пустыре в кустах, потерянный и злой.
Ваш новый фильм — «Большая поэзия» — во многом говорит именно о новом поколении людей в России и их проблемах. Об этом стремлении найти внутри себя поэзию посреди тлена, обыденности и даже мусорки в Люберцах. Вам это знакомо? Когда вы были маленьким в Севастополе, вы замечали «большую поэзию» в себе и окружающих?
Да, конечно. Наверное, только она и помогла мне не остаться в Севастополе. Просто моя поэзия — она другая, не такая, как в фильме. Я называю это романтизмом. Я ходил, как дурачок, сочинял себе жизнь, слушал Nirvana в плеере, собирал выпавшие перья голубей, красил пакетиком чая листы бумаги и записывал там какие-то заклинания из Гарри Поттера, на полном серьезе. Мы с другом гуляли по городу в уверенности, что где-то за углом могут снимать «Звездные войны» и мы попросимся туда рабочими. Да что уж там, мы нашли в школьной библиотеке маленькую книжку–учебник — на секунду! — по эльфийскому языку и несколько лет переписывались на уроках по-эльфийски. Не говоря уже о том, что я собственноручно писал 7-й эпизод «Звездных войн» (тогда еще не было ни намека на продолжение — у меня до сих пор дома лежит эта тетрадь с синим журавлем на обложке, там 90 страниц совершенно по-идиотски и очень драматично описывается сражение дроидов с джедаими, и все погибали. Я не шучу сейчас. Надо мной смеялись все, что я романтизирую жизнь, ищу везде какую-то необязательную красоту и эстетику. Но на самом деле только это мне всегда и помогало. Не какой-то закаленный характер — я вообще довольно мягкий человек, и мне тяжело дается борьба. Просто это необходимость, у меня есть сила воли, и я это делаю, но это мне не комфортно. И абсолютно ничего, просто ни одного миллиметра в Севастополе не способствовало тому, чтобы через 15 лет я сидел здесь с вами в Лондоне и давал интервью. Все случилось только благодаря придуманному мною миру, вот этой поэзии.
Я думаю, так многие живут в России. И это был главный предмет моих рефлексий в юности: почему я родился не там, где все уже правильного цвета, запаха и звучания? Почему я должен все это просто из помойки доставать? Я злился ужасно, хотел быть Гарри Поттером, который вдруг однажды просто очутился в волшебном мире. Но сейчас понимаю, что если бы не надо было бороться с обстоятельствами, возможно, у меня не было бы сейчас ничего, кроме правильных цветов, запахов и т. д.
В центре сюжета «Большой поэзии» — два сотрудника ЧОПа, инкассаторы. Работа над этой ролью помогла вам лучше понять людей с оружием?
Во-первых, я всегда их понимал, потому что вырос не в рафинированной обстановке, а скорее в той, которая описывается в «Большой поэзии». Мне это все никогда не нравилось, но я всегда их понимал. Я не романтизирую войну, ни в коем случае. Я романтизирую только войну с войной, скажем так. Когда ты жестоко борешься с теми, кто несет и культивирует агрессию. И особенно с террористами. Это все меня страшно заводит, трогает и волнует. Я считаю, что единственная агрессия в мире, которая должна остаться, – это агрессия к агрессии. И к тем, кто просто токсично отравляет планету войной. Я глубоко убежден, что никакого прощения они не заслуживают.
Но я ни в коем случае не романтизирую посттравматический синдром, который описан в нашем фильме. В чем суть посттравматического синдрома? В том, что люди ничего, кроме войны, делать не могут. Они приходят разбитые и очень часто потом идут наемниками. Это самый жесткий ад, который только можно выдумать и воплотить. Человек идет стрелять в других людей просто потому, что ему это комфортно и это получается качественно. Это практически преступление против человечества. Когда-нибудь люди будут с ужасом слушать легенды о том, что в прошлом такое было возможно и нормально.
Я задала этот вопрос еще и потому, что после событий этого лета, когда росгвардейцы жестоко разбирались с митингующими, многие задавались вопросом: как так можно? Почему такая агрессия? Должны ли мы их понимать или это наши враги? Есть ли в «Большой поэзии» ответ на эти вопросы?
Я объективно не могу воспринимать фильм, потому что я там работал. Но сам сценарий, конечно, антивоенный. Против насилия, против агрессии, против войны.
На ваш вопрос у меня два ответа. С одной стороны, отвечу как глобалист. Конечно, мы должны научиться их понимать, в этом и суть. Мы должны их лечить, мы должны их вытаскивать, мы должны общаться, мы должны терпеть. Не терпеть агрессию, а терпеть то, что они пока вот такие. Это очень сложный процесс — и весь прогрессивный мир должен приложить к этому усилия.
Второй мой ответ будет более приземленным, потому что я могу сколько угодно делать вид, что я мать Тереза, но я не хочу их понимать. Мне вообще не интересно, что они думают. Я не хочу их видеть даже, я не хочу тратить на эту войну время. Я вам скажу честно, я абсолютно не верю ни в какую вторую жизнь, по крайней мере на этой планете. Так что второго шанса прожить жизнь у меня не будет. И я просто не хочу терять время на тех, кто живет сапогами, автозаками, дубинками и ксивами. И во мне борются эти две позиции, потому что я принял для себя как аксиому, что правда всегда посередине. И мир должен лечить мир.