«Представьте, что вы на Burning Man»: как отдыхать на Байкале без вреда для природы, но с пользой для себя
В 2020 году многие жители России задались вопросом, куда отправиться отпуск в условиях закрытых границ? Кажется, ответ очевиден, ведь в России около 12 000 национальных парков, заповедников, заказников, памятников природы — особо охраняемых природных территорий (ООПТ), посещение которых дает возможность понаблюдать за уникальными экосистемами и природными явлениями. В тренде сегодня — Алтай, Камчатка, которую называют «родной Исландией», Карелия и, конечно, Байкал — хранилище мирового запаса пресной воды, памятник природы, окруженный лесами и горными массивами.
Байкал ежегодно принимает сотни тысяч туристов со всего мира. Посчитать их точное количество через въездные точки национальных парков и заповедников не так просто: определенный процент отдыхающих незаконно попадает на территории в обход контрольно-пропускных пунктов. Чтобы бороться с этим, планируют внедрять автоматизированные системы учета посетителей. Например, шлагбаумы с датчиками, фиксирующими въезд и выезд; камеры, считывающие номера машин; мобильные приложения по оформлению разрешений на посещение для туристов и базой данных, доступной всем инспекторам, работающим на территории парка.
Новый год никто не отменял: куда и как россияне полетят отдыхать на зимних каникулах
Полная картина посещений текущего года будет известна только к весне 2021, но уже сейчас можно утверждать, что в 2020 году посетителей прибавилось. Причин у такого явления несколько, главная — закрытие границ, заставившее людей сфокусироваться на поездках по России вместо зарубежных туров. По данным объединенной дирекции «Заповедное Подлеморье» (одна из трех крупных байкальских ООПТ, которая располагается на территории Республики Бурятия и объединяет Забайкальский национальный парк, Баргузинский заповедник и Фролихинский заказник), за период с 1 января по 1 ноября 2020 года эту территорию посетило 45 306 человек. Фактически, она была открыта к посещению только 7 месяцев: остальное время действовали ограничения из-за пандемии. Для сравнения, за 12 месяцев 2019 года «Заповедное Подлеморье» приняло чуть более 44 000 туристов.
Что ждет туриста на Байкале
Что вообще значит — поехать на Байкал? В большинстве случаев алгоритм действий такой: сначала купить билет до Иркутска или Улан-Удэ, а потом на наземном транспорте добраться до одной из охраняемых природных территорий.
Озеро вместе с побережьем образует Участок Всемирного природного наследия площадью 89 000 км. Непосредственно к побережью Байкала примыкает 10 охраняемых природных территорий федерального значения: три заповедника (Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский), два национальных парка (Прибайкальский и Забайкальский) и пять заказников — природных территорий, на которых под охраной находится один или несколько конкретных видов флоры и фауны, историко-культурных или геологических объектов (Кабанский, Алтачейский, Фролихинский, Тофаларский и Красный Яр).
Обязательное условие для их посещения — оформление разрешения: онлайн на сайте конкретной территории либо на контрольно-пропускных пунктах. О возможностях размещения и правилах отдыха можно прочитать на сайтах самих территорий. Как правило, они предлагают туристам остановиться в платных кемпингах, где есть место для палатки, разведения костра, парковки автомобиля.
Еще один вариант размещения — деревянные домики или так называемые «кордоны», в которых есть печное отопление, электричество от солнечных батарей по вечерам, баня и иногда даже мобильная связь. Кордоны принадлежат национальным паркам и не входят в стоимость посещения — ночевку в них придется оплатить отдельно. Современный вариант таких домиков — это более комфортные экоотели и глэмпинги, которые пока в меньшинстве. В основном они открываются на пересечении наиболее популярных туристических маршрутов, например, на острове Ольхон и в поселке Листвянка Иркутской области.
Национальные парки и заповедники, которые стремятся к устойчивому развитию, устанавливают рядом с кемпингами пункты для раздельного сбора отходов. Такая система с 2019 года работает в Забайкальском национальном парке в рамках программы Фонда «Озеро Байкал», а в Байкальском заповеднике раздельный сбор мусора появился еще 15 лет назад, до того, как о продвижении экотуризма начали говорить как о национальном приоритете. Но контейнеров для вторсырья и смешанного мусора может и не быть — тогда абсолютно все отходы придется вывезти с собой в город, чтобы не оставлять след и минимизировать воздействие на природные ландшафты.
Забито все: как Алтай перестал быть русской Исландией и сколько теперь здесь стоит отдых
Куда уходит мусор?
Даже в парках, где установлены контейнеры, есть проблемы с вывозом мусора. Главная трудность — это высокие затраты на транспортировку отходов из-за удаленности территорий от пунктов переработки и легальных полигонов. Например, расстояние от входной точки Забайкальского национального парка до города Улан-Удэ, где можно сдать вторсырье заготовителю, составляет 280 км, а смешанные отходы можно безопасно утилизировать только на полигоне в селе Нижний Саянтуй, преодолев такую же дистанцию в другом направлении.
Региональные операторы поставлены законодательством в такие условия, что им невыгодно заниматься внедрением раздельного сбора и даже вывозить регулярно смешанные отходы из национальных парков и заповедников. Проще говоря, обслуживание контейнерных площадок на расстоянии более чем 50 км от города — это очень дорого и убыточно для всех причастных организаций.
В городах и крупных населенных пунктах система накопления и сбора отходов отлажена намного лучше. Поэтому, есть рядом мусорки или нет, лучшее, что пока может делать турист — это забирать мусор с собой и утилизировать его в ближайшем городе — это не только сохранит природу, но позволит паркам инвестировать сэкономленные на вывозе средства в развитие инфраструктуры для экотуризма.
Как 26-летний выпускник МГУ заработал 40 млн рублей на использованных бутылках
Есть и промежуточный вариант — часть отходов оставлять в парках на пунктах раздельного сбора (например, в Забайкальском национальном парке вас научат, как это делать, а в случае успеха еще и дадут купон на бесплатные услуги парка при следующем посещении), а остальное забирать с собой.
Но дело не только в текущем законодательстве. Еще один ответ на вопрос «Почему в тайге нет контейнеров?» лежит в природоохранной плоскости: у каждого объекта инфраструктуры есть свой углеродный след, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Представим, что турист приехал на отдых в кемпинг на Байкале, там же выбросил мусор в контейнеры, а через несколько дней уехал на машине в город. После этого уже мусоровоз национального парка или муниципалитета, работающий на бензинном топливе, проделывает тот же путь и производит двойной объем выбросов СО2, увеличивая углеродный след контейнерной площадки.
Представьте, что вы на Burning Man
Международные принципы «Принес — забери с собой» и «Не оставляй след» существуют довольно давно и составляют важную часть концепции ответственного туризма. Одной из первых эти принципы разработала некоммерческая организация Центр этики отдыха на природе США, основанная в 1994 году. Впоследствии принципы были законодательно утверждены Федеральной службой национальных парков страны.
Один из самых необычных и успешных примеров реализации этих идей на практике — обращение с отходами на Burning Man, который ежегодно проходит в американской пустыне Блэк Рок, в штате Невада, и объединяет более 78 000 участников. Там действует строгое правило, из которого нет исключений: все, что привезли в пустыню, нужно увезти с собой. Это касается и отходов, и одежды, и реквизита — словом, местность не должна измениться ни на один забытый фантик после отшумевшего недельного события.
Организаторы прежде всего призывают всех участников к коллективной ответственности и из года в год успешно развивают сообщество, члены которого чувствуют себя не просто зрителями, а создателями самого мероприятия, ответственно относящимися к окружающей их природе. А это действительно важно, учитывая тот факт, что пустыня Блэк Рок — это уникальная территория, которая находится под особой охраной Бюро земельного управления США.
Экотуризм начинается с планирования. Можно посмотреть простой чеклист, разработанный фондом «Озеро Байкал» при pro bono поддержке Method Production — он подходит для подготовки к путешествиям в любые природные зоны. Первый шаг — найти как можно больше информации о месте назначения: где можно получить разрешение, где остановиться, какие есть правила посещения и особенности утилизации отходов. После этого самое время собрать zero-waste рюкзак с минимальным количеством одноразовой упаковки и предметов. Важно рассчитать количество провианта, чтобы не пришлось избавляться от лишней еды. «Не оставлять след» — значит не только «не мусорить», но также уважать диких животных, не собирать «на память» растения и камешки, а наблюдать и созерцать.