«Если я скажу, что устал, меня спишут»: почему мужчины умирают раньше женщин и не ходят к врачам
Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России в 2019 году превысила 68 лет (если говорить точнее, достигла показателя 68,24 года). И это все еще очень мало — почти на 10 лет меньше, чем у российских женщин, и на пять лет меньше, чем у мужчин из стран с сопоставимым уровнем валового национального дохода на душу населения (если сравнивать данные за 2018 год).
В 2017 году треть всех мужских смертей пришлась на мужчин в возрасте от 16 до 59 лет. В России мужчины трудоспособного возраста чаще всего умирают от болезней системы кровообращения, «внешних причин» (ДТП, несчастных случаев, убийств, самоубийств и алкогольных отравлений) и новообразований. Причем по уровню мужского суицида Россия и вовсе абсолютный мировой лидер. По данным Всемирной организации здравоохранения, российские мужчины кончают жизнь самоубийством в 6,5 раза чаще, чем российские женщины.
Говоря о низкой продолжительности жизни, стоит учитывать не только уровень медицины, но и представления о том, каким, по мнению россиян, должен быть «настоящий мужчина». Гендерные стереотипы могут мешать мужчинам следить за состоянием своего здоровья, своевременно обращаться за помощью к врачам или психологам, а также делиться своими переживаниями и проблемами и находить поддержку у близких.
Физическое здоровье
Мужчины во всем мире реже обращаются к врачам. Глава Минздрава России Михаил Мурашко считает, что мужчины в два с половиной раза реже обращаются за медицинской помощью, чем женщины. По данным Всероссийского союза пациентов, разница в обращениях менее ощутима и составляет 20%. Летом 2019 года, еще до коронавируса, заведующий 46-й подстанцией скорой помощи в Москве Петр Давыдов заявил, что мужчины в полтора раза реже женщин вызывают скорую помощь, потому что им «неудобно».
«Российские мужчины не умеют о себе заботиться. Мол, папа и дедушка не ходили в больницу, справились же как-то — и я как-то справлюсь», — объясняет преподаватель практик осознанности, тренер по саморегуляции Максим Кузьмин. Он перечисляет хорошо знакомые фразы, которые лучше всего характеризуют господствующие представления о «правильном» мужском поведении и отношении к собственному здоровью: «Ты ж мужик», «Ну чего ты как не мужик?», «Чего ты ноешь?», «Само пройдет», «Боль надо терпеть». «А если речь не о походе к врачу, а к психологу, то тут вообще: «А что я, больной что ли?», — добавляет Кузьмин.
На отечественные гендерные стереотипы влияет в том числе героическое историческое наследие, считает психолог, тренер программы по работе с обидчиками «Кризисного центра помощи женщинам Астраханской области» Максим Русанов. «Очень долго общество боролось с тем, что мужчины носят маски [в пандемию]— типа это как-то не мужественно, — приводит пример Русанов. — Мужчины не уверены, что имеют право заботиться о себе. Ведь люди героические о себе не заботятся».
«Если я признаю свою слабость, скажу, что я болею, устал или не могу зарабатывать больше 40 000 в месяц, например, то меня спишут. Всë, сломался, несите другого мужчину» — примерно так может рассуждать обычный россиянин, говорит Максим Кузьмин.
Психологическое здоровье
Пандемия коронавируса, с одной стороны, позволила списать часть трудностей на вызванный ею кризис, хотя они возникли еще до него, а с другой — сделала многие проблемы более видимыми, считает врач, основатель терапевтического метода коммуникации «Открытый диалог» Дмитрий Шаменков. Выступавшие на MaleFest психологи сообщили, что за последний год резко выросло количество обращений со стороны корпоративных клиентов, которые просят помочь сотрудникам справиться с тревогой и стремительным профессиональным выгоранием, связанным с переходом на удаленку. Выгорание не зависит от гендера, отмечает Шаменков, однако признать наличие проблемы и обратиться за помощью мужчинам бывает сложнее.
«Мужчины знают, что такое выгорание, на уровне переживаний, но редко осознают. В управленческой среде у нас нет культуры систематического отдыха. Отдых — это что-то такое запретное, а предмет гордости — героический труд. У людей нет понимания, что за вдохом должен следовать обязательно выдох, — объясняет Шаменков. — Многие мужчины пытаются компенсировать выгорание алкоголем, наркотиками, развлечениями деструктивного характера. Они редко осознают усталость и очень редко говорят об этом».
По наблюдениям Максима Русанова и его коллег, на девять обратившихся за психологической помощью женщин приходится один мужчина. «Признать, что у тебя не все хорошо — это очень важный шаг. Героическая идея о мужественности не позволяет признать, что нужна помощь. Я могу сказать о том, что мне плохо, Коляну, с которым выпиваю, а на людях — не могу. А обращение за помощью — это же выход в социум. Социум много лет транслировал, каким должен быть мужчина — сильным. Решающим проблемы, а не признающим, что проблемы есть», — говорит эксперт.
Экономика
Часто мужчины испытывают двойное давление — общественных и внутрисемейных ожиданий. «Есть жены, которые прямо говорят, что муж, который зарабатывает меньше определенной суммы, в их глазах перестает быть мужчиной, и что с этим делать, особенно с учетом экономической ситуации в стране, непонятно», — говорит Максим Русанов.
Экономические кризисы — еще один фактор риска. Изучая последствия кризиса 2008 года, ученые выяснили, что рост безработицы на 1% приводит к росту самоубийств среди людей моложе 65 лет на 0,8%, причем значительно растет количество именно мужских суицидов — с 2,7% от общего числа мужчин в 2007 году до 5,8% в 2010-м.
Мужчины, берущие на себя роль кормильца и добытчика, особенно болезненно переживают потерю работы. А в небольших городах или сельской местности найти работу с нормальной зарплатной сложно даже в условиях экономической стабильности. «Какой же ты кормилец, если у тебя зарплата 12 000? А это реальность, особенно в несезон», — приводит пример Русанов. В результате мужчины вынуждены уезжать на заработки в крупные города или другие регионы и терять связь с семьей и близкими.
Кризис ролей и отсутствие поддержки
Более 70% российских мужчин хотели бы больше участвовать в воспитании детей, но при этом только около трети реально вовлечены, включены в отцовство — такие данные приводит профессор НИУ ВШЭ Елена Рождественская. «Современные мужчины действительно хотят быть хорошими отцами, лучшими, чем были у них самих, но налицо конфликт между ролью отца и добытчика», — говорит Максим Русанов, который также ведет «Папа-клуб» в Астраханской области.
Особую роль внутрисемейные и внешние социальные связи начинают играть в зрелом возрасте. С одной стороны, мужчины боятся старости и немощности, то есть боятся быть слабыми, однако наличие жизненной цели позволяет жить дольше и с более высоким качеством, показывают исследования.
Так, наличие жизненной цели почти в два с половиной раза снижает риск преждевременной смертности, причем это работает и для мужчин, и для женщин. «А одинокие люди более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, а также чаще умирают от ишемической болезни сердца и инсультов», — напоминает врач Дмитрий Шаменков.
Мужчинам сложнее находить поддержку и делиться своими переживаниями, уверены эксперты. «У мужчин, в отличие от женщин, крайне редко бывает круг, в котором есть взаимоподдержка, — считает Шаменков. — Важно иметь сообщество, мужскую группу, в которой ты можешь быть уязвимым. Уязвимость ведет к развитию, потому что ты признаешь свою слабость, признаешь сильного и можешь дальше вслед за ним пойти. Ты можешь подтянуть свои качества в отличие от ситуации, когда не признаешь свои слабости и силы. Таких групп немного, но я видел их: там мужчины смогли быть открытыми друг к другу до такой степени, чтобы стоять спиной к спине и проявлять такую коллективную, что ли, мужественность».
В России пока еще мало групп поддержки для мужчин, но найти их можно, считают эксперты. И приводят в пример набирающие популярность папа-клубы, где мужчины обсуждают не только родительство, но и многие другие сферы жизни.
Что делать
«Во-первых, важно находить время на самого себя, — считает Дмитрий Шаменков. — Во-вторых, научиться себя чувствовать, понимать, что происходит с организмом и что происходит на уровне эмоций. В-третьих, важно учиться диалогу, то есть проявлять свои чувства и слышать других людей, сопереживать».
Максим Русанов напоминает, что у мужчин есть выбор, кем быть и каким быть: «Я никакой не заложник, не крепостной, несмотря на историю семьи, страны и собственную биографию. Могу выбирать, могу чувствовать и быть открытым. Открытость — это сила большая. Если я уязвим, это значит, что я сильный человек на самом деле».
Максим Кузьмин также говорит о том, как важно не терять связь с собственными чувствами и ощущениями. Идеальный вариант для этого — психотерапия, считает эксперт, но также напоминает о методах осознанности (mindfulness), йоге, о боевых искусствах, например айкидо, где можно познакомиться с собственным телом и эмоциями и таким образом заботиться о себе и своем состоянии. «И учиться говорить, учиться быть честным с собой, с близкими, чтобы вот эту самую поддержку, это сообщество развивать рядом с собой», — добавляет эксперт.
- Голодание, ледяные ванны, воздухоплавание: как миллионеры и селебрити заботятся о своем здоровье (и иногда его портят)
- «Столкнулся с возражением? Давай, убей его»: почему авторитет, основанный на власти, больше не работает
- «Идите навстречу боли, а не избегайте ее»: жизненные принципы миллиардера Рэя Далио