«Быть интеллектуальным волонтером выгодно»: бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян — о новой бизнес-этике
Интеллектуальное волонтерство — это форма благотворительности, когда человек безвозмездно использует свои профессиональные навыки и знания на благо другим. Оно не менее важно, чем другие виды помощи, финансовой и гуманитарной. Вообще любое волонтерство правильное. В свое время, когда мы играли в КВН, я говорил, что КВН — это образ жизни, так же и здесь. Сегодня мы, кажется, наконец приходим к обществу, в котором, если ты не имеешь в своей жизни частичку волонтерства, ты уже не цельный персонаж. На Западе эта идея давно укоренилась, мы подходим к ней только сейчас, и этому есть объяснение. Мы вышли из Советского Союза, где вообще не было системной благотворительности — государство решало за нас все вопросы. Мы могли подать кому-то около церкви, но на этом все заканчивалось.
Есть вторая проблема. Это миф, что добрые дела нужно делать тихо, и мы с ним активно боремся. Наоборот, нужно кричать, что ты занимаешься благотворительностью, потому что это запускает цепь добра. Надо быть примером в семье, среди друзей и на работе, чтобы все больше людей в это вовлекалось. Форм вовлечения существует множество, интеллектуальное волонтерство, пожалуй, самая авангардная из них, по крайней мере в России. В США оно известно с середины XX века, когда адвокаты соглашались защищать кого-то в суде pro bono (во благо), то есть бесплатно. Сегодня интеллектуальное волонтерство гораздо больше, чем просто помощь одного человека другому. Это, помимо прочего, важный элемент бизнеса.
Зачем это нужно бизнесу
Как говорит преподаватель Московской школы профессиональной филантропии Александр Семин, сейчас то время, когда любая коммуникация эффективна, если она социальна. Если посмотреть на многие успешные рекламные кампании, станет очевидным, что они несут в себе социальную направленность. Косметический бренд теперь продает не просто крем, а идею, что любая женщина может быть красивой, с кремом или без. Модные бренды делают акцент на своей экологичности: посмотрите, мы создаем кроссовки из водорослей и пластика. Цивилизация зашла в определенный тупик, когда человек может уничтожить планету, и в этом тупике наша социальная позиция — благотворительность, волонтерство, любая другая помощь — помогает выживать и дает определенные смыслы. Людям, компаниям и их сотрудникам важно, в какой позиции они находятся, каким ценностям следуют, как участвуют в решении глобальных социальных проблем.
Поэтому сегодня внедрение политики КСО (корпоративной социальной ответственности) и создание программ устойчивого развития — это неотъемлемая часть построения мощного HR-бренда и инструмент, необходимый для сохранения конкурентоспособных позиций компании. Так происходит и с компаниями, которые подключаются к платформе ProCharity фонда «Друзья» и становятся HR-партнерами, то есть донорами интеллектуальных волонтеров в лице своих сотрудников. Это означает, что компания оплачивает своим специалистам рабочее время, которое они посвящают помощи благотворительным организациям (сейчас платформой пользуется 400 социально ориентированных НКО, еще столько же проходит процесс проверки и верификации данных, чтобы получить доступ к платформе. — Forbes Life). Например, дизайнер создает макеты для рекламных листовок какого-то фонда, бухгалтер помогает с отчетами, SMM-менеджер готовит посты для социальных сетей и т. д. Выгоду получают все участники цепочки: и НКО, и работодатель, который поднимает статус своей компании, и сотрудник, чувствующий особую важность своей работы.
Недавно главы крупнейших компаний мира, в том числе Apple, Amazon, General Motors (всего 181 компания), выступили с заявлением, что эра, когда главной задачей CEO было получение максимальной прибыли акционерами компании, прошла. Наступили новые времена с новыми глобальными ценностями и новой бизнес-этикой.
Судя по тому, что уже более 20 корпораций подписались на нашу платформу ProCharity, в России тоже укрепляется эта идея. Нашими партнерами уже стали Тинькофф Банк, «Ростелеком», Альфа-банк, Coca-Cola, «Сибур», IKEA, «Билайн» и многие другие. Помогают не только фондам-участникам платформы, но и самому проекту. Например, IT-компания, входящая в холдинг USM (генеральный директор USM Management Иван Стрешинский является членом правления фонда «Друзья». — Forbes Life), бесплатно занимается технической поддержкой платформы и активно участвует в разработке, тестировании и внедрении новых технологических решений на ProCharity. Генеральный партнер проекта Mastercard поддержал идею развития интеллектуального волонтерства еще на этапе разработки самой платформы, когда прототип программы был буквально чертежом на салфетке. Сейчас в Mastercard сотрудникам выделяют для исключительно волонтерской деятельности несколько дней в месяц — рабочих, оплачиваемых дней, поощряя тем самым своих сотрудников проявлять социальную активность. У больших консалтинговых компаний — McKinsey, BCG — деятельность pro bono тоже является частью корпоративной культуры. McKinsey помогали нашему фонду разрабатывать стратегию для фонда «Доктор Клоун», участника программы «Команда профессионалов». BCG подготовила стратегию Школы для врачей хирургов-онкологов. Появляются рейтинги социально ответственных компаний, премии и ассоциации, которые занимаются популяризацией корпоративного волонтерства и стимулируют развитие услуг pro bono на российском рынке.
Зачем это нужно каждому
Но необязательно ждать, пока компания, в которой вы работаете, внедрит программу интеллектуального волонтерства — можно и даже нужно действовать самостоятельно. Каждый человек хочет создавать ценность в этом мире, но не каждый может помогать финансово или заниматься классической волонтерской деятельностью. Интеллектуальное волонтерство решает эту проблему и помогает почувствовать особую значимость своей работы. Инвестируя свои профессиональные навыки и время в доброе дело, вы буквально делаете мир чуть лучше и сами становитесь неравнодушным человеком как к чужим проблемам, так и к собственной работе.
Вторая проблема — это доверие, с которым у нас пока есть проблемы. Мы не доверяем друг другу, не доверяем соседям, институтам, бизнесу. С помощью волонтерства радиус доверия увеличивается, люди начинают верить в добро, в себя, свои возможности и способность повлиять на общую ситуацию. Я с радостью возьму на работу человека, у которого в резюме написано, что он интеллектуальный волонтер, потому что мы все хотим находиться в кругу людей, объединенных общими ценностями. Мой сын окончил школу в Англии, получил плохие выпускные оценки, но даже при этом смог поступить в один из лучших вузов мира, Нью-Йоркский университет. Я думаю, он поступил, потому что люди [из приемной комиссии] прочитали его эссе, где он описывал свой волонтерский опыт и участие в социальных проектах. В западной системе образования, как и на рынке труда, эссе играет огромную роль. Важны не только оценки в дипломе и опыт работы, но и то, какой ты человек. Мы все в своих резюме стараемся немного рассказать о себе — о своих увлечениях, любимом спорте, неординарных талантах и навыках. Волонтерство — то, что выделяет кандидата среди других, на что обращают внимание HR-специалисты, в том числе и в России.
В-третьих, интеллектуальное волонтерство — это площадка, где можно развивать свои навыки. Люди со всего мира, окончившие медицинские вузы, едут работать в Африку, чтобы отточить там свое мастерство. Учителя на несколько лет уезжают учить детей в деревнях стран третьего мира, где образовательные учреждения находятся в плачевном состоянии. Юристы берутся за кейсы бездомных людей — и добиваются системных изменений и справедливости для своих подопечных. Все эти люди хотят не только поменять мир, но и меняются сами, набираясь колоссального опыта. Необязательно уезжать на другой край света, чтобы добиться такого эффекта, — достаточно сделать запрос в местные благотворительные организации, чья миссия отзывается лично у вас в душе, и спросить, нужна ли им ваша профессиональная помощь.
Быть интеллектуальным волонтером выгодно, потому что это становится частью вашей личности. Это помогает прокачать профессиональные навыки, повысить вашу стоимость на рынке труда, стать лидером, за которым пойдут другие, — и заодно чистит карму. Волонтерство повышает уровень доверия к вам и дает фантастические знакомства, причем с лучшими людьми — такими же неравнодушными и интересными.
- Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность
- Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги
- «Мы все, начиная с Чулпан, в этой стране первопроходцы»: Ингеборга Дапкунайте — о фонде «Вера», эффективной благотворительности и реакции на критику