Какие наши годы. Как современная медицина и косметология помогают быть вечно молодыми
Мы больше не хотим просто хорошо выглядеть — этого мало. Мы хотим прекрасно себя чувствовать и знать, что впереди нас ждет еще много-много лет здоровой жизни в теле, которое нам нравится. Нынешние клиенты косметологических клиник старше 40 лет — возможно, первое поколение, которое четко осознает, что красота и здоровье — две стороны одной медали. И если «повернуть время вспять» — все еще запрос из области научной фантастики, то «заморозиться» в настоящем (или как минимум серьезно замедлить процессы видимого старения) вполне реально. Для этого эстетическая медицина делает ставку на передовые и даже авангардные открытия современной науки и как никогда раньше сотрудничает с другими областями медицины — эндокринологией, диетологией, генетикой и классической терапией.
Будущее уже наступило
Возможно, главное, что нужно знать о современной косметологии: anti-age — это прошлый век. Войну с возрастом наконец-то закончили вничью, и даже с небольшим преимуществом. Главный тренд бьюти-индустрии последних лет — pro age — существует в рамках глобального курса на естественность и предполагает уважение к возрасту и его потребностям. Позитивное отношение к возрасту — один из главных постулатов геронтологии, науки о старении. Только принимая изменения, происходящие с организмом, ими можно управлять — замедлять, уменьшать риски, выжимать максимум из своих возможностей. Более того, установка на позитив стала пятым элементом медицины будущего. Раньше ее принципы укладывались в четыре пункта: предиктивная (предсказательная), профилактическая, персонализированная и партисипативная (когда пациент и врач работают в тандеме) — и потому она называлась 4П-медициной. Но теперь она стала еще и позитивной, где важны не только технологии, но и психологическое состояние пациента.
5П-медицина кажется слишком прекрасной, чтобы быть реальной, но именно к ней движется наука и индустрия. Уже сейчас генетика помогает выявлять риски мультифакторных заболеваний с довольно высокой точностью. Зная свой генетический потенциал, можно менять образ жизни в соответствии с запросами организма и снижать эти риски — так реализуется превентивный элемент медицины будущего. «Сегодня все врачи обращают внимание на эпигенетику — как то, что заложено в наших генах, работает на практике в зависимости от образа жизни, экологии и других внешних условий. Наследственность всего на 15% влияет на наше здоровье. А то, как мы относимся к нашему организму, — уже до 85%», — утверждает Юлия Чеботарева, главный врач клиники результативной косметологии «Эстелаб», член ASLMS. Отчасти с помощью генетических технологий происходит и персонализация косметологии — больше не нужно вслепую делать все подряд новейшие процедуры, можно заранее понять, какие будут наиболее эффективными.
«Мы с большим успехом внедрили программу «Генетический паспорт кожи», — рассказывает владелец сети клиник Seline Clinic Евгений Птушкин. — Это исследование показывает индивидуальную способность фибробластов к регенерации и делению. Имея такую диагностику, можно исключить риск осложнений и прицельно составить курс омоложения».
Мужское начало
Партисипативность — принцип командной работы врача и клиента — предполагает, что медицинский специалист должен а) детально знать анамнез и особенности здоровья своего пациента, б) работать с ним на протяжении долгого времени. Поэтому неудивительно, что топ-менеджеры и предприниматели, которые хотят жить долго и продуктивно, сегодня имеют не только менторов для деловых вопросов, но также медицинских коучей и семейных врачей. Кто-то идет еще дальше и становится клиентом биохакерских компаний — «оцифровывает» себя, регулярно сдавая анализы и отслеживая десятки, а то и сотни показателей здоровья, а также проводит «интервенции» (пробует разные методы улучшения эффективности организма). Но большинство ограничивается более проверенными способами следить за здоровьем — делают регулярные чекапы, консультируются с семейными врачами и периодически проходят «молодильную» терапию.
В нее теперь входит не только косметологическая практика, но и работа с телом. «В последние пять лет процедуры по коррекции тела стали безумно востребованными. Более 60% клиентов обоего пола готовы пройти их, даже если до этого они ни разу не посещали косметолога, особенно мужчины», — подтверждает Юлия Чеботарева. В ее клинике можно пройти аппаратную процедуру Emsculpt, которая обеспечивает рельеф ягодиц и плоский живот за счет роста новых мышечных волокон. Процедура занимает 30 минут — вы просто лежите, а электромагнитное поле делает свою работу.
Наплыв мужчин в клиники косметологии — еще один очевидный тренд, который влияет на набор услуг эстетической медицины. «Процент мужчин среди наших пациентов растет — сегодня их уже 15% от общего числа. Их основные запросы — антивозрастные процедуры, помогающие стать «свежими, бодрыми и полными сил». Они большие поклонники самых передовых технологий: например, часто делают термолифтинг, который дает результат, сравнимый с хирургической подтяжкой лица», — рассказывает Елена Николаевна Егорова, врач-косметолог, дерматовенеролог Seline Clinic.
Другими словами, каким бы мощным ни было движение в сторону естественности, мы все еще не против подкорректировать свой внешний вид. Ничего удивительного в этом нет, статистика на стороне привлекательности. После 20 лет масштабных социальных исследований профессор Техасского университета Даниель Хамермеш пришел к выводу, что симпатичные топ-менеджеры старше 40 лет в среднем зарабатывают на 4% больше своих менее привлекательных коллег. «Они получают дополнительную лояльность со стороны акционеров и достигают больших результатов во время переговоров. А акции компании могут подрасти после публичных выступлений привлекательных СЕО», — подтверждают выводы Хамермеша исследователи из Висконсинского университета Джозеф Т. Хэлфорд и Хунг-Чиа Хсу. Возможно, именно поэтому главная целевая аудитория клиник эстетической медицины — люди 35–50 лет с высоким доходом. Внешность для них еще и карьерный инструмент.
Быстро и просто
Конечно, параллельно с развитием технологий растут и запросы. Лицо без морщин и стройное тело должны даваться просто. Отсутствие реабилитации, болезненных ощущений, всесезонность процедур, сокращение курса лечения, а еще лучше мгновенный результат — вот чего ждут пациенты. Здесь на помощь косметологам снова приходят технологии из других областей медицины. Например, используемая в терапии трансдермальная доставка химических кислот позволяет проводить ТСА-пилинг без периода реабилитации. Гормонотерапия (традиционно применяется в андрологии и гинекологии) и аппаратная косметология позволяют пациентам в 50 и 60 лет иметь мышечный рельеф, как у молодых атлетов. Аппаратный смас-лифтинг сегодня официально стал аналогом хирургической подтяжки лица: всего за час происходит воздействие на все слои кожи и подкожно-жировую клетчатку. Как результат — минус второй подбородок и никаких признаков врачебного воздействия. Еще одно ноу-хау — лицевые нити с засечками, в которых уже содержится специальный состав веществ, питающих кожу на протяжении восьми месяцев. Это избавляет пациента от дополнительного курса биоревитализации.
Проще и быстрее стало лечить зубы. В «Клинике Бернацкого» запатентовали метод установки имплантов B2S прямо в день удаления зубов. «Классический протокол имплантации: удаление зуба и период ожидания заживления лунки около двух месяцев. За это время происходит атрофия тканей, и после имплантации будет, скорее всего, видно, что зуб не родной, — говорит главный врач клиники Борис Бернацкий. — Я изменил протокол с немедленной имплантацией после удаления зуба, что помогает сохранить естественные ткани. Сейчас эту методику применяют врачи в разных странах мира».
Интеллект и заморозка
Делать все быстро и безболезненно позволяют аппаратные технологии, объединенные красивым и умным названием «интеллектуальный интерфейс», — лазеры, радиоволны, ультразвук, криотерапия. Точечное воздействие аппаратом длится какие-то доли секунды, за которые мы не можем даже кожей почувствовать болезненный дискомфорт. «Современные сосудистые импульсные PDL-лазеры на красителях помогают быстро и безопасно бороться с любым типом сосудистых патологий», — говорит Юлия Чеботарева. Процедура абсолютно безболезненная, проходит очень быстро, без анестезии и риска ожогов. Тот же PDL-лазер помогает бороться и с последствиями акне, которое за последние годы сильно «постарело» и стало беспокоить пациентов после 35 лет.
Современные лазеры, имеющие соответствующую регистрацию FDA, за одну процедуру умеют решать самые разные задачи: омоложение, удаление пигмента, темных кругов, постакне и расширенных пор. А еще, согласно данным Фонда по борьбе с раком кожи США, аппаратные технологии могут нормализовать выработку меланина — защитных функций кожи, что можно считать косвенной профилактикой рака кожи, вызванного ультрафиолетом. Даже после одной процедуры эффект длится до трех месяцев за счет невидимой работы обновленных клеток.
С дряблостью кожи лица и тела теперь борются не массажами, а сфокусированным ультразвуком и термолифтингом. Дорогостоящая, но однократная процедура может дать эффект на целый год: токи высокой частоты воздействуют на глубокие слои кожи, усиливая лимфоток и обновляя обмен веществ. Под действием аппарата волокна кожи обновляются и снова становятся упругими — вместе с ними возвращаются четкий овал лица и контуры тела. А с жировыми отложениями — пусть речь идет об одном несчастном сантиметре на талии — помогает справиться липомоделирование силуэта. Умеренно низкие температуры (–11 °С) кулскалптинга позволяют за одну процедуру избавиться от 30% жира в зоне воздействия практически навсегда.
Авангардные технологии
На самом деле ноу-хау в мире медицины — не то что новинки среди гаджетов или сезонных коллекций макияжа. Независимые клинические исследования занимают не менее шести лет. Многие технологии, которые только сейчас появились на рынке, были открыты еще полвека назад. К счастью, за эти годы Москва успела стать одной из ведущих мировых столиц красоты — за инновациями можно никуда не ехать, а пробовать прямо дома.
Так, митохондриальная медицина (одно из направлений генетики) прицельно занимается энергетическим потенциалом регенерации и изучает митохондрии — «зарядные станции» наших клеток. Другая работа с организмом на клеточном уровне касается мезенхимальных (стволовых) клеток — сегодня становятся популярными процедуры, когда у пациента из тканей организма берут пункцию и получают «эликсир» из стволовых клеток, которые улучшают качество кожи, рост волос, работу суставов. Отдельным пунктом в программе омоложения проходит плацентотерапия в виде капельниц и инъекций — плацента человека богата активными ингредиентами, считается, что такая терапия может питать организм. Особой популярностью она пользуется в Японии — там ее даже включили в аналог нашего ОМС. Неизвестно, сможем ли мы тоже в обозримом будущем «подлечить» митохондрии в районной поликлинике или получить направление на биоревитализацию, но технологии однозначно становятся все доступнее и эффективнее. F L
Самые популярные методики эстетической медицины в мире
Пока самые прогрессивные изучают свой генетический паспорт и подсаживаются на межклеточный детокс, миром по-прежнему правят ботокс и филлеры.
Контурная пластика Развитие гаджетов и оптики сильно повлияло на косметологические тренды и запросы аудитории: никто не приходит к врачу с портретом селебрити, все приносят свои собственные снимки, обработанные в Fаcetune. В результате в моде диагональная подтяжка с помощью филлеров и ботулинического токсина: создание четкого угла челюсти, височный лифтинг, безоперационная ринопластика и увеличение подбородка. И, конечно, объемные скулы и пухлые губы — «инстаграмное» лицо готово. Мужчины тоже полюбили косметологию и не считают зазорным «уколоться», чтобы иметь брутальный и моложавый вид.
Наша любовь к селфи вкупе с разницей курсов валют привела к тому, что контурная пластика по соотношению цен приблизилась к аппаратному премиальному омоложению. Как в Европе и США — около 150 000 рублей за все лицо.
Пилинги Золотой стандарт косметологии и начало практически любого курса омоложения. Дает клеткам сигнал не только избавиться от слоя мертвых клеток, но и подниматься новым на поверхность. Сегодня благодаря трансдермальной доставке вместе с кислотами можно на этом лифте привезти в нужное место нужное количество факторов роста. И тогда уже химический пилинг дает эффект плазмотерапии и ботокса.
Аппаратные пилинги на основе воды и кислорода (газожидкостный и гидровакуумный) сочетают в себе эффект чистки, мезотерапии без иглы и массажа. Такой пилинг полезно сделать перед загаром, чтобы очистить поры и увлажнить кожу перед агрессивным воздействием ультрафиолета.
Ботулинотерапия Ботокс до сих пор незаменимый препарат, хотя ему уже более 50 лет. Для чего его только не используют — от борьбы с дряблостью кожи (мезоботокс) и «лифтинга Нифертити» (подтяжка шеи и субментальной области под подбородком) до увеличения глазной щели и лечения патологической потливости. «Одна из новых методик — сочетание альтератерапии (аппаратная процедура смас-лифтинга) и ботулинотерапии (с использованием препаратов «Диспорт» Botox, «Ксеомин»). Вместе они усиливают эффект лифтинга», — рассказывает Юлия Чеботарева.
Нитевой лифтинг с насечками Серьезный конкурент хирургической и аппаратной подтяжке лица. Сейчас существуют нити для мимически активных зон (веки, лоб), нити для губ, носа, декольте, интимной сферы — такой лифтинг предполагает минимальную реабилитацию и отсутствие необходимости инвестировать в себя каждый месяц, так как сами «насечки» уже содержат состав, который увлажняет кожу и делает ее более упругой в течение нескольких месяцев.
Интимная реконструкция То, что ранее мог с большими ограничениями произвести только хирург, теперь за 5 минут делает вагинальный и нередко роботизированный лазер — благодаря появлению этой технологии стала активно развиваться эстетическая гинекология. Процедура помогает восстанавливать половые органы после родов, возвращать им «молодость» и в целом поддерживать здоровье интимной зоны.