К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выйти и зайти нормально. Как в ХХI веке бизнесмены переживают кризис среднего возраста

Выйти и зайти нормально. Как в ХХI веке бизнесмены переживают кризис среднего возраста
Кто-то заводит YouTube-канал, кто-то идет в президенты, другие начинают писать книги и переезжают в другую страну, а третьи вообще меняют ориентацию. Вместе с ведущим специалистом по психологии возраста Станиславом Раевским Forbes Life разбирает самые яркие и актуальные тренды кризиса средних лет — в лицах

До определенного возраста практически любой предприниматель в основном думает о том, какой еще бизнес построить и как приумножить капиталы. Но неминуемо наступает день, когда даже очень успешный человек вдруг осознает: все, чем он занимался до сих пор, ему больше не интересно. Вместе с этой мучительной мыслью приходит кризис середины жизни и начинаются поиски новых мотиваций и ценностей. Еще лет десять назад такого бизнесмена можно было распознать по кричаще-красной машине и юной блондинке по правую руку: чем громче ревет мотор и чем конвенциальнее красота девушки, тем скучнее ее спутнику было жить. Сегодня «предприниматель в кризисе» куда более креативен и продуктивен: он пишет книги, углубляется в духовные практики, спасает мир и идет в политику.

Конкретные случаи — от Оскара Хартманна до Дональда Трампа — мы разбираем вместе со Станиславом Раевским, юнгианским аналитиком, психологом, сопредседателем Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP).

Иллюстрации Анны Ксенз специально для Forbes Life

Свободный художник
Анна Ксенз для Forbes Life

Свободный художник

Бизнесменом-дауншифтером никого не удивишь. Сначала условный топ-менеджер много лет живет по напряженному графику, работает на износ, а потом, совершенно выгоревший, вдруг понимает, что на самом деле всегда хотел варить капучино за барной стойкой. Или разводить кроликов на ферме в Калужской области. Или хотя бы писать картины.

«Я знаю много предпринимателей, которые пробуют себя в искусстве, при этом они необязательно бросают свое дело, — говорит Раевский. — Просто душа просит заняться чем-то более близким, приносящим долгожданное удовольствие, а не только деньги. И вот этими картинами человек пытается выразить душу, приблизиться к ней».

У Филиппа Рудольфа Хумма блестящий бизнес-бэкграунд. Он был директором Amazon в Европе и T-Mobile в США, до 2015 года руководил британской компанией Vodafone (одним из крупнейших в мире операторов сотовой связи), а потом вспомнил, что в молодости любил рисовать. Недолго думая, 55-летний Хумм написал заявление по собственному желанию и пошел учиться в лондонскую студию изящных искусств. Сейчас он довольно известный в Америке и Европе художник-поп-экспрессионист, скульптор и режиссер. В своих работах он иронически осмысливает современный мир, размышляет о том, куда заведет человечество технический прогресс и, кажется, совсем не скучает по бизнесу.

Жажда внимания
Анна Ксенз для Forbes Life

Жажда внимания

«Первичная мотивация любой деятельности, в частности предпринимательства, в том, чтобы человека любили», — считает Раевский. В какой-то момент бизнесмен решает, что, если у него будет много денег, его непременно полюбят. Потом выясняется, что одних денег мало, нужен еще и хороший пиар. Есть в природе предприниматели прячущиеся, интровертные, но большая часть, безусловно, хочет внимания, и один из способов его получить — завести блог. Это не тянет на глубинный прорыв во внутренний мир, что нередко случается в кризисе, но точно работает как способ заявить о себе и своей значимости.

У серийного предпринимателя и филантропа Оскара Хартманна есть канал на YouTube с 340 000 подписчиков, профиль в Instagram, на который подписано 358 000 человек, и книга «Просто делай! Делай просто!» про то, «как превратить свою историю страдания в историю процветания». Он делится с подписчиками лайфхаками про бизнес, мотивационными установками и в целом взглядами на жизнь. Блогером Хартманн стал три года назад, в 35 лет, уже имея 10 разных бизнесов.

«Я никогда не слышал, чтобы кто-то сказал: «О, Хартманн, да у него крыша поехала, — комментирует Раевский. — Все говорят, насколько он предприимчивый, эффективный, может себя подать и продать. А под кризисом мы привыкли понимать как раз то, что человек совершает поступки, не типичные для себя и своего статуса — в негативном смысле. С другой стороны, люди в кризисе середины жизни действительно расширяют свои установки и позволяют себе делать то, что раньше делать стеснялись».

Бизнес для души
Анна Ксенз для Forbes Life

Бизнес для души

Бывает, сначала человек не задумывается, на чем делать деньги — да на чем угодно, лишь бы количество их увеличивалось. Но достигнув успеха и состоятельности, как раз к середине жизни, он вдруг осознает, что жить и работать можно не только ради прибыли, а еще и для души, чтобы приносить радость себе и пользу окружающим. В конце концов кто-то должен избавить мир от голода, и это вполне можете быть вы. Или Александр Лебедев.

За последние 20 лет Лебедев сделал многое: он работал в Госдуме, баллотировался в мэры Москвы, спонсировал «Новую газету», был аграрием, владельцем авиакомпании и автором идеи о «Кремниевой долине» под Алуштой. Новое громкое начинание бизнесмена — пекарня «Лен и Гречка Bakery», где делают «правильный» безглютеновый хлеб из зеленой гречки, и кафе здоровых продуктов «Петрушка» в городе Нелидово Тверской области. Лебедев хочет приучить россиян, особенно за пределами Москвы, к здоровому питанию и сделать страну первой в мире по ЗОЖ.

«То, что люди с возрастом хотят делать что-то более душевное, — правда, — говорит Станислав Раевский. — Невозможно все время зарабатывать деньги непонятно для чего, интересно в какой-то момент и о душе подумать. Другое дело, что питание — типичный для нашей страны сценарий бизнеса. Поколение тех, кому сейчас больше сорока, выросло в каком-то смысле в голоде, когда за едой надо было стоять в очередях. Поэтому тема поесть и накормить кого-то продолжает быть трендом. Скорее это связано с детскими травмами, чем с реальными запросами души».

Осознанность
Анна Ксенз для Forbes Life

Осознанность

Одни становятся гуру сами, а другие ищут гуру для себя. По словам Станислава Раевского, среди состоятельных людей во все времена было популярно искать учителей и наставников. Он вспоминает, как в 1990-е и начале 2000-х чуть ли не вся российская элита побывала у Сатья Саи Бабы, духовного лидера Индии, который якобы воскрешал мертвецов, материализовывал из воздуха часы Rolex, обещал сделать богаче и бессмертнее.

В Долине практически каждый приличный бизнесмен так или иначе приходит к духовным практикам. Генеральный директор LinkedIn Джефф Вайнер, когда ему было 30 лет, прочел учение далай-ламы «Искусство счастья» и открыл для себя разницу между сочувствием и состраданием. Сострадание, то есть сопереживание плюс действие, — это не просто лучший способ построить команду, это лучший способ построить компанию, считает Вайнер. Действительно, под его руководством число пользователей LinkedIn выросло с 33 млн до более 430 млн, а доход компании — с $78 млн до более $3 млрд. Доподлинно неизвестно, связано это с духовным просветлением или с управленческими талантами Вайнера. Но он все равно ежедневно медитирует с популярным приложением Headspace (кстати, есть теория, что все новые приложения, которые учат правильно дышать, заниматься фитнесом и жить осознанно, создают предприниматели, переживающие кризис среднего возраста) и оставляет себе буфер в рабочем расписании на 30–90 минут, чтобы просто подумать. Он живет по «пяти ключам к счастью», которые разработал для него наставник Рэй Чамберс.

«Ничего удивительного в том, что какой-то бизнесмен пытается найти духовного наставника или открывает для себя в книгах далай-ламы новый мир, — говорит Станислав Раевский. — От того, что человек заработал много денег, исчерпал все удовольствия, счастливым он не стал. А желание найти счастье никуда не девается. И вопросов, в чем смысл жизни и есть ли что-то за границами бытия, со временем становится все больше. Поиск ответов — как раз прямая дорога к счастью».

Стремление  делиться мудростью
Анна Ксенз для Forbes Life

Стремление делиться мудростью

Как хороший футболист, заканчивая карьеру, становится тренером, так и бизнесмены к середине жизни стремятся стать гуру, чтобы выступать перед большой аудиторией с лазерной указкой и стаканчиком кофе. А написать книгу про путь «через тернии к звездам» — это и вовсе предпринимательский минимум. Станислав Раевский называет это дорогой из воинов в мудрецы. Состоявшемуся зрелому человеку не надо ни с кем воевать, он уже и так всех победил и теперь может делиться своими знаниями с молодыми и менее успешными предпринимателями. Это, по словам психолога, правильный тренд, гораздо более конструктивный, чем заводить новую семью.

Американский бизнесмен белорусского происхождения Гари Вайнерчук разбогател на винном бизнесе Wine Library, а прославился после того, как написал несколько книг о том, как продавать вино. В августе 2011 года, в 36 лет, Гари объявил, что уходит из семейного бизнеса и начинает развивать агентство интернет-маркетинга VaynerMedia. Сейчас он читает лекции, снимает реалити-шоу про свою жизнь на YouTube и ведет трансляции с собраний инвесторов и совещаний по стратегии развития компании. В 2017 году Forbes назвал Вайнерчука лидером общественного мнения в социальных сетях в мире.

«Кризис выражается в потере смысла прежних мотиваций и ценностей. Все, что ты делал раньше, тебе больше не интересно. И дальше ты ищешь новые мотивы и смыслы», — говорит Раевский.

Возможно, Вайнерчуку надоело вино, а может быть, VaynerMedia — просто еще один успешный и современный бизнес. В конце концов опытный предприниматель сразу думает, как монетизировать новое увлечение.

Большая политика
Анна Ксенз для Forbes Life

Большая политика

Самый богатый президент в истории США, 73-летний Дональд Трамп по российским меркам давно должен был пережить кризис среднего возраста, но американская культура не такая строгая. Есть мнение, что те, кто прямо сейчас наблюдает, как эксцентричный Трамп говорит о себе в третьем лице, имеют дело с «предпринимательским» кризисом среднего возраста грандиозных масштабов.

«Трамп — нарцисс и истерик, склонный к эпатажу. Он всегда любил сцену, для него и деньги — это способ показать себя и повлиять на окружающих. Ни в одном театре нет такой роли, как президент Соединенных Штатов. При его характере это мечта. Логично, что он туда двигался. У нас вот и президент Украины — комик, так что этот тренд будет только усиливаться», — считает Раевский.

На самом деле ничего нового в таком проявлении кризиса середины жизни психолог не видит. Бизнесмены всегда шли в политику. Раевский называет это дорогой из купцов в воины. Объясняется все просто: достигая успеха в одном деле, люди хотят расширять свое влияние и решать еще более масштабные и сложные задачи.

Новая сексуальность
Анна Ксенз для Forbes Life

Новая сексуальность

Когда примерно половина жизни осталась позади, перспективы на этот счет туманны, а количество экзистенциальных вопросов растет в геометрической прогрессии, человеку становится проще быть честным с собой и окружающими. Чего скрывать, кого бояться и зачем врать себе? Самое время для смелых экспериментов.

По мнению Раевского, в процессе поисков настоящего себя человек и правда может открыть удивительные вещи. Обычным симптомом кризиса среднего возраста является образование новой семьи — банальный брак с женщиной значительно моложе. Но случаются и эксперименты с собственной сексуальностью, вплоть до трансгендерного перехода. «Тот самый случай, когда все свое приелось, надоело и хочется чего-то нового», — объясняет Раевский.

Например, глава Apple Тим Кук совершил каминг-аут в 53 года. «Позвольте прояснить: я горжусь тем, что я гей, и считаю гомосексуальность одним из величайших даров, которыми наделил меня Бог», — написал Кук в своем эссе для Bloomberg Businessweek в 2014 году. До этого он трижды входил в список 50 самых влиятельных представителей ЛГБТ-сообщества в американской культуре, занимая первое и второе места, но открыто заявлять о своей сексуальности не спешил. Кук «вышел из шкафа» на закате кризиса середины жизни. Скорее всего, его признание — не перелом, а состояние, когда человек созрел и понимает, что каминг-аут не навредит ему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+