«Илон Маск — отличный пиарщик»: Сергей Лукьяненко о превосходстве Роскосмоса, фантастике и Достоевском
Рецепты бизнеса и секреты правильного питания — в новом YouTube-шоу «Кухня Forbes» с Ярославом Бабушкиным. Гость этого выпуска — писатель-фантаст Сергей Лукьяненко
Секретами бизнеса можно делиться не только на деловом ужине, но и во время его приготовления — это новое YouTube-шоу «Кухня Forbes». На этот раз в гостях у проекта писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, который прославился в начале 2000-х благодаря своему роману «Ночной Дозор». Эта книга положила начало целой серии произведений в жанре городского фэнтези: «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Мелкий Дозор» и др. В 2004 году вышла в свет экранизация «Ночного дозора», режиссера Тимура Бекмамбетова. Главную роль в картине исполнил Константин Хабенский. Через год зрители смогли оценить сиквел этого фильма «Дневной Дозор», также поставленный Бекмамбетовым. Это не единственные произведения Лукьяненко, которые получили экранное воплощение: в дальнейшем вышли фильмы по его книгам «Азирис Нуна» и «Черновик». За приготовлением любимого блюда Достоевского — эскалопа из телятины — фантаст рассказал журналисту Ярославу Бабушкину о том, как стать знаменитым писателем в юном возрасте, почему проекты «Роскосмоса» круче стартапов Илона Маска и о чем будут новые книги.
О вдохновении
Ярослав Бабушкин: Говорят, художник должен быть голодным. А писатель должен быть голодным?
Сергей Лукьяненко: Когда работает — да. Пока я пишу днем, я «ем» только кофе. Могу еще какую-то конфету съесть, потому что глюкоза нужна мозгу для работы. Если же поесть во время работы, то следующую пару часов ничего толком не напишешь — кровь уходит на пищеварение и голова работает хуже.
Ярослав Бабушкин: А вы работаете строго по часам? Или когда на вас находит вдохновение: в три часа ночи нашло, и вы бросаетесь к письменному столу?
Сергей Лукьяненко: В три часа ночи я предпочитаю спать... Знаете, тут очень сложно. С одной стороны, надо дождаться вдохновения, а с другой — если писатель только и ждет вдохновение, то он не сможет стать профессионалом. Бывают ситуации, когда писать не хочется. Хочется лениться, читать, заниматься чем-то совершенно другим, но работать тоже надо. В такие моменты пересиливаешь себя, садишься за работу и вдохновение приходит. Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение — во время работы.
О новом произведении
Ярослав Бабушкин: Над чем вы сейчас работаете?
Сергей Лукьяненко: Пару дней назад завершил книжку «Маг без времени» — это фэнтези, даже мрачное фэнтези, про очень необычное волшебство. Я в этой книжке горжусь именно тем, что я придумал новую магическую систему, которую раньше еще фантасты не использовали...
Ярослав Бабушкин: Секундочку, что за система?
Сергей Лукьяненко: Как все это делается в «Гарри Поттере», например? Маги взмахивают волшебной палочкой, говорят латинские слова — бух! — и все получилось. Ну где-то волшебник накапливает в себе магическую энергию и колдует. А я придумал систему, которая более жизненна, на мой взгляд: ценой любого заклинания является время жизни заклинателя. К примеру, ты можешь совершить волшебство, но это отберет у тебя день, неделю или месяц жизни. Соответственно, каждый раз, когда ты решил совершить что-то волшебное, подумай: это стоит твоей жизни, которую ты можешь не прожить.
О любимых блогерах на YouTube
Ярослав Бабушкин: Вы смотрите YouTube-каналы? Вы интересуетесь этой новой культурой?
Сергей Лукьяненко: Я большой любитель Badcomedian (российский видеоблогер и обозреватель кинофильмов Евгений Баженов. — Forbes).
Он, конечно, сурово ругал фильм «Черновик» [экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко], но по большей части за дело. Он, на мой взгляд, парень талантливый, затейливый, с хорошим вкусом, к тому же любящий фантастику. Также смотрел Дудя, каких-то других видеоблогеров, но мне это как-то менее интересно.
О любимых книгах в детстве
Ярослав Бабушкин: У вас бывает такое, что где-то в поездке вы видите какое-то редкое и дорогое издание и не можете устоять — покупаете?
Сергей Лукьяненко: Да, если вижу хорошую книжку, то покупаю, разумеется. Когда попадается что-то, скажем, старое, любимое из времен детства.
Ярослав Бабушкин: Какая ваша последняя эмоциональная покупка?
Сергей Лукьяненко: Был такой детский писатель-фантаст Виталий Мелентьев, он написал книгу «Черный свет» — там три детские фантастические повести. Я помню, как в детстве брал эту книгу у друзей и читал. У меня у самого не было этой книжки, и мне очень не хотелось ее возвращать. С большим удовольствием купил ее, когда увидел эту книгу в букинистическом магазине. Также, помню, как-то взял собрание сочинений Жюля Верна. Старенькое издание — 1956 года, по-моему, но тома прекрасно сохранились. Конечно, сейчас читать Жюля Верна взрослому человеку очень трудно. Он такой вязкий, неторопливый, тщательно все объясняющий, но в детстве действие это почему-то кажется прекрасным.
О там, как стать успешным в молодом возрасте
Ярослав Бабушкин: У вас есть свой рецепт успеха в творчестве? Что нужно делать молодому писателю, если он хочет прославиться в 2019 году?
Сергей Лукьяненко: Во-первых, не надо гоняться за модными темами. Сегодня мы пишем про вампиров, завтра мы пишем про зомби и так далее. Молодой автор пытается поймать вот эту горячую тему, быть современным, модным, а в результате он соберет уже какие-то остатки... Надо придумывать свою тему, придумывать и создавать моду самому.
Ярослав Бабушкин: На первый план выходит оригинальность?
Сергей Лукьяненко: Да.
Ярослав Бабушкин: А можете рассказать для наших подписчиков, когда было модно зомби, а когда — вампиры, чтобы понимать, о чем сейчас не стоит писать?
Сергей Лукьяненко: Наверное, начало 2000-х годов — это городское фэнтези. «Ночной Дозор» — его образец. А 2004-2005 годы — это вампиры. Все это пошло с книги «Сумерки», конечно, а потом появились замечательные «Бродячие мертвецы», и все сразу кинулись писать про зомби. Есть еще какие-то другие, отдельные волны, например истории про «попаданцев»: простой человек случайно попадает в прошлое, начинает там всех учить, как надо жить. Петра Первого он учит, как надо строить флот, а Сталина — как надо в войне побеждать, и так далее.
О творчестве Федора Достоевского
Ярослав Бабушкин: А как вы относитесь к творчеству Федора Достоевского?
Сергей Лукьяненко: Мне кажется, любить книги Достоевского тяжело и даже, может быть, необязательно. Он все-таки очень тяжелый автор, грустно смотрящий на жизнь. Вот я бы сказал так: уважаю, но не люблю. Любимая книга — это та, которую хочется перечитывать. Достоевского, честно говоря, меня не тянет перечитывать.
Ярослав Бабушкин: А как вы считает, не рано он в школьной программе стоит?
Сергей Лукьяненко: Конечно, рано. В школьной программе большинство книг стоит рано и вызывает только какое-то отторжение. Достоевского очень аккуратно дают в одиннадцатом классе, потому что иначе можно отбить желание читать классику. Так же и Толстого — писателя, который с точки зрения увлекательности и литературности не самый молодежный. Все классики, в принципе, сейчас тяжелые для восприятия молодежи. А так молодежь еще раз убеждается, как это все неинтересно и скучно.
Об Илоне Маске
Ярослав Бабушкин: Как вы относитесь к Илону Маску? Он не герой вашей вселенной, но, возможно, где-то в ваших книгах проскакивает его прообраз?
Сергей Лукьяненко: Я считаю, что он совершенно замечательный пиарщик, шоумен, но не изобретатель. По сути, он «витрина-человек», которому дали огромные заказы, огромное количество наработок, которые имеются в Америке, и он из всего этого делает крайне амбициозную космическую программу. Но, мне кажется, его заносит. Все его замечательные рассказы про то, как химическая ракета слетает на Марс, отвезет туда сто человек и вернется, у меня вызывает большие сомнения. Мне кажется, что это все тупиковый путь. Пока мы будем так на химических ракетах ползать по ближнему космосу, далеко не улетим. Необходимо создание ядерных ракет и буксиров, которые будут курсировать к Луне, к Марсу за пределами нашей атмосферы. Тут даже у нас куда больше наработок — у «Роскосмоса» уже практически готовы и отлажены все элементы космического ядерного буксира.
О существовании других миров
Ярослав Бабушкин: Вы верите в инопланетян на самом деле?
Сергей Лукьяненко: Я практически убежден, что они существуют. Другое дело, существует ли они поблизости от нас, посещали ли они нас? Но считать, что мы единственная разумная форма в огромной Вселенной, — ну это такое самомнение полнейшее. Еще какое-то время назад считалось, что планет, похожих на Землю, практически не существует, что это большая редкость. Сейчас же современные телескопы их нашли — такие планеты практически у каждой звезды.
Ярослав Бабушкин: Как вы думаете, в российском списке Forbes есть инопланетяне?
Сергей Лукьяненко: Ну опять же. Люди из списка Forbes порой так себя ведут, что действительно думаешь, не инопланетяне ли они.
О профессиональном ремесле
Ярослав Бабушкин: Вы бы хотели, чтобы ваш сын стал писателем? Насколько это стабильно и легко?
Сергей Лукьяненко: Это совершенно не стабильно, это не очень легко. Если человек хочет этим зарабатывать деньги или достигать славы, то это плохой путь. Лучше использовать что-нибудь другое. Писать надо, конечно, только если ты не можешь не писать.
О славе
Ярослав Бабушкин: Что сейчас важнее, имя или сами тексты? Ведь сейчас в основном привлекает хайп, особенно на YouTube. Это называется «хайпожорство».
Сергей Лукьяненко: Я недавно провел такой эксперимент: зашел под вымышленным именем на один ресурс в интернете, где начинающие и известные авторы выкладывают свои тексты, и стал там писать и выкладывать новую книжку. Чтобы меня не узнали, пришлось писать фэнтези-книжку с нуля. Через какое-то время я увидел, что у меня образовалось некоторое количество читателей, поклонников, которые там что-то советовали, что-то критиковали, но в целом я начал обрастать своей маленькой армией читателей. Я считаю, что, в принципе, это показатель того, что при всей важности имени и хайпа хорошая книга все равно себя пробивает, несет вперед.
О «Ночном Дозоре» и экранизации нового романа
Ярослав Бабушкин: Я недавно пересматривал фильм «Ночной Дозор» (экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко. — Forbes) и подумал, что сейчас такое кино невозможно вообще показать, особенно при поддержке «Первого канала». Как вы считаете?
Сергей Лукьяненко: Ну оно выходит и показывается периодически, я даже иногда сам на него натыкаюсь по телевизору.
Ярослав Бабушкин: Я имею в виду создать такое кино.
Сергей Лукьяненко: Все возможно, поверьте. Я надеюсь, что будут в ближайшее время сюрпризы, связанные с этим. Есть много проектов, в которых я участвую...
Ярослав Бабушкин: Несколько экранизаций мы можем смело ждать в ближайший год?
Сергей Лукьяненко: Да.
Компания Miele приглашает вас на мастер-классы «Готовим вместе с Miele!»
С 10.11.2019 действует специальное предложение для всех зрителей программы Кухня Forbes на покупку билетов со скидкой 20% на мастер-классы.
Период проведения акции с 10.11.2019 по 10.02.2020 включительно. Организатор акции: ООО Миле СНГ
Для того чтобы воспользоваться данным предложением, Вам необходимо на сайте ООО «Миле СНГ» www.miele.ru выбрать дату в календаре мероприятий и зарегистрироваться на данную дату, указав в поле «Ваше сообщение», что вы гость программы Кухня Forbes. После регистрации Вам перезвонят из контакт-центра ООО «Миле СНГ» и объяснят, где и как Вы сможете приобрести билет на мастер-класс со скидкой 20%. Подробная информация о наших мероприятиях размещена на сайте www.miele.ru по ссылке https://www.miele.ru/domestic/cooking-events-315.htm.