К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Илон Маск — отличный пиарщик»: Сергей Лукьяненко о превосходстве Роскосмоса, фантастике и Достоевском


Рецепты бизнеса и секреты правильного питания — в новом YouTube-шоу «Кухня Forbes» с Ярославом Бабушкиным. Гость этого выпуска — писатель-фантаст Сергей Лукьяненко

Секретами бизнеса можно делиться не только на деловом ужине, но и во время его приготовления — это новое YouTube-шоу «Кухня Forbes». На этот раз в гостях у проекта писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, который прославился в начале 2000-х благодаря своему роману «Ночной Дозор». Эта книга положила начало целой серии произведений в жанре городского фэнтези: «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Мелкий Дозор» и др. В 2004 году вышла в свет экранизация «Ночного дозора», режиссера Тимура Бекмамбетова. Главную роль в картине исполнил Константин Хабенский. Через год зрители смогли оценить сиквел этого фильма «Дневной Дозор», также поставленный Бекмамбетовым. Это не единственные произведения Лукьяненко, которые получили экранное воплощение: в дальнейшем вышли фильмы по его книгам «Азирис Нуна» и «Черновик». За приготовлением любимого блюда Достоевского — эскалопа из телятины — фантаст рассказал журналисту Ярославу Бабушкину о том, как стать знаменитым писателем в юном возрасте, почему проекты «Роскосмоса» круче стартапов Илона Маска и о чем будут новые книги.

Эскалоп из телятины
Ингредиенты: телячья вырезка (500 г), морковь (250 г); сливки (100 мл); красное сухое вино (100 мл), яйца (2 шт), сливочное масло (50 г), сок ½ лимона, острая приправа к мясу (3 ст. л.), соль (по вкусу), молотый черный перец (по вкусу), лимонная цедра, розмарин (2 веточки для украшения).
Рецепт. Натереть морковь на мелкой терке. Телячью вырезку нарезать на три одинаковых куска. Взбить яйца, добавить соль, перец. Обмакнуть куски мяса во взбитое яйцо, обвалять в приправе. Разогреть сковороду, выложить на нее сливочное масло. Обжарить мясо до готовности. Снять мясо со сковороды, на оставшемся масле обжарить морковь. Сбрызнуть лимонным соком, добавить сливки, вино и тушить 7-10 минут до готовности. Получившимся соусом полить мясо. Украсить лимонной цедрой и розмарином.

О вдохновении

Ярослав Бабушкин: Говорят, художник должен быть голодным. А писатель должен быть голодным?

Сергей Лукьяненко: Когда работает — да. Пока я пишу днем, я «ем» только кофе. Могу еще какую-то конфету съесть, потому что глюкоза нужна мозгу для работы. Если же поесть во время работы, то следующую пару часов ничего толком не напишешь — кровь уходит на пищеварение и голова работает хуже.

 

Ярослав Бабушкин: А вы работаете строго по часам? Или когда на вас находит вдохновение: в три часа ночи нашло, и вы бросаетесь к письменному столу?

Сергей Лукьяненко: В три часа ночи я предпочитаю спать... Знаете, тут очень сложно. С одной стороны, надо дождаться вдохновения, а с другой — если писатель только и ждет вдохновение, то он не сможет стать профессионалом. Бывают ситуации, когда писать не хочется. Хочется лениться, читать, заниматься чем-то совершенно другим, но работать тоже надо. В такие моменты пересиливаешь себя, садишься за работу и вдохновение приходит. Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение — во время работы.

 

О новом произведении

Ярослав Бабушкин: Над чем вы сейчас работаете?

Сергей Лукьяненко: Пару дней назад завершил книжку «Маг без времени» — это фэнтези, даже мрачное фэнтези, про очень необычное волшебство. Я в этой книжке горжусь именно тем, что я придумал новую магическую систему, которую раньше еще фантасты не использовали...

Ярослав Бабушкин: Секундочку, что за система?

 

Сергей Лукьяненко: Как все это делается в «Гарри Поттере», например? Маги взмахивают волшебной палочкой, говорят латинские слова — бух! — и все получилось. Ну где-то волшебник накапливает в себе магическую энергию и колдует. А я придумал систему, которая более жизненна, на мой взгляд: ценой любого заклинания является время жизни заклинателя. К примеру, ты можешь совершить волшебство, но это отберет у тебя день, неделю или месяц жизни. Соответственно, каждый раз, когда ты решил совершить что-то волшебное, подумай: это стоит твоей жизни, которую ты можешь не прожить.

О любимых блогерах на YouTube

Ярослав Бабушкин: Вы смотрите YouTube-каналы? Вы интересуетесь этой новой культурой?

Сергей Лукьяненко: Я большой любитель Badcomedian (российский видеоблогер и обозреватель кинофильмов Евгений Баженов. — Forbes).

Он, конечно, сурово ругал фильм «Черновик» [экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко], но по большей части за дело. Он, на мой взгляд, парень талантливый, затейливый, с хорошим вкусом, к тому же любящий фантастику. Также смотрел Дудя, каких-то других видеоблогеров, но мне это как-то менее интересно.

О любимых книгах в детстве

Ярослав Бабушкин: У вас бывает такое, что где-то в поездке вы видите какое-то редкое и дорогое издание и не можете устоять — покупаете?

 

Сергей Лукьяненко: Да, если вижу хорошую книжку, то покупаю, разумеется. Когда попадается что-то, скажем, старое, любимое из времен детства.

Ярослав Бабушкин: Какая ваша последняя эмоциональная покупка?

Сергей Лукьяненко: Был такой детский писатель-фантаст Виталий Мелентьев, он написал книгу «Черный свет» — там три детские фантастические повести. Я помню, как в детстве брал эту книгу у друзей и читал. У меня у самого не было этой книжки, и мне очень не хотелось ее возвращать. С большим удовольствием купил ее, когда увидел эту книгу в букинистическом магазине. Также, помню, как-то взял собрание сочинений Жюля Верна. Старенькое издание — 1956 года, по-моему, но тома прекрасно сохранились. Конечно, сейчас читать Жюля Верна взрослому человеку очень трудно. Он такой вязкий, неторопливый, тщательно все объясняющий, но в детстве действие это почему-то кажется прекрасным.

О там, как стать успешным в молодом возрасте

Ярослав Бабушкин: У вас есть свой рецепт успеха в творчестве? Что нужно делать молодому писателю, если он хочет прославиться в 2019 году?

 

Сергей Лукьяненко: Во-первых, не надо гоняться за модными темами. Сегодня мы пишем про вампиров, завтра мы пишем про зомби и так далее. Молодой автор пытается поймать вот эту горячую тему, быть современным, модным, а в результате он соберет уже какие-то остатки... Надо придумывать свою тему, придумывать и создавать моду самому.

Ярослав Бабушкин: На первый план выходит оригинальность?

Сергей Лукьяненко: Да.

Ярослав Бабушкин: А можете рассказать для наших подписчиков, когда было модно зомби, а когда — вампиры, чтобы понимать, о чем сейчас не стоит писать?

 

Сергей Лукьяненко: Наверное, начало 2000-х годов — это городское фэнтези. «Ночной Дозор» — его образец. А 2004-2005 годы — это вампиры. Все это пошло с книги «Сумерки», конечно, а потом появились замечательные «Бродячие мертвецы», и все сразу кинулись писать про зомби. Есть еще какие-то другие, отдельные волны, например истории про «попаданцев»: простой человек случайно попадает в прошлое, начинает там всех учить, как надо жить. Петра Первого он учит, как надо строить флот, а Сталина — как надо в войне побеждать, и так далее.

О творчестве Федора Достоевского

Ярослав Бабушкин: А как вы относитесь к творчеству Федора Достоевского?

Сергей Лукьяненко: Мне кажется, любить книги Достоевского тяжело и даже, может быть, необязательно. Он все-таки очень тяжелый автор, грустно смотрящий на жизнь. Вот я бы сказал так: уважаю, но не люблю. Любимая книга — это та, которую хочется перечитывать. Достоевского, честно говоря, меня не тянет перечитывать.

Ярослав Бабушкин: А как вы считает, не рано он в школьной программе стоит?

 

Сергей Лукьяненко: Конечно, рано. В школьной программе большинство книг стоит рано и вызывает только какое-то отторжение. Достоевского очень аккуратно дают в одиннадцатом классе, потому что иначе можно отбить желание читать классику. Так же и Толстого — писателя, который с точки зрения увлекательности и литературности не самый молодежный. Все классики, в принципе, сейчас тяжелые для восприятия молодежи. А так молодежь еще раз убеждается, как это все неинтересно и скучно.

Об Илоне Маске

Ярослав Бабушкин: Как вы относитесь к Илону Маску? Он не герой вашей вселенной, но, возможно, где-то в ваших книгах проскакивает его прообраз?

Сергей Лукьяненко: Я считаю, что он совершенно замечательный пиарщик, шоумен, но не изобретатель. По сути, он «витрина-человек», которому дали огромные заказы, огромное количество наработок, которые имеются в Америке, и он из всего этого делает крайне амбициозную космическую программу. Но, мне кажется, его заносит. Все его замечательные рассказы про то, как химическая ракета слетает на Марс, отвезет туда сто человек и вернется, у меня вызывает большие сомнения. Мне кажется, что это все тупиковый путь. Пока мы будем так на химических ракетах ползать по ближнему космосу, далеко не улетим. Необходимо создание ядерных ракет и буксиров, которые будут курсировать к Луне, к Марсу за пределами нашей атмосферы. Тут даже у нас куда больше наработок — у «Роскосмоса» уже практически готовы и отлажены все элементы космического ядерного буксира.

О существовании других миров

Ярослав Бабушкин: Вы верите в инопланетян на самом деле?

 

Сергей Лукьяненко: Я практически убежден, что они существуют. Другое дело, существует ли они поблизости от нас, посещали ли они нас? Но считать, что мы единственная разумная форма в огромной Вселенной, — ну это такое самомнение полнейшее. Еще какое-то время назад считалось, что планет, похожих на Землю, практически не существует, что это большая редкость. Сейчас же современные телескопы их нашли — такие планеты практически у каждой звезды.

Ярослав Бабушкин: Как вы думаете, в российском списке Forbes есть инопланетяне?

Сергей Лукьяненко: Ну опять же. Люди из списка Forbes порой так себя ведут, что действительно думаешь, не инопланетяне ли они.

О профессиональном ремесле

Ярослав Бабушкин: Вы бы хотели, чтобы ваш сын стал писателем? Насколько это стабильно и легко?

 

Сергей Лукьяненко: Это совершенно не стабильно, это не очень легко. Если человек хочет этим зарабатывать деньги или достигать славы, то это плохой путь. Лучше использовать что-нибудь другое. Писать надо, конечно, только если ты не можешь не писать.

О славе

Ярослав Бабушкин: Что сейчас важнее, имя или сами тексты? Ведь сейчас в основном привлекает хайп, особенно на YouTube. Это называется «хайпожорство».

Сергей Лукьяненко: Я недавно провел такой эксперимент: зашел под вымышленным именем на один ресурс в интернете, где начинающие и известные авторы выкладывают свои тексты, и стал там писать и выкладывать новую книжку. Чтобы меня не узнали, пришлось писать фэнтези-книжку с нуля. Через какое-то время я увидел, что у меня образовалось некоторое количество читателей, поклонников, которые там что-то советовали, что-то критиковали, но в целом я начал обрастать своей маленькой армией читателей. Я считаю, что, в принципе, это показатель того, что при всей важности имени и хайпа хорошая книга все равно себя пробивает, несет вперед.

О «Ночном Дозоре» и экранизации нового романа

Ярослав Бабушкин: Я недавно пересматривал фильм «Ночной Дозор» (экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко. — Forbes) и подумал, что сейчас такое кино невозможно вообще показать, особенно при поддержке «Первого канала». Как вы считаете?

 

Сергей Лукьяненко: Ну оно выходит и показывается периодически, я даже иногда сам на него натыкаюсь по телевизору.

Ярослав Бабушкин: Я имею в виду создать такое кино.

Сергей Лукьяненко: Все возможно, поверьте. Я надеюсь, что будут в ближайшее время сюрпризы, связанные с этим. Есть много проектов, в которых я участвую...

Ярослав Бабушкин: Несколько экранизаций мы можем смело ждать в ближайший год?

 

Сергей Лукьяненко: Да.

Компания Miele приглашает вас на мастер-классы «Готовим вместе с Miele!»
С 10.11.2019 действует специальное предложение для всех зрителей программы Кухня Forbes на покупку билетов со скидкой 20% на мастер-классы.
Период проведения акции с 10.11.2019 по 10.02.2020 включительно. 
Организатор акции: ООО Миле СНГ
Для того чтобы воспользоваться данным предложением, Вам необходимо на сайте ООО «Миле СНГ»
 www.miele.ru выбрать дату в календаре мероприятий и зарегистрироваться на данную дату, указав в поле «Ваше сообщение», что вы гость программы Кухня Forbes. После регистрации Вам перезвонят из контакт-центра ООО «Миле СНГ» и объяснят, где и как Вы сможете приобрести билет на мастер-класс со скидкой 20%. Подробная информация о наших мероприятиях размещена на сайте www.miele.ru по ссылке https://www.miele.ru/domestic/cooking-events-315.htm.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+