Общий конкурсный уровень в этом году оказался поразительно низким: более 10 фильмов из 21 в ежедневной фестивальной газете получили от кинокритиков средний балл ниже трех. В разных оценочных агрегаторах на первых местах фигурировали примерно одни и те же фильмы, которым удалось переступить порог в четыре балла: «Джокер», «Офицер и шпион» и «Мартин Иден». Официальные итоги конкурса, по сути, подтвердили мнение критики. И именно эти картины стали главными призерами. Но, обо всем по порядку.
На острове Лидо, в Венеции, завершился 76-й Венецианский кинофестиваль. В этом году жюри во главе с аргентинской постановщицей Лукресией Мартель присудило победу «Джокеру» Тодда Филлипса, о котором мы подробно писали в первом выпуске венецианского дневника. Одни сочли победу фильма, снятого по комиксу, историческим событием. Другие — несомненной победой зрительского кино над фестивальным.
Скорее всего, это не последняя большая награда Филлипса. Ведь годом ранее главный приз, «Золотой Лев», достался фильму «Рома» Альфонсо Куарона, впоследствии получившему три «Оскара». А до того победителем была «Форма воды», ставшая в итоге на «Оскаре» лучшим фильмом. Так что у «Джокера» есть все шансы удвоить результат этих картин и побить еще один рекорд, теперь в количестве статуэток для фильма по комиксам. При том, что для режиссера (автора трилогии «Мальчишник в Вегасе») «Золотой Лев» первый серьезный приз в карьере после Гран-при американского фестиваля независимого кино «Сандэнс» за документальный дебют «Дом братства» в 1998 году.
Впрочем, откровенно удивляться победе «Джокера» было бы странно. Тот же Каннский фестиваль в этом году сделал выбор в пользу самого массового фильма смотра, корейских «Паразитов», оказавшихся намного более успешными в зрительском плане, чем даже фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», потому что Квентин решил немного поэкспериментировать с формой. В «Джокере» как раз никакого эксперимента нет, но для человека, незнакомого с американским кино 80-х, фильм, действительно может стать кино-открытием. И в этом, конечно, есть важный образовательный аспект награды.
Второй по значимости приз, «Гран-При» фестиваля, достался «Офицеру и шпиону» Романа Полански. Напомним, что Полански не выезжает из Франции из-за осуждения в изнасиловании сорокалетней давности. Однако глава жюри Мартель заявила, что она собирается судить не Полански, а его фильмы. Так, в общем, и вышло. «Офицер и шпион» — размеренная судебная историческая драма, повествующая о так называемом «Деле Дрейфуса». В 1894 году по делу о шпионаже разжалобили офицера французского генерального штаба, Альфреда Дрейфуса. Осужденного играет просто поразительно перевоплотившийся Луи Гаррель. В других ролях тоже заняты звезды французского кино: Жан Дюжарден («Артист»), Матье Амальрик («Скафандр и бабочка»), «Эмманюэль Сенье («Венера в мехах»). Романа Полански, несмотря на массу прекрасных отзывов, отдельные критики попытались упрекнуть в лицемерии. Как человек, скрывающийся от закона, может снимать кино о беспокойстве за судьбу Франции? По большому счету, очень просто.
«Серебряный Лев», вручаемый за режиссуру, достался Рою Андерссону за фильм «О бесконечности». Рой остался верен себе и как всегда рассказал в привычных зрителю лаконичных тонах о своих трагических героях — возможно, даже более трагических, чем обычно. Зрители смеялись первые десять минут, затем прониклись настроением Роя и уже до конца внимали рассуждениям о Боге и человеке.
«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль достался итальянцу Луке Маринелли за роль Мартина Идена в своеобразной, артистической экранизации «Мартина Идена» Джека Лондона. До последнего казалось, что главный приз все же будет за «Мартином Иденом», а актерский — за Хоакином Фениксом в роли Джокера. Но в итоге, все случилось наоборот.
А вот «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль стал настоящей неожиданностью. Победу предрекали и Скарлетт Йоханссон в «Брачной истории» Ноа Баумбака и Мариане Ди Джироламо, сыгравшей в фильме «Эма» чилийца Пабло Ларраина («Джеки»), но приз ушел француженке Ариане Аскарид за роль «патриарха семьи», работающей уборщицей в ночную смену из социального трагикомедийного фильма «Молитва во имя Бога» Робера Гедигяна.
«Золотая Озелла» — приз за выдающееся достоинства картины — достается из года в года разным цехам, как сценарным, так и художественным. В этом году ее присудили 71-летнему китайцу Йонфаню, показавшему на фестивале новаторский анимационный фильм «Черри Лэйн 7» о причудливых любовных связан в Гонконге 60-х. Примечательно, что до того Йонфань, никогда не занимался мультипликацией и на свой рисованный дебют потратил семь лет.
Русское кино, к сожалению, в этом году прошло, как мимо основного конкурса, так и мимо параллельных. Во второй по значимости программе «Горизонты» показали грузинский «Преступный человек», частично снятый на русские деньги, но главным успехом для кино стран СНГ стала победа украинского антиутопического фильма «Атлантика» Валентина Васяновича. Победа совпала с обменом Россией и Украиной политическими заключенными, среди которых был и Олег Сенцов. Потому победу Васяновича многие сочли политическим ходом. Впрочем, картина точно небезынтересна. «Атлантика» состоит в основном из статичных планов, медленных передвижений на экране и напоминает эдакого «Бегущего по лезвию» на пост-советском пространстве, пережившем экологическую катастрофу. Как и прошлогодний победитель тайский «Манта Рэй», «Атлантика» в большей степени видео-арт. Что интересно диссонирует с зрительской победой в основном конкурсе и говорит о некоем складывающемся артхаусном гетто, которому, судя по всему, больше не место в основном конкурсе.