Брэд Питт, Джокер и Катрин Денев: дневник 76-го Венецианского кинофестиваля
По красной дорожке, ведущей в фестивальный дворец, где расположен премьерный зал Grande, уже успели пройтись Брэд Питт, Хоакин Феникс, Пенелопа Крус, Гаэль Гарсия Берналь и другие артисты. Ежедневно с самого раннего утра кумиров ждут поклонники, зеваки и охотники до автографов и селфи с селебрити. Привычный утренний пейзаж — зонтики, разложенные за ограждением красной дорожки, а с ними — люди, расположившиеся по периметру в ожидании жаркого дня. С другой стороны, где находится вход в главный пресс-зал Darsena, уже стоят очереди из прессы и киноманов. Ни одна премьера в Венеции не обходится без ажиотажа, особенно главные картины фестиваля, которым многие прочат победу («Джокер», «Прачечная») и национальные гала-премьеры (конкурсный «Мэр района Санита»). В этой части дневника мы выбрали 5 самых важных фильмов, которые были показаны в первые дни конкурса.
«Правда»
Режиссер Хирокадза Корээда
(в российском прокате с 6 февраля)
Открыл Венецианский кинофестиваль новый трагикомедийный фильм титулованного японского режиссера Хирокадзы Корээды, снятый не на родных для него языках: французском и английском. «Правда» рассказывает о вымышленной знаменитой французской актрисе в исполнении Катрин Денев (сложно в этой роли не разглядеть ее саму: и в расставленных по дому иронических постерах, пародирующих самые известные картины с ее участием, и в шутках о соперничестве с Брижит Бардо). Героиня Денев — Фабьенн — ходит в суши-бары в потрясающем леопардовом пальто, пьет виски из красивого декантера и чинно шагает по своему саду в огромной усадьбе, разучивая вслух реплики. В гости к Фабьенн приезжает дочь-сценаристка Люмир (Жюльет Бинош) с невезучим мужем-актером и ребенком.
В официальных описаниях синопсиса говорится, что дальше открывается правда об их жизнях, но на самом деле всплывают факты, о которых соврала в своих мемуарах Фабьенн, за что героиня Бинош ее и отчитывает. Герой Итана Хоука в целом вообще ни при чем. В фильме он будто для противовеса успешной Фабьенн, хотя оба они испытывают проблемы с алкоголем. Однако Корээда где-то на полпути бросает все сквозные темы фильма одну за другой. Ни моральное разложение звезды, ни наплевательское отношение к дочери не находят драматического или комедийного разрешения. Фильм практически бесконфликтен. Корээда страхуется сказочными метафорами, проводя параллели с почти всеми важными европейскими фольклорными сказками: от «Спящей красавицы» до «Гензель и Гретель». Но в сказках обычно есть мораль, а у Корээды — внутри кино про Францию с французскими актерами получается иногда быть французским режиссером. Успехом это назвать сложно, но если это такой фестивальный челлендж, в целом почему бы и нет.
«К звездам»
Режиссер Джеймс Грей
(в российском прокате с 26 сентября)
Астронавт Рой (Брэд Питт) выживает в катастрофе на космической станции. И без того обеспокоенный уходом жены (Лив Тайлер), после чудесного спасения он погружается в депрессию. Человек, увидевший смерть в лицо, кажется, уже морально ее принял — и просто оказался не готов жить дальше. Спустя какое-то время благодаря предложению космического бюро Питт отправляется в космос на поиски своего отца, исчезнувшего 20 лет назад.
«К звездам» Джеймса Грея многие еще до выхода успели окрестить новой «Космической одиссеей». Стиль Грея едва ли может напомнить Кубрика, однако мало кто в сегодняшнем американском кино обладает столь же внушительным интеллектом. Фильм Грея неизбежно хочется сравнить с прошлогодним участником основного венецианского конкурса, «Человеком на Луне» Дэмьена Шазелла. По сути, в фестивальной истории они образуют прочную связь. В них большие актеры (Гослинг, Питт) исследуют звездные карты своих душ во время межгалактических путешествий. У Шазелла это был скорбный полет Нила Армстронга на Луну после смерти маленькой дочери, у Грея — прыжок человека в холод гипнотизирующей бездны. Кстати, в венецианском конкурсе одиночество человека перед масштабами космоса исследовал еще и Альфонсо Куарон с «Гравитацией» в 2013-м, получивший за нее семь «Оскаров». Трейлер фильма Грея обещает приключение в жанре научной фантастики, построенное на экшене. Как бы не так, «К звездам» — кино метафизическое, очень неспешное и рассудительное. В то же время, нельзя сказать, что это его достоинство. Речь героя Питта, многозначительная полемика, которой наделяет его Грей, утомляет достаточно быстро. Привычные, к примеру для «Древа жизни» Терренса Малика, сильные юнгианские реплики звучат инородно и претенциозно: «Отец, твой гнев внутри меня». «Космической одиссеей 2001» или «Луной 2112» фильм не становится, и Стэнли Кубрик, и Данкан Джонс оставляли место для поиска трактовок и смыслов, ответов на религиозные вопросы. А «К звездам» выхолощен, надуман и раздут от своей важности, мыльный пузырь вместо вместо шлема, внутри которого Брэд Питт.
«Джокер»
Режиссер Тодд Филлипс
(в российском прокате с 4 октября)
«Джокер» Тодда Филлипса — первый кинокомикс про известного героя, попавший в конкурсную программу Венецианского фестиваля. И если попытаться смотреть фильм глазами итальянца в национальном культурном контексте, становится ясно, что на Мостре он не просто так. Джокер в исполнении Хоакина Феникса — Труффальдино, оперный безумец. Он пляшет на лестничных ступенях и в театральной традиции за ним тут же устремляются в погоню полицейские. По сюжету неудачливый уличный клоун Артур Флекк живет с матерью и постоянно страдает от нападок в жизни и на работе. Происходят они с точно выверенными драматургическими промежутками, как по учебнику. Сделан «Джокер» с большим режиссерским волнением и ответственностью, это чувствуется. С пиететом не к герою, комиксам, или психологизму, драматургии, а к Нью-Йорку, полицейским драмам 80-х, к независимому духу кино эпохи «Злых улиц» и «Таксиста». Филлипса это очень сильно подводит, каждый его технически безупречный, почти рекламный кадр сопоставим со всеми близкими режиссеру ориентирами. Но все это, конечно, не опера, не карнавал, не бенефис Хоакина Феникса (актер очень сильно и уверенно работает, но Филлипс настолько приковывает к нему внимание и не отводит взгляда камеры, что только неискушенному зрителю может показаться, что большой артист не переигрывает, не берет чрезмерные интонации). «Джокер» в финальной части из спектакля одного актера выруливает в интеллигентную версию франшизы «Судная ночь», это по-прежнему трагедия дель-арте, которой хоть немного бы не помешало отнестись к себе менее серьезно — и наконец по-настоящему, не фальшиво улыбнуться.
«Идеальный кандидат»
Режиссер Хайфа Аль-Мансур
(пока не значится в прокатных планах)
Первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии и технически (не считая копродукций) вообще первый аравийский режиссер в истории кино привезла в Венецию социальную картину о муниципальных выборах. Главная героиня Сара — талантливый молодой врач, постоянно сталкивается на работе с проявлениями религиозных чувств верующих мусульман. Вера для режиссера Хайфы Аль-Мансур постоянно пересекается с суеверием. К главной героине в больницу привозят старика, который напрочь отказывается от врачебной помощи, если ее будет оказывать девушка. А когда Сара собирает волю в кулак и решается начать предвыборную кампанию, естественно, реакция в одной из самых консервативных мусульманских стран не заставляет себя долго ждать. «Идеальный кандидат» — фильм о невозможности перемен и демократии. Мужчины всю картину высмеивают порывы девушки, ее искреннюю веру в свои убеждения. Предвыборная программа, в которой по сути один главный пункт — сделать дорогу, ведущую в госпиталь, — кажется им несерьезной. Сомнению подвергается сам факт того, что в политику метит женщина. Хотя намного убедительнее и драматургически мощнее было бы обратить внимание на то, что главная проблема программы героини в том, что она слишком конкретная, не заискивающая перед электоратом и не пудрящая нос. Что для большой политики будто бы вызов и несоблюдение этикета.
«Назло врагам»
Режиссер Бенедикт Эндрюс
(в российском прокате в декабре)
Во внеконкурсной программе показали ожидаемый биографический фильм о жизни американской актрисы Джин Сиберг, известной прежде всего своим актерским дуэтом с Жан-Полем Бельмондо в «На последнем дыхании» Годара. Сиберг сыграла Кристен Стюарт. Тоже, кстати, уроженка США, снимающаяся во Франции («Зильс-Мария», «Персональный покупатель»). Кино Бенедикта Эндрюса оказалось не совсем про Сиберг, действие в нем сосредоточено на эпизоде из биографии, рассказывающем о помощи партии «Черные пантеры», отстаивающей права чернокожих. Сиберг уделяла большое внимание общественным проблемам во время того, как встречалась с активистом Хаким Джамалом (в фильме его роль исполняет Энтони Макки, Сокол из «Мстителей»). «Сиберг» пытается одновременно быть и «Черным клановцем» как стилистически, так и настроенчески. Однако Спайк Ли выдерживает всю картину в юмористическом тоне, постепенно выводя к драматическому финалу. Режиссер Эндрюс как бы машинально хватается за побочные события жизни Стюарт, к примеру, съемки в кино, которые бы могли стать основой для биографического фильма. Это гораздо интереснее детективного сюжета, в котором нет ни интриги, ни развития характеров. Режиссер Эндрюс банально любуется эффектными театральными мизансценами, которые вполне уместны в прославившем его спектакле «Кошка на раскаленной крыше» с Сиенной Миллером, и до самого конца не дает Стюарт хоть немного пожить в роли, отдавая предпочтение кабинетным разговорам, реконструкции эпохи и лирическим трюизмам.