К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Билеты — валюта дороже денег». Как бесплатные «вписки» влияют на индустрию развлечений

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Огромное количество людей в России ходят на концерты, фестивали и вечеринки бесплатно. Это называется «вписка». Forbes Life разбирается, насколько это влияет на прибыль организаторов мероприятий и культурную жизнь в целом

Московские фестивали страдают не только от переменчивой погоды: не меньший урон их бюджету наносит привычка городской публики посещать мероприятия, не платя за билеты. Верным признаком каждого лета несколько лет назад был пост в «Фейсбуке» от Юрия Сапрыкина, намекающий или уговаривающий платить за билет на «Пикник «Афиши» (в память о гостевом беспределе остался, например, вот такой плакат). Родственники и друзья фестиваля, поддерживающие и сочувствующие — все они предполагают, что смогут пройти на него бесплатно. Это бич не только музыкальной индустрии: в качестве спасения московские театры придумывают специальные меры и «дружеские билеты» за символическую стоимость. Новое пространство от создателей «Армы» Mutabor во всех первых интервью чуть ли не в качестве манифеста постулировало, что «вписок не будет».

Forbes Life решил опросить музеи, театры и музыкантов города о том, насколько серьезный урон их жизни и бизнесу наносит желание друзей друзей приходить бесплатно.


Концерты и фестивали

По мнению сооснователя и программного директора SOUND UP Вероники Белоусовой, «список гостей — это математика и стратегия продюсера. Мы с моим партнером Евгенией Лассарь не устаем объяснять, почему у нас нет вписок и что в гест-лист события попадают только журналисты и партнеры.

 
«Культуру в первую очередь губят не вписки, а безразличие к ней государства»

Когда площадка позволяет, мы с радостью приглашаем музыкантов-участников фестиваля, потому что понимаем, насколько им важно быть в контексте и что многие из них не могут себе позволить купить билет на SOUND UP за 2-3 тысячи рублей.

Но все же культуру в первую очередь губят не вписки, а безразличие к ней государства, плохой вкус людей у руля, больная экономика страны, отсутствие института меценатства, отсутствие достаточного количества фондов, поддерживающих проекты в области культуры. Надеюсь, что когда-нибудь это изменится и независимые продюсеры перестанут быть одиноким воинами на поле современной культуры».

 
На одном из концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями
На одном из концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями·Фото DR

Управляющий директор «Пикника «Афиши» Дарья Шульга отмечает, что бесплатные билеты приносят пользу в том случае, если отдавать их контрибьюторам фестиваля: «Конечно, если бы все вписки мы конвертировали в деньги, прибыль была существенно больше, но мы стараемся раздавать их людям, способствующим пиару [события]. К тому же у тех, кто очень хочет попасть на «Пикник», но не готов платить за билет, есть возможность выиграть его в конкурсах: билеты мы разыгрываем ежегодно».

Нина Дымшиц, пиар-директор Еврейского музея и центра толерантности, рассказывая о количестве плативших и неплативших посетителей, упоминает следующие цифры: «На выходных у нас прошел фестиваль израильской музыки. За билеты точно не платило 600 человек. По билетам прошли 1200, но из них треть были куплены день в день по самой высокой цене. Не нужно забывать, что из этих 600 человек значительную долю составляли гости и партнеры музея, которых приглашали специально, а не бывшие сотрудники и их друзья».

Алина Петрова, сооснователь ансамбля Kymatic, подчеркивает, что «платить за концерт у нас не принято. И верно это для любого мероприятия, связанного с искусством. Как будто бы оно должно быть доступным и бесплатным как часть чего-то большего: просвещения или образования, которое тоже должно быть бесплатным и доступным каждому вне зависимости от желания его получить или оценить. Бесплатные концерты при участии больших артистов по ДК и сараям необъятного СССР были нормой (из рассказов Мстислава Ростроповича). Сейчас такая модель проведения концертов невозможна: Любое мероприятие — будь то большой фестиваль на неделю с приглашенными артистами или маленький концерт на один вечер — связано с финансовыми рисками и вложениями. Покупка билетов, конечно же, полностью не покрывает все риски, но существенно облегчает его жизнь и помогает создавать и расширять программу, быть радикальнее или смелее.

 

Большому фестивалю несколько бесплатных билетов для друзей музыкантов в целом не повредит. Но для мероприятия на один вечер это может стать неприятностью. Более того, если судить по Москве, по своей стоимости билеты на вечеринки и концерты нельзя назвать слишком дорогими. Два бокала хорошего вина в приятном месте обойдутся дороже билета на концерт, и в целом мне кажется, что просьба вписок редко обусловлена отсутствием денег у просящего: чаще всего он просто не хочет платить, считает, что все должно быть бесплатно и доступно. Еще одна проблема вписки состоит в том, что если проход бесплатный, то человек, скорее всего, на него не придет. И тогда наличие вписки становится даже вредно для самого просящего.

Саму себя я приучаю платить за концерты. Иногда я даже специально покупала билеты на мероприятие, на которое не могла пойти, когда меня не было в России. Я просто хотела помочь именно этому артисту или фестивалю, особенно если понимала, что сам фестиваль или концерт давался организаторам по каким-то причинам тяжело. Поддержка важна — мы же все хотим, чтобы российская музыкальная сцена развивалась и была разной».

Концерт Кирилла Рихтера
Концерт Кирилла Рихтера·Фото DR

Композитор Кирилл Рихтер рассказывает, что на концертах инструментальной музыки непроданными могут остаться билеты и у Теодора Курентзиса — иногда они распространяются по дружеской цене среди друзей музыкантов. Иногда их можно получить бесплатно —  как в консерватории. «Я тоже грешен, но не вижу в этом греха: билеты — это валюта, которая стоит дороже, чем деньги. Изначально практически все организаторы оставляют определенный процент билетов для прессы и специальных гостей.

Мои друзья всегда покупают сами билеты на мои концерты, и я это очень ценю. Друзья — это первые люди, которые должны тебя поддерживать. И на концертах своих друзей я поступаю таким же образом. Но творческая тусовка живет в особенном мире: они не могут позволить себе многое, зато многое получают по бартеру. Нам, например, по бартеру присылают одежду, которую в здравом уме мы никогда бы не купили (Кирилл намекает на ее высокую цену. — Forbes Life). И этот бартер для многих становится средством к существованию. Мы с друзьями часто обсуждаем, что живем в мире, который не можем себе позволить, — ходим в слишком дорогие рестораны и спим в слишком дорогих гостиницах».

Театр

Для театра ситуация с дружескими билетами принимает такой размах, что некоторые из них придумывают специальный дружеский прайс и квоты для тех, кто не может себе позволить платить полную стоимость. Сумма может иметь разный размер: в ЦИМе это 350 рублей, в Театре Наций актеры, по данным Forbes Life, покупают билеты своим гостям за 1000 рублей, но количество таких билетов «весьма ограничено». На спектакле «Кто убил Анну» 24 октября с участием актрисы Марины Васильевой в «Боярских палатах» на просьбу актрисы поднять руки тем, кто заплатил за билет, отозвалось два человека.

 
Марина Васильева спектакль «Кто убил Анну»
Марина Васильева спектакль «Кто убил Анну»·Фото Боярские Палаты СТД РФ

На вопрос о количестве проданных билетов Марина Васильева ответила следующим образом: «Мне кажется, что это была какая-то излишняя скромность тех, кто не поднял руку: такого случая с билетами на моей памяти не было. Я сама и режиссер Лёша Розин занимались спектаклем на каждом этапе, поэтому я всегда была в курсе продаж. Если из 80 мест куплено 6, то спектакль отменяется — такой случай был, но, слава богу, не с моим спектаклем. Поэтому понимаете, почему двух рук просто быть не могло.  За свой спектакль могу сказать, что соотношение приглашённых и зрителей по билетам примерно 1:3. На «Аню» мест мы продаём 70-80, но зал вмещает гораздо больше,  однажды нам удалось посадить 128 человек. Всегда есть желающие попасть на хороший спектакль любой ценой — но бесплатно, готовые стоять всё представление где-нибудь на галерке. И это неплохие люди: студенты, журналисты, друзья, которые потом окажут мне услугу и растрезвонят всем, что за прекрасный спектакль мы выпустили. Сарафанное радио — движущая сила для независимого маленького коллектива. Нам понадобится год и мой талант, чтобы люди заговорили о спектакле.

За свою жизнь, честно признаюсь, я 3 раза купила билет в театр. То же самое с концертами и вечеринками. Я скорее потрачу 2000 рублей в баре, и это какой-то психологический момент, возможно, какая-то привилегированность.

К вопросу, как это сказывается на том, сколько мы зарабатываем, я отвечу, что никак! Потому что зарабатываем мы в другом месте.  Если цель ваша — нажива, то наживаться вам придётся явно где-то на стороне, в театре денег нет. Я их не видела».

Помощник художественного руководителя Центра имени Мейерхольда Екатерина Ваншет замечает, что «вписок просят очень много. В основном студенты театральных вузов, наши друзья и коллеги. Для этого у нас есть студенческие и дружеские билеты, тариф — 350 рублей. Но лично мне кажется, что он больше подходит для студентов других вузов: экономических, юридических и так далее. Но не театральных. Они — новое поколение, они должны учиться, развивать свой вкус, искать свои методы и формы. Сделать это можно, только наблюдая за работой своих старших коллег [и единственная возможность делать это для них зачастую — бесплатно].

 

Я сама тоже хожу на спектакли бесплатно. По тем же причинам, что описаны выше. И, как показывает практика, другие театры также открыты к бесплатным посещениям. Я не думаю, что это губительно для культуры театра. Люди, которые занимаются театром, все равно видят эту машину по-другому. У нас сильно деформирован взгляд на «культурную жизнь» города и мира вообще. Конечно, количество купленных билетов горожанами — это же ещё и показатель интереса к театру. А с дружескими билетами все очень просто: это билеты для друзей сотрудников театра. Они продаются без места, и фактически ты покупаешь возможность попасть в зал. А на что ты сядешь — на подушку или в первый ряд — загадка. В целом система крутая. Но она не должна заменить вписки».

Кино

Важным стратегическим моментом в планировании экономики Центра документального кино был переход с бесплатных показов (так было на первой площадке в здании РИА) на платные после переезда в провиантские склады, где центр сейчас и располагается. На вопрос о том, насколько губительны вписки для московской культуры, основатель ЦДК Софья Капкова отвечает так: «Моя позиция проста. За искусство нужно платить. Поэтому мы стараемся продавать максимальное количество мест на свои события. Будь то кинопоказ, лекция или спектакль. Безусловно, у нас есть партнёрские квоты, в этом случае гости за билеты не платят, а поддерживают наши события услугами, материалами, продвижением, что также имеет свою стоимость, но и квоты эти небольшие. Сама я как зритель стараюсь не беспокоить никого и покупать билеты заранее, хотя иногда бывают как раз такие ситуации, когда билетов нет, а посмотреть очень надо и я прошу меня пустить. Чувствую всегда себя при этом неудобно. Провинившейся школьницей».

«Большая часть аудитории кинофестиваля экспериментального кино — тот самый креативный класс, который привык, что вписки положены, — рассказывает директор и сооснователь кинофестиваля экспериментального кино MIEFF Владимир Надеин. — Именно положены. Для независимых проектов это серьезная проблема, потому что хорошая выручка с билетов помогает работать в постфестивальное время. Под выручкой я имею ввиду ту половина, которая тебе осталось после того, как другая половина отдана площадке, где было проведен кинопоказ. Это и так очень мало. Возьмем зал на 100 мест. Реальная цена наших билетов на регулярный показ 350 руб. Даже если продан весь зал — это 35 тыс рублей, но в итоге у тебя на руках всего 17500. Более реальная ситуация: 70 билетов и 30 вписок, в итоге остается 12500 руб. Сам же такой самый обычный показ, где нет приглашенного гостя и еще каких-то дополнительных активностей, стоит 40-50 тысяч.

Оплата для нас — это принципиальный момент. В искусстве не должно ничего делаться бесплатно — если это изначально не волонтерские условия. Иногда мы можем дать те же самые вписки, но только в случае, если человек нам помог, поработал и потратил свое время. Так мы стараемся его отблагодарить. Поэтому, когда вы просите вписку, подумайте, что, возможно, чья-то работа могла быть неоплаченной. Сейчас в культуре и искусстве можно часто услышать: «Мне не платят».

 

Алена Бочарова, один из идеологов и создателей фестиваля Beat Film, полагает, что «в этом смысле Beat Film Festival как кинофестивалю повезло: в отличие от концертов у людей все же есть стойкая привычка покупать билеты в кино. Учитывая, что на Beat Film Festival больше ста показов, мы выбираем несколько наиболее событийных и масштабных. Туда и зовём гостей по спискам, благо позволяет площадка или располагает повод, будь то открытие фестиваля, большая премьера в первом зале кинотеатра «Октябрь» или вечеринка. Обычно, если кто-то и пишет про вписку, то обязательно уточняет, что он уже купил билет на три других фильма».

Фото Strelka Film Festival by Okko

«Практически все расходы на проведение кинофестиваля мы покрываем за счет партнерских и спонсорских взносов, — рассказывает продюсер Strelka Film Festival by Okko Галарина Долговых,  — сумма, которую мы зарабатываем на продаже билетов, при наших полных залах составляет около 15% от всех наших расходов на проведение фестиваля. Количество купленных билетов — важная и понятная любому спонсору и партнеру статистка, которую он рассматривает, когда принимает решение о поддержке нашего фестиваля. Списки гостей и фотографии с мероприятия — это хорошо, но статистику посещения de facto, а, следовательно, и настоящий интерес со стороны публики для спонсоров и партнеров отражает именно количество проданных билетов. Оно же помогает партнерам понять, хотят ли они поддерживать фестиваль в следующем году.

Задача установить правильную цену на билет — очень интересная. С одной стороны, нужно, чтобы билеты не были слишком дешевыми: тогда они распродаются за сутки, и мы встречаем множество негатива по поводу количества билетов в продаже. С другой стороны, у нас высокая планка по количеству зрителей в зале, мы должны её держать на уровне 92% заполняемости зала. Найти такую цену, при которой все билеты раскупят к дню показа, и есть наша задача».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+