Что читают Гузель Яхина, Алексей Иванов и другие российские писатели
О том, что читают сами писатели, Forbes Life расспросил лауреатов и финалистов литературной премии «Ясная Поляна».
Наринэ Абгарян
Из того, что было прочитано за последнее время, я, пожалуй, хотела бы отметить две книги: «Южнорусское Овчарово» Лоры Белоиван («Лайвбук») и «Последний бой майора Петтигрю» Хелен Саймонсон (Corpus). И если в «Южнорусское Овчарово» — сказочно-ирреальное и искренне-правдивое — я поверила сразу и безоговорочно, то роман Хелен Саймонсон расстроил надуманной, неуместно счастливой концовкой.
На январь наметила себе «Бегунов» Ольги Токарчук («Эксмо»). Книгу мне многажды хвалили, так что чтения жду с нетерпением.
Павел Басинский
Если говорить честно, то зачитывался я в этом году совсем не современной литературой. Наиболее яркое впечатление — литература о самом, на мой взгляд, загадочном и интересном императоре Рима — Тиберии. Перед поездкой на Капри (по своим литературным делам) я решил прочитать разных авторов о Тиберии, который, как известно, провел на Капри последние десять лет жизни, ухитряясь оттуда управлять всей гигантской Римской империей. Перечитал, разумеется, Светония, но он о Тиберии почти все врет, и это давно доказано. Перечитал Тацита. И прочитал кое-что из ХХ века, вплоть до наших дней. Отличная книга английского историка Джорджа Бейкера «Тиберий — преемник Августа», написанная еще в 1920-е годы. Это лучшее, что я читал о Тиберии.
Из современных книг отмечу сборник «Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе» («Азбука-Аттикус»), составленный питерскими писателями Павлом Крусановым и Александром Етоевым. Я тоже принял в этом сборнике участие, так что читал с «субъективным» интересом.
В ближайшее время хочу прочитать книгу Вячеслава Недошивина «Оруэлл. Неприступная душа», вышедшую в «Редакции Елены Шубиной». Надеюсь, он окончательно прояснит мне вопрос о том, правда ли, что Джордж Оруэлл не позволил Чарли Чаплину вернуться в США из Швейцарии и тот умирал на своей вилле в Вивее, тоскуя по родине. Ну и вообще Оруэлл меня интересует как личность.
Алиса Ганиева
Владимир Новиков. «Любовь лингвиста» («Эксмо»). Наконец-то все хиты филолога Владимира Новикова оказались под одной обложкой. Тут и собрание эссе «Пятьдесят свиданий с русской речью», и «Роман с языком» — все, что нужно для любовного свидания со словом. Я не могла отказать себе в удовольствии.
Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний» («Редакция Елены Шубиной»). О Ерофееве и герое его Веничке написано бессчетно много раз, но у этой триады авторов получился настоящий документальный роман-триллер, в котором не отвратим конец пути. Головокружительный прыжок в колодец чужого сознания и глубокое зеркало времени.
В январе собираюсь читать начатую книгу театроведа, критика, историка театра Видаса Силюнаса «Тайны сценического языка испанского классического театра» («Навона») — очень уж яркая экскурсия в почти неизвестный мне XVII век. И еще один повод задуматься о границах между искусством и жизнью.
Алексей Иванов
Алексей Волынец. «Деревянные пушки Китая» («Эксмо»). Это книга о русско-китайских отношениях, восстании тайпинов и опиумных войнах. Книга написана живым языком, с юмором и тонкими замечаниями, и после нее загадочный экзотический Китай оказывается интереснее и ближе, а мир за пределами собственной страны — больше и сложнее. Очень полезно для сдувания национального эго.
Дмитрий Карасюк. «Агата Кристи». Черные сказки белой зимы» (АСТ). Детальное исследование судьбы и творчества знаменитой рок-группы «Агата Кристи». Мне понятна истеричная любовь разновозрастных инфантилов к «Агате», но интересна была внутренняя мотивация «Агаты» к позерской мизантропии. Я получил ответ. Российский постмодерн во всей красе: если нет новых штанов, надену старые наизнанку.
Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель» (Rosebud Publishing). То, что планирую прочесть в ближайшее время. Со времен университета Пикассо с его неимоверной плодовитостью, самоклишированностью и эгоизмом казался мне фигурой, определившей статусно-ролевой формат существования художника в современном обществе. Художник как поп-идол — мыслимо ли это для культурной традиции? Попробую разобраться.
Александр Иличевский
Две книги, которые меня всерьез увлекли в последнее время, одного и того же автора. Юваль Ной Харари написал два тома: один о прошлом человечества («Sapiens. Краткая история человечества», «Синдбад»), другой — о нашем будущем («Homo Deus. Краткая история будущего», «Синдбад»). Я рекомендую читать непременно оба в любой последовательности: они взаимно дополняют друг друга. Харари обладает замечательной ясностью мысли и полным знанием предмета, о котором говорит. При всей увлеченности большими вопросами и поисками научных ответов на них автор ни на секунду не забывает о кристальности изложения и отборе аргументов. Он пишет и о датаизме, новой религии, представляющей собой веру в то, что вселенная — это прежде всего многообразие потоков данных, и о когнитивной революции, когда человечество развило воображение, и о сельскохозяйственной революции, и об объединении человечества, и о научной революции. Харари приходит к выводу, что Sapiens стал доминировать над миром, потому что это единственное животное, которое способно гибким сотрудничеством объединяться в большие группы. Но также он пишет и о многом другом, необычайно знакомом и интересном.
Майя Кучерская
Мне очень понравился роман Марины Вишневецкой «Вечная жизнь Лизы К.» («Редакция Елены Шубиной»). Это история взросления симпатичной, но инфантильной молодой женщины. Это роман-портрет, отчасти импрессионистический, современной России — с московскими митингами, войной в Донбассе, жизнью в мобильниках, метрошной суетой, ироничный и необыкновенно точный. Вишневецкая — мастер, и помимо наблюдательности, умения выстроить сюжет и создавать живых героев, она делает это еще и блистательным языком, гибким и изобретательным.
Одно из самых сильных впечатлений года — биография Ерофеева «Венедикт Ерофеев: посторонний». Это спокойное, основанное на воспоминаниях и документах повествование о цене свободы художника в тоталитарном государстве. Авторы книги предоставляют нам самим размышлять, стоило ли платить за свободу именно таким способом — алкоголизмом, саморазрушением, одним гениальным текстом вместо многих.
Андрей Рубанов
В 2018 году главная книга для меня — сборник рассказов «Рехилинг» Аглаи Набатниковой («Алетейя»). Рассказы смелые, прямые, я бы сказал, отважные. Сборник уже весь распродан, скоро будет переиздан большим тиражом. Сейчас все ждут в литературе «женскую волну» — вот молодой писатель Набатникова может эту волну поднять в числе других своих талантливых и красивых коллег.
В этом году много сил и времени ушло у меня и моих друзей на издание книги «Пожизненно осужденный». Автор книги отбывает пожизненный срок, его зовут Михаил Захарин. Книга его страшная, описывает реалии российских тюрем и написана на документальном материале. Я сделал к ней предисловие. Роман вышел в издательстве ОГИ, к настоящему времени продано три тысячи экземпляров — для подобного рода литературы успех большой. Я состою с автором в переписке.
В 2019 году читать буду кинороман «Воля» моего друга Саши Гарроса, вышедший недавно в журнале «Дружба народов» (№ 11, 2018). Эту вещь Саша со мной несколько раз обсуждал, он писал ее, уже зная о своей болезни. Текст романа подготовили после смерти Саши его жена Анна Старобинец и его многолетний соавтор Алексей Евдокимов.
Ольга Славникова
Прочитала новый роман Гузель Яхиной «Дети мои» («Редакция Елены Шубиной»). С первых страниц заворожил этот странный мир — сплав советского абсурда и гофмановских сказок. Критики упрекали автора в метафорической избыточности, но это как раз я и люблю. Ну и нельзя было не прочесть новый роман автора, дебютировавшего столь громко: надо уважать успех. «Тварь размером с колесо обозрения» Владимира Данихнова («Эксмо») — книга большого мужества и большого таланта. Переплавить смертельную болезнь в инструмент познания мира дано не каждому. Тем более на самом краю. Думаю, этот роман нам всем еще предстоит оценить.
Собираюсь читать «Праздник лишних орлов» Александра Бушковского («Рипол-классик»). Единственная не прочитанная мной книга из короткого списка премии «Ясная Поляна». Всегда интересно увидеть и понять нового автора. Предвкушаю открытие.
Марина Степнова
Я заканчиваю свою книгу и почти полностью перешла на литературу, так скажем, справочную, перечислять которую нет смысла, хотя она очень интересна и важна — но только для меня. Тем не менее в 2018 году мне повезло: я прочитала (еще в рукописи) «Дни Савелия» Григория Служителя («Редакция Елены Шубиной») и сразу полюбила главного героя. Я рада, что у книги так удачно сложилась читательская судьба, всегда болею за хорошие тексты. Так же точно, в рукописи, попали ко мне два прекрасных последних романа Андрея Волоса, но они пока не опубликованы, так что завидуйте мне, читатели, и наберитесь терпения.
Книги, оставившие след в 2018 году: «Западный канон» Гарольда Блума («Новое литературное обозрение«), потрясающе умная и спорная книга; «Homo Deus. Краткая история будущего» Юваля Ноя Харари — очень дерзкое и увлекательное исследование ближайшего будущего человечества, безжалостное настолько, что хочется, чтобы это самое будущее никогда не наступило; «Владимир Набоков, письма к Вере» («Колибри»). Потому что это гениальные письма о гениальной любви. Планирую, когда закончу наконец писать свое, прочитать разом все новые прекрасные романы, которые с сожалением отложила на потом. В первую очередь — «Калечину-Малечину» Евгении Некрасовой, «Брисбен» Евгения Водолазкина и «Дети мои» Гузель Яхиной (все — «Редакция Елены Шубиной»).
Леонид Юзефович
Ксения Букша. «Открывается внутрь» («Редакция Елены Шубиной»). Лучшая, на мой взгляд, книга молодой петербургской писательницы. Роман в рассказах, остро современный, честный и грустный, но не безнадежный.
Андрей Ганин. «Семь «почему» российской Гражданской войны» («Пятый Рим»). Обобщающий труд замечательного военного историка по самым дискуссионным вопросам событий 1917-1922 годов.
Для зимнего чтения советую «Брисбен» Евгения Водолазкина. Чудесный роман, одновременно мудрый и нежный, что вместе почти не встречается. Тот редкий случай, когда книга доставит одинаковую радость и требовательному интеллектуалу, и рядовому читателю.
Гузель Яхина
Чулпан Хаматова и Катерина Гордеева. «Время колоть лед» («Редакция Елены Шубиной»). Книга-диалог двух подруг, книга-исповедь — захватывающая, искренняя, смелая. Книга о поколении современных сорокалетних. Во многих моментах я узнавала себя: и в описании казанского детства Чулпан, и в попытках найти себя в большом городе, и в мыслях о дне сегодняшнем.
Александр Талал. «Миф и жизнь в кино» («Альпина нон-фикшн»). Глубокое исследование соотношения вымысла и реальности в придуманных историях (в первую очередь, на примерах из кинематографа). Серьезная попытка вывести законы сосуществования мифического и реалистического в истории.
А читательских планов на ближайшие месяцы нет. Вернее, есть, но они включают в себя очень специальные вещи: подборку диссертаций и исторических трудов по интересующей сейчас теме.