Белая, но не пушистая: открыта выставка в павильоне России на Венецианской биеннале
Открывали экспозицию комиссар и куратор российского павильона Семен Михайловский и зампред правительства России Ольга Голодец. Впечатленная увиденным Голодец не скупилась на похвалу, несколько раз назвала выставку «буквально шедевром» и предположила, что если привезти экспозицию в Россию, то ее смогут оценить по достоинству даже опытные российские зрители, которых мало чем можно удивить. Предваряя выступления высоких чинов, Семен Михайловский благодарил за поддержку государство и спонсоров, которых долго не было, но все-таки нашлись. Весной на пресс-конференции Семен Михайловский называл цифру в 50 млн рублей.
Проект поддержали Alrosa, ЦУМ и Beluga — так в подарочной сумке российского павильона оказалась 50-граммовая мензурка. Другие меценаты от даров воздержались, видимо решив, что уже и так достаточно вложили в искусство.
На открытии отметились знаковые лица российского арт-истеблишмента. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор МАММ Ольга Свиблова, директор ММоМА Василий Церетели, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков, создатель центра современного искусства «Винзавод» Роман Троценко, владельцы галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин и Емельян Захаров, основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина, создатель аукционного дома Vladey Владимир Овчаренко, кинопродюсер и коллекционер Александр Роднянский.
Российский павильон в Джардини с двуглавым орлом наверху, на стеклянной крыше — световом фонаре построил архитектор Алексей Щусев в 1914 году, а Семен Михайловский поместил двуглавого орла внутрь. Гипсовый белоснежный орел Гриши Брускина, скорее дрон, чем птица, с начинкой из шестеренок, окружен маленькими одинаковыми человечками, толпой. Так начинается Theatrum orbis, национальный проект этого года на Биеннале. Theatrum orbis — название атласа мира, составленного в XVI веке фламандцем Арбрахамом Ортелиусом. Свою версию «Зрелища круга земного» куратор и художники выстроили по ассоциации с «Божественной комедией» Данте, путешествием по девятому кругу ада. Наверху павильона, в анфиладе расположилась «Смена декораций», выставка скульптур Гриши Брускина, на нижнем ярусе, куда ведет черная спиральная лестница, — проект группы Recycle, а уже совсем на выходе из павильона — видео Саши Пироговой. Михайловский популярно объяснил приглашенным устройство экспозиции, прежде чем пустить их в павильон.
«Смену декораций» Брускина показывают на черном фоне, по которому мелькают движущиеся изображения фигурок брускинской толпы. Гипсовая толпа на постаментах-подмостках стоит в клетках, образует круги, как на параде физкультурников, окружает здания, напоминающие небоскребы, пирамиды, зиккураты, кремлевскую стену. За ней наблюдают то ли вооруженные сфинксы, то ли дроны, то ли летучие мыши. Большинство скульптурных групп подписано автором на английском языке.
Если старшее поколение боится машин, бомб и антропоморфных чудовищ, то для младшего — ад в технологиях. Blocked Content — скульптурная группа, где заблокированные аватары представлены как фрагменты человеческих тел, торчащих из ледяных глыб. Возраст, пол, проступок — универсальная маркировка на блоках с телами напоминает хештеги в инстаграмме. Звуковую инсталляцию для Recycle создал Дмитрий Курляндский. Вторая работа композитора — Сommedia delle arti звучит со стен павильона.
Как именно происходит освобождение человека из бана, рабства, страха и ада, остается неизвестным. Самая юная участница российского проекта Биеннале Саша Пирогова показывает пробуждение прекрасных юношей и девушек в белых крошках в тон к белым гипсам Брускина, к белым конструкциям Recycle, белому гравию на дорожке Джардини, которая ведет к российскому павильону. Юноши и девушки встают из белого крошева спина к спине. Круг смыкается, история завершается, экспозиция заканчивается победой молодых и красивых. Успех был закреплен на вечеринке, которую устроила Beluga.
О других российских проектах на Биеннале — в следующем репортаже Forbes Life.