К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кошелек или жизнь: кто и как делает деньги на страхе смерти

Кошелек или жизнь: кто и как делает деньги на страхе смерти
Капсула против апокалипсиса, таблетки против старости, курсы выживания на случай зомби-атак, бомбоубежища, бункеры и другие способы заработать

У современного человека множество страхов, связанных со смертью: апокалипсис, терорристы, старость и даже зомби. На защиту от потенциальной угрозы многие готовы потратить немалые деньги. В лекарство против старения инвестировали бизнесмен Олег Дерипаска и корпорация «Роснано» под руководством Анатолия Чубайса, а миллиардер Петр Авен владеет домом с частным бомбоубежищем. В галерее Forbes — люди и компании, которые зарабатывают там, где другие боятся.

Курсы по выживанию во время зомби-атаки
Фото Elyse Butler·Getty Images

Курсы по выживанию во время зомби-атаки

Вопрос «Что делать, если на вас напали зомби?» не дает покоя как минимум трем миллионам пользователей Интернета – столько ответов на него содержится в англоязычном Google. Такой живой интерес к теме помог предпринимателю Марку Скилзу в 2007 году создать школу выживания в условиях зомби-апокалипсиса, на которой, как оказалось, можно неплохо заработать.

Первый лагерь Марка Скилзы появился в охотничьем районе в южной части Нью-Джерси, сейчас подобные есть практически во всех крупных городах США. В лагерях можно научиться обращаться с огнестрельным и другими видами оружия против зомби, выживать в лесу с одним только ножом и вести себя в других экстремальных ситуациях в случае зомби-апокалипсиса.

Уроки Скилзы стали настолько популярны, что в госуниверситете Мичигана в рамках предмета «Социальная работа» учителя теперь преподают курс выживания в случае атаки зомби и правила поведения человека в условиях других катастроф и стихийных бедствий.

Частное бомбоубежище
Фото Шеломенцева Романа для Forbes

Частное бомбоубежище

«Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек» — убеждает сайт компании «Спецгеопроект». Фирма проектирует, строит и обслуживает частные убежища — железобетонные бункеры. От прямого попадания ракеты он не защитит, но от террористических атак, силовых захватов, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов и стихийных бедствий — вполне, уверен руководитель «Спецгеопроекта» Данила Андреев.

В убежище из бетона существует система фильтрации и регенерации воздуха, как на подводных лодках или космических кораблях. Когда угроза миновала, его можно использовать как сейф, переговорную комнату, винный погреб, библиотеку и даже закрытый клуб по интересам, советуют на сайте. В интервью Forbes Андреев рассказывал, что один из его клиентов, например, пережидал в бункере задымление от лесных пожаров 2010 года и остался доволен.

На сайте «Спецгеопроекта» можно найти любую информацию не только о бомбоубежище, но и о смысле жизни, кроме главной — в разделе «стоимость» нет цифр, зато есть рассуждения о том, что «ядерная агрессия, теракты, техногенные катастрофы «подарят» людям минуты анархии, хаоса и агонии» и «каждый будет спасать себя и свою семью». Тем не менее, в конце 2010 года Андреев называл Forbes сумму в 4,5 млн рублей за бюджетный проект. К тому моменту, по словам предпринимателя, его фирма построила «десяток» частных бункеров.

Спрос на разного рода убежища у покупателей из России существует давно. В 2007 году The Sunday Times писала, что миллиардер Петр Авен обзавелся домом возле Лондона с бомбоубежищем с месячным запасом воздуха, еды и воды. Жилище его соседа — ныне покойного опального олигарха Бориса БерезовскогоThe Daily Telegraph называла макетом для шпионских триллеров: дом был окружен стальным забором высотой в 3,65 м, а гостей, прошедших досмотр на заезде, на территории дома сопровождали охранники.

Консультации по борьбе с терроризмом
Фото David Ramos·Getty Images

Консультации по борьбе с терроризмом

Майкл Хайден и Майкл Чертофф — одиозные для Америки личности. Хайден, экс-глава Агентства национальной безопасности США и экс-директор ЦРУ, — центральная фигура в скандале с прослушкой в администрации президента Джорджа Буша в 2005 году. Чертофф — бывший министр внутренней безопасности Америки, известный агрессивной кампанией против нелегальных мигрантов и реализацией контртеррористической политики администрации после терактов 11 сентабря 2001 года.

В 2009 году они основали агентство по консалтингу в сфере безопасности Chertoff Group, которое делает бизнес на страхе перед терроризмом. Другие компании нанимают его для консультаций относительно борьбы с терроризмом и защите от него.

После того, как в декабре 2009 года в Нигерии террорист попытался взорвать авиалайнер, спрятав бомбу в нижнем белье, Чертофф лоббировал необходимость улучшения процедур проверки в службах безопасности аэропортов. Среди его предложений было использование сканеров для просвечивания всего тела, писало канадское издание Global Research. Такие как раз выпускала фирма Rapiscan Systems, одна из клиентов Chertoff Group. Служба безопасности на транспорте заказала тогда 300 сканеров Rapiscan Systems, в 2009-2010 годах, по информации The Huffington Post, эта компания заработала на правительственных заказах $118 млн.

Лекарство против старости
Фото Александра Сидорова·Коммерсантъ

Лекарство против старости

Пока что единственный продукт более чем десятилетней деятельности компании «Митотех», борющейся со старостью, — глазные капли «Визомитин», которые теоретически должны помогать от всех старческих глазных болезней, но помогают только от синдрома «сухого глаза». Однако инвесторы верят в перспективы компании. Одним из первых вкладывать деньги в лабораторные исследования причин старения, проводимые «Митотехом», стал миллиардер Олег Дерипаска.  С 2005-го по 2008 год он выделил компании$15 млн, но потом «потерял интерес», рассказывал Ъ-Деньги директор «Митотеха» Максим Скулачев. По его словам (интервью изданию Lenta.ru), его отец, академик Владимир Скулачев, начавший разрабатывать антиоксидант SkQ1, замедляющий процесс старения организма, «никогда не обещал избавить Дерипаску от старения, он прямо сказал, что изобретенный им антиоксидант настолько активный, что хотя бы от заусенцев он точно должен помогать. Дерипаска ответил, что заусенцы его вполне устраивают».

В 2008 году проект подхватил бывший топ-менеджер РАО ЕЭС, сейчас возглавляющий группу «Росток», Александр Чикунов. На протяжении двух лет он инвестировал $10 млн в разработку «ионов Скулачева». В 2010 году Чикунова сменил экс-соратник по РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, изначально уговоривший бывшего коллегу вложиться в «таблетки от старости»: «Митотех» стала проектной компанией «Роснано».

На сайте корпорации сказано, что исследования «Митотех» основаны на гипотезе о том, что процесс увядания нашего организма находится под контролем специальной системы самого организма — генетической программы старения. Академик Скулачев предложил использовать сконструированные его группой антиоксиданты, для того, чтобы нейтрализовать команду «начать стареть», получаемую организмом. В будущем «Роснано», кроме уже созданных глазных капель, планирует вложить деньги в разработку «препарата системного действия» и вывод лекарств на рынки России, США и стран ЕС.

Бункер на случай конца света
Фото Getty Images

Бункер на случай конца света

В декабре 2012 года, когда долгожданный апокалипсис, обещанный индейцами Майя, только должен был свалиться на головы землян, об американце Роне Хаббарде писали почти все зарубежные СМИ. Он собирался зарабатывать на роковом событии, к которому готовились тысячи людей по всему свету: за $100 000 его фирма Atlas Survival Shelters («Приют для выживания «Атлас») обещала построить подземный бункер со всеми удобствами, уходящий на шесть метров под землю, рассчитанный как минимум на 90 дней непрерывного пребывания там человека. Телефон Хаббарда тогда разрывался от звонков, рассказывал изданию Watertown Daily Times бизнесмен, обратившийся к предприниамтелю за услугами.

Конец света так и не наступил, но бизнес Хаббарда по-прежнему работает. Сейчас компания продвигает целый центр убежищ в Техассе, расположенный на площади в 600 акров.

«Мы просто хотим помочь людям, которые считают, что им грозит та или иная опасность», — уверял предприниматель в одном из интервью. Atlas Survival Shelters играет на множестве страхов американцев. На сайте компании, созданной в Калифорнии еще 1950-х годах во время «холодной войны», сообщается, что изначально она называлась Atlas Bomb Shelter (бомбоубежище «Атлас»), однако в 2011 году, «чтобы быть политически корректным», было переименовано, «потому что атомная бомба не единственная угроза, с которой мы можем столкнуться в этом мире».

Заморозка мертвых в надежде на воскрешение
Фото bojan fatur·Getty Images

Заморозка мертвых в надежде на воскрешение

Первая в России фирма, которая погружает тела своих клиентов в жидкий азот и обещает сохранять их, пока не появится способ воскрешения, появилась в 2006 году в Москве. Первыми клиентами ООО «КриоРус» стали родственники 81-летней учительницы математики из Санкт-Петербурга Лидии Федоренко, пожелавшие заморозить ее мозг. Следующим заморозке подвергся мозг умершего от рака жителя Москвы, имя которого по контракту не разглашалось. Останки их и многих других хранятся в капсулах с жидким азотом в криохранилище в подмосковном поселке Алабушево.

Потребность в услугах по заморозке человеческих тканей сформировалась в Москве задолго до появления предложения, утверждает директор «КриоРус» Данила Медведев: мозги умерших людей, первые подвергшиеся заморозке жидким азотом, несколько лет хранились дома у их родственников в контейнерах с сухим льдом.

На западе мода на замораживание возникла уже несколько десятков лет назад. Первым замороженным в 1967 году стал профессор психологии Джеймс Бедфорд. Его тело хранится до сих пор, хотя компания, погрузившая профессора в азот, вместе с двумя другими пионерами в области крионики разорилась еще в 80-х. Остальные менее известные подопечные тех фирм были захоронены.

Кибер-защита национальной безопасности Америки
Фото Blend RM·Jon Feingersh·Diomedia

Кибер-защита национальной безопасности Америки

Всемирную известность одной из крупнейших американских консалтинговых компаний Booz Allen Hamilton, созданной в 1914 году и занимающейся радиоэлектронной разведкой, в том числе, в интересах Пентагона, принес ее бывший сотрудник Эдвард Сноуден. Устроившись в Booz Allen, он скачал документы, раскрывающие масштаб слежки, ведущейся якобы в интересах национальной безопасности Америки, которые летом 2013 года передал СМИ. В материалах сообщалось о прослушке американскими спецслужбами телефонных разговоров и доступе к электронной переписке граждан США и лидеров других стран. Как сообщала New York Times, Booz Allen извлекает прибыль, используя технологические наработки для разведывательных целей в масштабных государственных контрактах. 99% выручки компании поступило от правительства США, сообщало CNN в 2013 году.

Booz Allen работает для организаций, которые хотят оставаться впереди кибер-противников, ведь традиционных средств обеспечения безопасности в сети против новых и растущих рисков недостаточно, сообщается на сайте компании. Современные технологии помогают бороться с терроризмом, в частности, следить за «плохими парнями» во время боев в конфликтных зонах, утверждал старший вице-президент Стратегической инновационной группы компании Грег Вензел в интервью «Голосу Америки».

Несмотря на брешь в безопасности, проделанную Сноуденом, Booz Allen продолжила сотрудничать с правительством. Выручка компании в 2014 году составила почти $5,5 млрд.

Капсула против апокалипсиса
Фото Diomedia

Капсула против апокалипсиса

Китайский бизнесмен Янг Зонфу заработал славу строителя модернового Ноева ковчега Atlantis, потратив два года и 1,5 млн юаней (около $235 600), чтобы создать устройство для выживания в постапокалиптичном Китае. Идея пришла к нему после того, как он прочел о возможных катастрофах, грозящих стране. Его Atlantis был готов к августу 2012 года и выглядел как желтый пузырь диаметром четыре метра, включающий в себя 300 пружин и 75 подушек безопасности. Устройство, предназначенное для защиты от радиации, огня и высоких температур, могло вместить семью из трех человек.  

В ожидании природных катаклизмов Янг Зонфу протестировал свой ковчег 6 августа 2012 года. Посмотреть на это съехались представители СМИ и сотни любопытных. Изобретатель забрался внутрь капсулы, которую столкнули с 50-метровой полосы препятствий, включающей склон холма, горный массив и мелкое озеро.  После попадания шара в воду, Янг Зонфу вышел оттуда сухой, но с порезом на подбородке, а Daily Mail после этого ехидно писала, что капсула, которая может выдержать ядерную катастрофу, оказалась неводостойкой. Для демонстрации огнеупорных качеств Atlantis Янг Зонфу изготовил его уменьшенную копию, внутрь которой поместил мороженое. После того как капсулу достали из огня, мороженое по-прежнему оставалось холодным.

Изобретатель планировал продавать капсулы таким же энтузиастам, как он, рассчитывающим выжить в результате армагедона. China Daily писала, что один человек из провинции Шаньси на севере страны собрался купить 15 аналогов Atlantis. Более поздних сообщений СМИ о капсуле найти не удалось.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+