Сближение моды и искусства случилось не в тот момент, когда слово «коллаборация» стало доноситься из каждого утюга. Участники движения «Искусства и ремесла» начали создавать эстетически продуманную среду обитания, заботясь в том числе и о костюмах потенциальных жильцов своих «проектов». Чуть позже Любовь Попова и Варвара Степанова, а параллельно с ними и студентки школы Баухаус, экспериментировали с текстилем. Свой вклад в популяризацию этого союза несомненно внесли сюрреалисты. Помимо опытов Мана Рэя можно вспомнить знаменитое платье с омаром в исполнении Сальвадора Дали и Эльзы Скиапарелли — и, конечно, Ив-Сен Лоран, создавший коллекцию «Мондриан», которая породила волну экспериментов на стыке моды и искусства.
В разговоре о взаимопроникновении двух миров легко оперировать понятными примерами, такими как сумка с работой Джеффа Кунса или платки с уорхоловскими цветами. Сегодня художники работают с брендами, бренды открывают музеи, музеи поддерживают художников. Эта успешная экосистема не дает сбои и в непростые времена. В качестве примера — актуальные проекты этого года, демонстрирующие не только силу модных коллабораций, но и их разнообразие.