К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Звездные войны

Фото Jamel Toppin для Forbes
Фото Jamel Toppin для Forbes
Гиперпетля реальна: несколько стартапов работают над перевозками на сверхзвуковых скоростях.

В сентябре бывший лидер сенатского большинства Гарри Рид принимал в своих апартаментах в Капитолии необычных гостей. Они обещали ни много ни мало в корне изменить отрасль перевозок. Оценивая идею, Рид даже подъехал в своем кожаном кресле поближе к визитерам. Чем они его так увлекли?

Бывший инженер SpaceX Броган Бемброган (да, именно так написано в паспорте!) достал свой iPad, чтобы начать презентацию. Два его партнера — венчурный капиталист Шервин Пишевар и Джим Мессина, бывший заместитель руководителя аппарата Белого дома, — внимательно следили за реакцией могущественного сенатора. Даже Марк Твен, которому доводилось управлять речным пароходом, осторожно наблюдал за происходящим с портрета над столом.

«Что это?» — заинтересовался Рид, выпрямляясь в кресле и указывая на iPad. На заставке у Бемброгана была фотография запыленных полуодетых людей, блуждающих на рассвете по пустынному плато. «Ну, это Burning Man», — отвечал инженер. Ему пришлось познакомить 75-летнего политика с техно-хиппи-карнавалом, который проводится в канун Дня труда в пустыне Блэк-Рок в Неваде, родном штате Рида. Сама презентация оказалась еще более невероятной: в ней люди и грузы передвигались сначала по всему юго-западу США, а потом и по всему миру на скоростях, приближающихся к скорости звука.

 

После часового представления Рид откинулся в кресле и улыбнулся. Тогда Пишевар, наклонившись, наконец озвучил то, ради чего пришел, — попросил сенатора свести его с бизнесменом из Невады, которому принадлежал 240-километровый участок, необходимый для строительства трассы для скоростных поездов от Лас-Вегаса до побережья Калифорнии. Рид согласился, и они обменялись рукопожатием. Так было устранено очередное препятствие на пути этой команды, задумавшей воплотить в жизнь фантастическую идею: создать гиперпетлю.

Гиперпетля — это смелая идея миллиардера и предпринимателя Илона Маска. В августе 2013 года он изложил ее в 58-страничной статье — описал транспортную сеть из вакуумных труб, способную перебрасывать пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анджелес со скоростью 1200 км в час. Высмеянная как фантастика, сегодня эта идея превратилась в реальную технологию, которую продвигают три серьезные группы, в том числе и Hyperloop Technologies — это ее представители побывали в офисе Гарри Рида. Forbes стал первым, с кем они поделились подробностями проекта. Пока в их распоряжении $8,5 млн, но в планах — привлечь до $80 млн к концу этого года. «У нас есть команда, инструменты и технология, — заявляет Бемброган. — Мы можем это сделать».

 

Все отлично понимают, что этот проект на очень ранней стадии. Есть десятки инженерных и логистических проблем, которые требуют решения, — от получения прав на земельные участки до борьбы с тошнотой при полете по трубе на сверхзвуковой скорости.

И в то же время очевидно, что гиперпетля может радикально изменить мир. Четыре современных вида транспорта — корабли, поезда, машины и самолеты — обеспечивают прогресс и процветание. Но они же несут ответственность за загрязнение среды, пробки, опоздания, даже смерти. Гиперпетля, которую Маск окрестил «пятым видом транспорта», по скорости будет равна самолету, по цене окажется дешевле поезда, будет доступна при любой погоде и не станет выбрасывать окислы углерода из выхлопной трубы. Если люди смогут добираться из Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса за 20 минут, а из Нью-Йорка до Филадельфии — за десять, города превратятся в остановки, исчезнут границы, дисбаланс цен на недвижимость и проблема перенаселения. Правда, для реализации этой эксцентричной идеи не хватает самого Маска, занятого одновременно руководством Tesla Motors и SpaceX (он даже отказался от комментариев для этой статьи). Но он причастен к каждой из конкурирующих групп, которые бьются над созданием технологии гиперпетли.

Hyperloop Technologies — команда мечты: в нее входит плеяда суперзвезд Кремниевой долины, большинство которых тесно связаны с Маском. Сорокалетний Пишевар, который вот-вот войдет в число миллиардеров благодаря инвестициям в службу такси Uber, — близкий друг Маска и один из тех, кто убедил его предать огласке идею гиперпетли. Его новый венчурный фонд Sherpa обеспечивает финансовую поддержку Hyperloop Technologies. Финансирует команду и Formation 8, которую курирует Джо Лонсдейл, еще один молодой мультимиллионер, энтузиаст гиперпетли и один из основателей фирмы Palantir, занимающейся анализом крупных массивов данных. Недавно к ним присоединились Джим Мессина, курировавший кампанию по переизбранию президента Обамы в 2012 году, Дэвид Сакс, который работал под началом Маска в PayPal до того, как разбогател на корпоративной соцсети Yammer, Питер Диамандис, основатель фонда X Prize, в совет директоров которого входит Маск, и Бемброган, который до недавнего времени был одним из ведущих инженеров SpaceX. Маск регулярно получает от этой группы отчеты. Президента Обаму тоже держат в курсе.

 

Но задача Hyperloop Technologies еще более поражает воображение, чем ее звездный состав. Оттолкнувшись от первоначальной идеи Маска, они решили сосредоточиться прежде всего на транспортировке грузов, а не людей. Высокоскоростная «каргопетля» может протянуться как над землей, так и под водой. Представьте себе подводные переплетения стальных труб, по которым на скоростях, близких к скорости звука, перемещаются контейнеры. Нужна партия iPhone? Нажмите кнопку и получите срочную посылку из Шэньчжэня.

По сравнению с этой звездной плеядой группа Дирка Алборна кажется командой второй лиги, но она берет количеством. Базирующаяся в том же Лос-Анджелесе и носящая похожее имя Hyperloop Transportation Technologies (HTT), она смогла привлечь 200 инженеров, дизайнеров и других специалистов, которые в прошлом году работали над технологией по методу краудсорсинга. «На определенном этапе нам понадобятся сотрудники на полную ставку и финансовая поддержка, — говорит Алборн, — но пока система работает хорошо». HTT покажет свои разработки на транспортных выставках в Дубае и Йоханнесбурге в этом году.

В соревнование включилась и группа инженеров из SpaceX Маска. В январе Маск анонсировал планы по закладке тестового трека для гиперпетли в Техасе, не уточнив даты работ. Подобно тому как в 2013 году он выложил в открытый доступ свою концепцию гиперпетли, теперь он говорит, что планирует создать трек для капсул уменьшенного размера, который будет доступен любой группе разработчиков, желающих протестировать какую-либо модель.

Изображение техасского тестового трека напоминает кадры из «Звездных войн»: проносящиеся в воздухе скоростные бобы — словно мятежные силы, выступающие против Империи. И для нарождающегося с нуля бизнеса это неплохая аналогия. «Мы присматриваемся, — говорит Пишевар. — Риск велик, но эта идея может изменить мир».

 

Американская мечта

Фантасты давно предсказали скоростное перемещение с помощью труб. Пионер ракетной техники Роберт Годдард в 1909 году написал статью, которая была не слишком далека от предложения Маска. В 1972-м Роберт Солтер из RAND Corp. придумал сверхзвуковую трансконтинентальную подземную дорогу, получившую название Vactrain. Да и сам Пишевар — один из таких мечтателей. В эру доткомов он придумал Pipex — сеть пневматических труб, по которым можно было рассылать по Сан-Франциско важные документы. Однако эта идея не была осуществлена.

Зато сам Пишевар повзрослел. Упомяните его в Кремниевой долине, и, возможно, ваш собеседник закатит глаза, подбирая слова. Добродушный любитель поболтать и поприбедняться, быстро переходящий к объятиям и слезам, в разговоре он без конца роняет, словно монетки в музыкальный автомат, имена своих звездных знакомых (рэпера Jay-Z, Эдварда Нортона, Шона Пенна).

«Он, безусловно, мастер продвижения, — говорит один из инвесторов Кремниевой долины, имевший с ним дело. — Это мастерство дает немало преимуществ». Спросите о нем в Menlo Ventures, где Пишевар реализовал одну из самых успешных инвестиций $4-миллиардной венчурной компании в быстрорастущее мобильное приложение для поиска и вызова такси под названием Uber.

Поначалу служба Uber и ее спонсоры отвергли Пишевара, закрывая второй раунд инвестиций в конце 2011 года. Пишевар был в Алжире, когда ему позвонил гендиректор Uber Трэвис Каланик и сказал, что готов вернуться к переговорам, если он сможет приехать в Дублин. Пишевар вылетел в Ирландию ближайшим рейсом. «Я не знал Шервина, но получал электронные письма от него и рекомендации от всех, с кем он был знаком, — рассказывал Каланик Forbes в 2010 году. — И я понял, что должен встретиться с ним». Они согласовали сделку во время многочасовой ночной прогулки по улицам Дублина и на заре подписали протокол о намерениях. Menlo получила 8% акций Uber при оценке компании в $290 млн. Сегодня компания стоит $42 млрд. «Я всегда говорю людям: урок номер один — садись в самолет», — говорит Пишевар, который владеет пакетами в Uber и других компаниях общей стоимостью порядка $500 млн.

 

Эта цифра — американская мечта иммигрантов, стремящихся выбиться из нищеты в миллионеры. Пишевару было шесть лет, когда после революции 1980 года его мать с тремя детьми бежала из Ирана. Его отец, руководивший при шахе значительной частью иранской телесети, не без проблем покинул страну годом ранее и работал таксистом в Вашингтоне. Мать-учительница смогла устроиться горничной в отеле Ramada Inn. Английский у Пишевара был настолько слаб, что во втором классе учительница грозила оставить его на второй год. Но в 10 лет он уже звонил на местные радиостанции, обсуждая ближневосточную политику. «Мне кажется, он родился сорокалетним», — говорит его брат Афшин, главный юрисконсульт Hyperloop Technologies, продавший ради работы над проектом свою юридическую фирму и переехавший в Лос-Анджелес.

Окончив Беркли в 1998 году, Пишевар вернулся на Восточное побережье и основал ряд компаний, в том числе разработчика операционной системы WebOS и игровые проекты Social Gaming Network и Webs.com, которые со временем были проданы Vistaprint за $117,5 млн. В 2007 году он переехал в Сан-Франциско и начал выписывать небольшие чеки сторонним стартапам. Фонд Menlo Ventures пригласил его в качестве партнера-инвестора в июне 2011 года, и при его участии компания вложила средства в Tumblr, Warby Parker и Uber.

Два года назад Пишевар привлек $153 млн в собственный фонд Sherpa Ventures, который основал вместе с одним из бывших венчурных инвесторов Goldman Sachs Скоттом Стэнфордом. Помимо поддержки существующих стартапов их фонд ставил перед собой задачу создавать с нуля новые компании вокруг талантливых людей. Одной из первых одобренных идей стала Hyperloop Technologies.

Стартап, занимающийся разработкой гиперпетли, родился обычным для Пишевара образом: он уже несколько лет был вхож во влиятельные голливудские круги и путешествовал вместе с Шоном Пенном в Бенгази, где встречался с ливийскими повстанцами, воевавшими с Каддафи. В январе 2012 года он с Пенном летал на частном самолете Илона Маска на Кубу, пытаясь повлиять на правительство Кастро и освободить нескольких американских заключенных. По дороге Пишевар начал расспрашивать Маска, когда тот примется за разработку гиперпетли — проекта, о котором тот давно намекал в частных беседах.

 

«Он сказал, что у него нет времени этим заниматься. Тогда я сказал, что займусь сам», — вспоминает Пишевар. После этого Пишевар полгода наседал на Маска, чтобы он опубликовал свои разработки, но тот уклонялся, ссылаясь на занятость. Однако Пишевар настоял на своем. В мае 2013 года на конференции AllThingsD Маск в очередной раз уклонился от публичного обсуждения гиперпетли, и тогда Пишевар в рамках сессии вопросов и ответов прямо спросил его в микрофон: «Илон, мы раньше уже обсуждали одну твою идею — гиперпетлю. Можешь рассказать этой аудитории, что это такое и как она изменит мир». Пойманный врасплох, Маск, запинаясь, описал идею и неохотно пообещал к августу опубликовать о ней доклад.

Как только он это сделал, интернет взорвался комментариями, восторгами и язвительными замечаниями. Тем временем Пишевар начал массированную рекламу гиперпетли. Будучи крупным спонсором Демократической партии, он превратил встречу с президентом Обамой в Белом доме в презентацию гиперпетли. По словам Пишевара, президент поклялся прочесть доклад Маска в тот же вечер и на следующей неделе попросил Бюро по научно-технической политике дать оценку этой идее. Такой же трюк Пишевар провернул с сооснователем Google Ларри Пейджем, пока они вместе наблюдали с яхты за гонкой на кубок Америки в заливе Сан-Франциско.

Настойчивость Пишевара дала плоды. Лонсдейл согласился вложить в проект деньги и время. Затем появился Мессина, ставший внешним партнером Sherpa Ventures. «Шервин очень рано понял, что это политический вызов, — говорит Мессина. — Но это не просто очередной продукт. Эта идея все может изменить. И она реализуема, если мы будем быстро реагировать и шевелиться. Это не полет на Марс». Когда Маск приехал на вечеринку по случаю сорокалетия Пишевара, организованную на частном острове, он благословил Пишевара пригласить в команду Дэвида Сакса, который был исполнительным директором в PayPal и только что продал Yammer компании Microsoft за $1,2 млрд.

«Я думал, мне предлагают участие в благотворительном проекте, — вспоминает Сакс, ставший в конце концов сопредседателем совета директоров Hyperloop Tech. — Но потом понял, что они на полном серьезе собираются превратить эту идею в бизнес». И хотя Маск формально все еще держится в стороне от всех проектов гиперпетли, он втайне встречался с Пишеваром и Саксом за ужином в лос-анджелесском отеле Sunset Tower, чтобы получить свежую информацию. «Илон чувствовал, что, если мы сможем доказать жизнеспособность концепции даже на модели протяженностью всего лишь 3–8 км, все политические препятствия или проблемы с законодательным регулированием будут преодолены, — говорит Сакс. — Но мы все считаем, что сначала надо доказать возможность реализации идеи, опираясь на частный капитал».

 

Пока за все платит Пишевар. $8,5 млн покроют исходные технические разработки и дизайн, $80 млн уйдет на строительство и эксплуатацию тестового трека. Но кто его построит? Инженеры из SpaceX Маска называли Пишевару одно и то же имя: Броган.

Как и его начальник, Броган Бемброган кажется забавным человеком. Это необычное имя появилось в прошлом году, когда Кевин Броган решил разделить не только судьбу, но и имя со своей новой женой Бемби Лиу, ныне Бемби Бемброган. Он носит усы «сержанта Пеппера», ходит в футболках с глубоким вырезом и с ключом-отмычкой на шее. Но при этом он инженер мирового класса, который полностью разработал вторую ступень двигателя Falcon 1 и был ведущим конструктором теплозащитного экрана капсулы Dragon.

Поначалу идея Маска не заинтересовала Бемброгана. «Мне было неинтересно помогать богачам добираться из Сан-Франциско в Лос-Анджелес на 20 минут быстрее», — фыркает инженер. А вот на обещание Пишевара изменить границы городов и покончить с загрязняющей планету индустрией контейнерных перевозок он купился.

Дело техники

Дирк Алборн, высокий немец с легкой походкой, возник в мире революционных транспортных технологий благодаря...  печам на гранулированном топливе. Он в свое время руководил итальянской компанией в этой области и после переезда в Лос-Анджелес в 2009 году способствовал запуску ряда стартапов. После принятия в 2012 году закона JOBS Act, облегчающего финансирование стартапов, он разработал план, позволяющий сделать процесс создания стартапа общедоступным. Его фонд JumpStartFund помогает изобретателям выкладывать свои идеи и искать финансирование и партнеров.

 

Доклад Маска стал призывом к общественности, и Алборн откликнулся на него. Один из партнеров представил его президенту и исполнительному директору SpaceX Гвин Шотвелл, и в октябре 2013 года она разрешила HTT объявить конкурс заявок. Вскоре у них появились две сотни добровольцев. На HTT работают постоянные сотрудники Cisco, Boeing и Гарвардского университета, которые организованы в команды и в свободное от основной работы время бьются над разными аспектами гиперпетли: финансовой моделью, оптимизацией маршрутов, проектированием кабин и станций, разработкой капсул.

Каждый, кто работает по крайней мере 10 часов в неделю, получает долю в компании. Алборн из своего офиса в Хермоса-Бич (Калифорния) поддерживает связь между командами с помощью еженедельных звонков-конференций и общих директорий на Google Docs. «Некоторые не хотят рассказывать своим начальникам, чем они занимаются, поскольку работают на полную ставку», — объясняет он. HTT прорабатывает детали проекта уже год и публикует обновления на своем сайте. Группа студентов-математиков из Гарварда и других институтов создала довольно продвинутую модель оптимизации маршрутов, которая позволяет планировать наименее затратные и физически приемлемые для пассажиров пути между любой парой городов. Компания по производству электромоторов в Портленде разрабатывает силовую установку капсул. Группа студентов-архитекторов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе создала деревянные макеты пассажирских интерьеров.

Команда, занимающаяся анализом затрат, подсчитала, что, по консервативным оценкам, пассажирская труба, позволяющая перемещаться в обе стороны, будет стоить около $28 млн за км. «Я полагаю, что мы найдем инновационные методы использования стали или других материалов, которые позволят снизить стоимость примерно до $12 млн», — говорит Джеймен Кос, сотрудник Cisco, который в HTT руководит командой по управлению продуктами.

Алборн говорит, что мексиканское правительство проявило интерес к 200-километровой гиперпетле, которая связала бы Мехико с Керетаро, но до серьезных договоренностей еще далеко. При этом он убежден, что модель работы через краудсорсинг не отпугнет потенциальных клиентов. «Наши 200 человек работают лучше, чем 30 штатных сотрудников», — утверждает Алборн.

 

Между тем профессионалы говорят о его проекте свысока. Бемброган предсказывает, что усилия HTT «обеспечат нам отличный источник практикантов на лето». С августа работа в Hyperloop Tech переместилась из гаража Бемброгана, расположенного в популярном среди хипстеров пригороде Лос-Анджелеса Лос-Фелисе, в 600-метровое помещение бывшей фабрики по производству мороженого, находящееся в богемном районе Лос-Анджелеса неподалеку от модного стрип-бара.

Крупный прорыв в этом проекте случился после встречи с Гарри Ридом. Сенатор представил группу Энтони Марнеллу, который построил все колоссальные владения миллиардера Стива Уинна в Лас-Вегасе и в то же время работал гендиректором Rio Hotel & Casino. Архитектор мечтал о возрождении пассажирского железнодорожного сообщения между Западным побережьем и Лас-Вегасом. «Я почти 30 лет следил за скоростными поездами по всему миру», — признается он. За последние 10 лет Марнелл и его инвесторы вложили $50 млн в XpressWest, проектируемую 300-километровую высокоскоростную дорогу, которая свяжет Город греха с восточными пригородами Лос-Анджелеса. Большая часть этих денег ушла на приобретение прав на использование земельных участков. Эксперимент с гиперпетлей мог бы стать куда интереснее. «Должен найтись способ, который позволит нам работать сообща», — говорит Марнелл.

Исходное предложение Маска — дорога из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско — пока не реализуется. Даже если не брать в расчет политическое безумие, из-за которого 20 лет ушло на согласование проекта строящейся в Калифорнии высокоскоростной железной дороги, утрясти вопросы с правами на прокладку путей через города, которые уже страдают от перенаселения, — огромная проблема для проекта, и ее решение займет очень много времени. На проектах, созданных художниками HTT, изображаются висящие на пилонах трубы в стиле Hunger Games, пересекающие Ист-Ривер в Нью-Йорке в тени Бруклинского моста. Создателям этих проектов можно лишь пожелать удачи. «Я убежден, что технически гиперпетлю можно реализовать, если абстрагироваться от проблем с правами на прокладку путей», — говорит Джастин Грей, инженер из исследовательского центра NASA.

И это не все. Поездка в капсуле с заданным Маском верхним пределом бокового ускорения 4,9 м/с2 неизбежно будет вызывать тошноту. Японский скоростной поезд синкансэн достигает ускорения 0,67 м/с2 и развивает скорость лишь 290 км/ч. Кроме того, надо расстаться с мечтой об отсутствии вредных выбросов. Маск предполагал, что вдоль всей трубы будут тянуться панели солнечных батарей, но Бемброган утверждает, что расход энергии в электрической силовой установке гиперпетли будет выше того, что могут обеспечить солнечные панели. Значит потребуется подключение к электросети, а стало быть, и сжигание топлива.

 

Технические проблемы также серьезны. Капсула, разрабатываемая в Hyperloop Tech, должна передвигаться на воздушной подушке, от которой будут отталкиваться полозья, находящиеся под капсулой. Подходящие технологии разработаны для производства компьютерных жестких дисков, но никто еще не использовал воздушную подушку на почти сверхзвуковых скоростях за пределами лаборатории. (Команда Бемброгана планирует создать тестовую установку летом в районе Лос-Анджелеса.) Кроме того, потребуется разработать оборудование для производства самих труб. «Мне нужны люди, которые по-настоящему умеют разбираться в том, чего сами не знают», — говорит Бемброган.

Так устроена космическая гонка. Люди ищут способ сделать то, что прежде казалось невозможным. Маск потратил $100 млн из собственных средств, чтобы создать ракету Falcon 1, которая смогла успешно выйти на орбиту лишь с четвертого раза. «Пора перестать делать приложения для фото и начать делать что-то для планеты», — говорит член совета директоров Hyperloop Tech Питер Диамандис.

Деньги не будут проблемой. Пишевар говорит, что как только его пакет Uber станет ликвиден (кто-нибудь слышал о планах проведения IPO?), он лично профинансирует половину $80-миллионного раунда привлечения инвестиций Hyperloop Tech. Если они или кто-либо другой продемонстрируют положительный результат, к ним потекут миллиарды. «Мы наблюдаем конец одной цивилизации и начало другой, и эта транспортная инфраструктура, которую мы создаем, — начало новой системы, — говорит Пишевар. — Пути назад уже нет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+