Телеканал «Дождь» попросил меня пройти тест на политическую ориентацию, и выяснилось, что я социал-демократ. Что, в общем, для меня лично стало даже сюрпризом, поскольку с государством я предпочитаю отношений не иметь. Поэт Хлебников говорил: «Участок — единственное место свидания меня и государства» — но я предпочитаю не назначать государству встреч и в участке.
Однако у меня трое детей, и я уже не могу совсем игнорировать окружающее общественное устройство. Понятно, что отношения человека и страны, в которой он живет, в идеале должны строиться на взаимной ответственности. Человек инвестирует свои деньги в виде налогов, старается не мусорить на улице, производит новых граждан и прочие материальные и нематериальные ресурсы, а государство в свою очередь возвращает ему вложенное в виде защиты личных свобод и прочих бюрократических форм социальной организации. Если государство ведет себя исключительно как фискальный орган, то оно превращается из патрона в тирана. История человечества по преимуществу состоит именно из таких коллизий; идеальные отношения государства и гражданина — это утопия, но какие-то компромиссы, наверное, возможны. Хотя бы на некоторый срок. И в каких-то отдельных аспектах сосуществования.
Россия — страна с уменьшающимся населением, а следовательно, на государственном уровне она заинтересована в увеличении численности людей с русскими паспортами. Новые люди — это новые возможности, дополнительные налоги и стратегический ресурс. Дети, конечно, не всегда рождаются в результате взвешенных решений, все-таки природа и семья устроены чуть менее схематично, чем квартальный отчет в PowerPoint. Едва ли больше пяти процентов назовут в числе мотивов завести детей желание подарить родине новых граждан. Даже во времена Спарты разум и чувства в этом отношении были устроены сложнее.
Однако постфактум рождение нового человека все равно превращается в сделку с государством. И получается, что те, кто поставляет стране новых граждан в оптовых количествах, по идее, должны получать от государства преференции. Отчасти так оно и есть. Многодетные семьи имеют возможность внеочередного зачисления в дошкольные учреждения и освобождаются от платы за них. Многодетным семьям не надо стоять в очередях и в государственные поликлиники, что, кстати, довольно приятный бонус. Транспортный налог, льготные проездные билеты, внеочередной проход в музеи и планетарий — все это тоже предусмотрено. И даже один раз в месяц можно сходить бесплатно в зоопарк, что даже чересчур. Материальная помощь полагается только тем, кто по доходам не вписывается в установленные границы прожиточного минимума, и помощь эта так несущественна, что нахлебником государства не станешь, роди ты хоть две футбольные команды.
Это не является исключительно местной чертой. Большинство стран мира в данном вопросе демонстрирует некоторую, скажем так, жадность. Это не только экономический, но и идеологический вопрос, государство должно помогать, но оно не должно решать за человека его проблемы, в том числе и демографические. Даже в странах с условно социалистическим подходом, в той же Швеции например, доплаты на рождение нескольких детей завязаны на компенсации прожиточного минимума и являются скорее бонусом, нежели статьей семейного дохода. Гораздо более эффективный метод стимулирования рождаемости в обеспеченном классе — избавление от части налогов. Таким образом государство дает, но одновременно не производит иждивенчества, поскольку финансовый результат льготы находится всецело в руках гражданина.
Так что рождение детей может стать не только затратным, но и инвестиционным проектом, что открывает перспективы даже, возможно, более интересные, чем звездное небо в 3D-технологии, которое можно увидеть в Московском планетарии, зайдя туда без очереди по удостоверению многодетной семьи. Хотя небо там, надо отдать ему должное, сделано выдающимся образом. Можно даже и в очереди ради этого постоять.