Правительство начало борьбу с нелегальной миграцией. Кто пострадал?
Прошлой осенью президент Путин подал сигнал к вытеснению торговцев-инородцев, выразив неудовольствие тем, что на рынках слишком много «полукриминальных элементов, бесконечных посредников и нелегальных мигрантов». Правительство взяло под козырек: запретило иностранцам работать в торговле алкоголем и лекарствами, ввело квоту на предоставление им мест на рынках и в палатках (к 1 апреля она должна достигнуть 40%), снизило квоту на количество иностранцев, которые могут работать в России, а в Кодексе об административных правонарушениях появился драконовский штраф — 800 000 рублей за принятие на работу иностранца без разрешения утвержденного образца (пластиковая карточка, официальное получение которой стоит 4000 рублей).
Каковы результаты? С начала года рынки опустели: россияне не горят желанием идти на грязную, непрестижную и низкооплачиваемую работу за прилавком. В Москве нашли выход, разрешив рынкам сдавать в аренду лицам с любым гражданством торговые места — если те пустуют. Так что сильно навредить торговле чиновникам не удалось. Но напуганные перспективой штрафов работодатели бросились получать разрешение для всех рабочих с иностранными паспортами (прежде было выгоднее нанять нелегала, а в случае неприятностей заплатить 2000 рублей штрафа).
В отделениях Федеральной миграционной службы образовались очереди. Но компании, нанимая гастарбайтеров, не возятся сами с оформлением документов — проще позвать посредника из числа агентств, которые оформляют билеты и визы. Расценки на их работу резко взлетели. «Еще осенью цены составляли порядка $300–500 за разрешение на одного иностранца», — говорит Гаяр Ахсянов, гендиректор юридического агентства «Аванти Консалтинг», в список услуг которого входит оформление разрешений на работу. — Сейчас у многих агентств цены доходят до $950». Глава Балтийской строительной компании Игорь Найвальт заплатил по $1500 за разрешение на каждого из нескольких десятков китайцев, которых планирует задействовать на стройке в Петербурге. Иногда цены за оформление разрешений доходят до $2000, говорит управляющий партнер агентства Vista Foreign Business Support Тимур Беслангуров.
«Я думаю, посредники, видя ажиотаж, просто набивают цену, — негодует Светлана Халиуллина, юрист Всекитайской инженерно-строительной корпорации (подрядчик на строительстве башни «Федерация»). — Я, когда мы только начали ввозить китайцев, платила по $400 посредникам за разрешение на каждого. Сейчас мы всех оформляем сами, за официальные 4000 рублей. Если платить агентствам по $1000–1500 за каждого, мы разоримся».
«Белых воротничков» проблема не затронула: среди них нелегальных иммигрантов нет. В Альфа-Банке, Societe Generale и российском офисе Alcoa говорят, что работают по старым расценкам со своими проверенными юридическими партнерами.