Президент волен распоряжаться жизнью Романа Абрамовича, но не его деньгами
Абрамович Роман Аркадиевич живет и работает в Чукотском автономном округе с 2000 года», — по-прежнему читаем на официальном сайте округа. Хватит, решил чукотский губернатор и 20 декабря прошлого года обратился к Владимиру Путину с просьбой освободить его от занимаемой должности. На момент, когда этот номер подписывался в печать, президент еще не дал ответа. Возможно, и не даст. Абрамович — хороший губернатор. Зачем государству лишаться такого работника?
Впрочем, если внимательно посмотреть на данные об исполнении бюджета округа, выяснится, что Абрамович уже не так хорош, как в прошлые годы. Главное, что принес на Чукотку №1 рейтинга богатейших бизнесменов России — деньги. После избрания в 2000 году губернатором Абрамович перевел в самый удаленный от столицы регион России налоговые платежи некоторых подразделений «Сибнефти» и сам стал платить подоходный налог в местный бюджет. В результате к 2004 году доходная часть бюджета Чукотки выросла в восемь с лишним раз, до 16,9 млрд рублей (в том числе сборы по подоходному налогу увеличились в 12 раз). Чукотка пережила краткий, но яркий период процветания. Был реконструирован аэропорт Анадыря, построено 657 индивидуальных и 19 многоквартирных домов и четыре больницы, отремонтированы дороги и школы. Все шло хорошо, но осенью 2005 года Роман Абрамович продал «Газпрому» основной источник своего благосостояния — компанию «Сибнефть». И все пошло по-другому. Доходы бюджета Чукотки за два года уменьшились вдвое (см. график).
Основная беда, конечно, в том, что «Сибнефть» переехала в Санкт-Петербург и теперь платит налоги там. Но и сборы подоходного налога упали на 35%. «Люди, которые работали в «Сибнефти», ушли вместе со своими налогами», — объясняет Галина Степанова, председатель бюджетного комитета Чукотской думы. «Строительный бум закончился, строители уехали на «большую землю» и увезли деньги», — добавляют в компании Millhouse, управляющей бизнесом чукотского губернатора. Мог снизить выплаты и сам Роман Абрамович. «Если доходы приходят от зарубежных компаний (офшоров. — Forbes), то плательщик налога декларирует их сам», — говорит Александр Андряков, генеральный директор Экспертной экономической группы при правительстве РФ. Какие доходы указать — вопрос доброй воли плательщика.
Переводить на Чукотку налоги других компаний, принадлежащих Millhouse (продовольственной группы «Продо», например, или того же Chelsea FС), Абрамович не стал. А платежи от двух основанных при Абрамовиче золотодобывающих компаний («Майское» и «Чукотская горно-геологическая компания») пойдут, дай бог, в 2008 году — сейчас еще только ведется подготовка к разработке выделенных компаниям месторождений. Галина Степанова из Чукотской думы уверяет, что финансовый коллапс региону не грозит: «Что нужно было построить — построили, теперь такие огромные деньги нам не нужны». Регулярные статьи — содержание бюджетников, социальная помощь — сокращены не были.
В любом случае, что за радость управлять беднеющим регионом? Возможно, поэтому губернатор и попросился на волю, хотя всего полтора года назад согласился на продление полномочий до 2010 года. Отпустят, не отпустят? Пока федеральный центр принимает на себя часть бремени Абрамовича, увеличивая финансовую помощь Чукотке — с 3,95 млрд рублей в 2005-м до запланированных на этот год 8,5 млрд рублей.