К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Человек из «Альфы»

фото Дмитрия Тернового для Forbes
фото Дмитрия Тернового для Forbes
Один из основных партнеров Михаила Фридмана занялся проектом государственного масштаба — взялся сделать цену на российскую нефть рыночной. Есть ли успехи?

Осенью 2006 года одного из акционеров «Альфа-Групп», Александра Толчинского, ждал неприятный сюрприз — его долю принудительно выкупили пятеро партнеров (такая возможность предусмотрена соглашением). В чем причина? Как говорят источники в «Альфа-Групп», в последнее время Толчинский почти ничего не делал для группы, а от предложения Михаила Фридмана возглавить инвестиционный блок в Альфа-банке отказался. За свой пакет в размере чуть больше 1% Толчинский получил около $80 млн — примерно втрое меньше рыночной цены. Сам он не захотел обсуждать эту тему с Forbes.

Могла ли постигнуть та же участь Алексея Кузьмичева, после того как «Альфа-Групп» закрыла бизнес по торговле нефтью, который он возглавлял много лет? Возможно, хотя в отличие от Толчинского, который пришел в «Альфу» в 1998 году, Кузьмичев стоял у истоков группы и остается одним из трех ее первоначальных учредителей (сейчас его пакет в главном холдинге составляет 23,3%). Так или иначе Кузьмичев не стал испытывать судьбу и выбрал себе в рамках группы занятие государственной важности: он хочет, чтобы цена российской нефти формировалась на бирже, а не на основе расчетов нескольких агентств.

После службы в пограничных войсках в Забайкалье Алексей Кузьмичев, выросший в Кирове, поступил в МИСиС (на одной из кафедр института работал его старший брат). Бывший пограничник знал, к чему стремиться. Став студентом в 1983 году, он сразу же возглавил комитет комсомола курса и вступил в партию.

 

Еще на первом курсе Кузьмичев подружился с будущим основным владельцем «Альфа-Групп», четверокурсником Михаилом Фридманом. Другой будущий партнер Кузьмичева, Герман Хан, был членом студенческого отряда, который занимался обеспечением порядка на различных мероприятиях. В частности, на тех, которые проходили в организованном Фридманом клубе «Земляничная поляна». Помещение клуба находилось в столовой студенческого городка — помог преподаватель МИСиСа, директор общежития Олег Киселев.

Первые кооперативы «Курьер» и «Альфа-фото» приятели открыли в 1988 году. «Курьер» занимался бытовыми услугами, например, доставкой продуктов питания населению и мытьем окон в офисах. «Альфа-фото» был зарегистрирован как научно-технический. В то время Киселев уже работал в Институте химической физики АН СССР, заместителем директора которого был будущий академик Михаил Алфимов. Ученого пригласили в кооператив научным консультантом, а само предприятие назвали в его честь.

 

В 1989-м партнеры зарегистрировали новую компанию «Альфа-Эко», которая занялась торговлей, в том числе самым модным в то время товаром — компьютерами. В 1992 году «Альфа-Эко» была перерегистрирована как товарищество с ограниченной ответственностью. Его учредителями стали Киселев, Фридман, Хан, Кузьмичев и еще два партнера. Вскоре Киселев покинул молодых бизнесменов и организовал свою компанию «Мосэкспо» и Импэксбанк, который после кризиса 1998 года продал предпринимателю Борису Иванишвили.

Кузьмичев же возглавил международный отдел «Альфа-Эко». Для торговых операций было создано несколько офшорных компаний. Одна из них, гибралтарская Crown Trade and Finance, Ltd., дала название основной холдинговой компании всей «Альфа-Групп» — CTF Holdings, Ltd.

В начале 1990-х акционеры группы решили заняться весьма выгодным тогда делом — торговлей нефтью и нефтепродуктами. Сырье предоставляли предприятия, которые впоследствии вошли в состав Тюменской нефтяной компании, а нефтетрейдером стала фирма Crown Trade and Finance (потом этот бизнес перешел к компании Crown Resources).

 

В 1995 году «Альфа-Эко» начала поставлять нефть на Кубу в обмен на сахар в соответствии с межправительственным протоколом, подписанным еще во времена СССР. По этому протоколу товарообмен никак не был привязан к реальным ценам — за три тонны нефти кубинцы расплачивались одной тонной сахара, что было невыгодно для России. «Мы полностью изменили структуру протокола — добились того, чтобы коэффициент обмена был привязан к рыночным ценам на нефть и сахар», — рассказывает Кузьмичев.

В середине 1990-х компания занялась поставкой российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в Германию на нефтеперерабатывающий завод Ruhr Oel GmbH, который на 50% принадлежал венесуэльской государственной компании PdVSA (Petroleos de Venezuela). Наладив контакты с правительством Венесуэлы, Crown Resources начала поставлять на Кубу не только российскую нефть, но и венесуэльскую. Постепенно Crown Resources превратилась в международного трейдера и начала активно торговать со «сложными» странами — Ираном, Ираком и Нигерией.

В 1999 году головной офис Crown Resources был переведен в Швейцарию. «Мы хотели построить максимально прозрачную торговую компанию, наняли менеджеров из Cargill, команду швейцарских трейдеров», — рассказывает Кузьмичев. В 2000 году через компанию было продано 21,5 млн т нефти и 9 млн т нефтепродуктов, ее оборот составил $6 млрд, а чистая прибыль, по словам Кузьмичева, около $60 млн. Примерно столько же в 2000 году принес акционерам «Альфа-Групп» банковский бизнес.

В 2001 году Crown Resources планировала расширить свою деятельность за счет покупки у известного нефтеторговца Марка Рича его швейцарской компании Marc Rich & Co Investment. Эта сделка не состоялась, но Кузьмичев теперь и не жалеет — независимый нефтеторговый бизнес заметно сократился. «Мир глобализовался. Такой торговли, которая была в начале 1990-х годов, уже нет, — говорит он. — Сегодня каждая крупная компания заинтересована продавать свою нефть и нефтепродукты самостоятельно и в услугах посредников не нуждается».

Впрочем, «Альфа-Групп» имела и более серьезную причину, чтобы отказаться от торговли нефтью. В ноябре 2002 года в Средиземном море утонул танкер Prestige, который перевозил принадлежавший Crown Resources мазут. В результате произошла экологическая катастрофа, потрясшая всю Европу: 150 км побережья Испании и Португалии покрылись слоем липкой черной жижи. Большое черное пятно легло и на репутацию всей «Альфа-Групп», и от Crown Resources решили просто избавиться. Уже в декабре компанию выкупили менеджеры Crown Resources. Сначала ее переименовали в Energy Resources and Commodities Trading (ERC Trading), а затем в Expertica. Финансовый директор компании Expertica Владимир Плужников рассказал Forbes, что менеджеры потратили на выкуп сумму «в пределах $10 млн». Со временем офис в Швейцарии закрыли, и сегодня штаб-квартира Expertica находится в Гибралтаре, хотя у нее есть дочерние компании в Лондоне и Москве.

 

Крушение танкера оказалось не последней неприятностью «Альфа-Групп», связанной с деятельностью Crown Resources. Год назад независимая комиссия под председательством Пола Волкера, экс-главы ФРС США, опубликовала отчет о результатах проверки реализации принятой для Ирака программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Crown Resources участвовала в реализации этой программы в качестве агента. Комиссия сделала вывод, что 139 компаний — участников программы за все время ее действия выплатили правительству Саддама Хусейна $229 млн сверх сумм, оговоренных в контрактах. Причем почти $53 млн из них пришлось на долю российских компаний. В отчете говорится, что эти деньги якобы поступали в наличной форме в посольство Ирака в Москве, а потом иракские дипломаты перевозили их в Багдад в чемоданах, вмещающих до $1,5 млн. В списке оказались «Роснефть», «Славнефть», «Зарубежнефть», ЛУКОЙЛ и другие. «Альфа-Эко» и ТНК подозревались в незаконной выплате режиму Саддама Хусейна $2,5 млн.

Алексей Кузьмичев утверждает, что данные комиссии не соответствуют действительности, что «Альфа-Эко» никогда не нарушала условий программы. В своем письме он предлагал членам комиссии все вопросы в дальнейшем адресовать Министерству иностранных дел РФ.

Похоже, на этом все и закончилось. Теперь Кузьмичев ездит в Ирак на переговоры с американцами насчет возможности реализации гуманитарного проекта «Вавилон», который включает в себя восстановление древнего города и Багдадского музея. На раскопки и строительство потребуются колоссальные средства. «Я не знаю, будет ли заниматься этим «Альфа-Групп», невозможно объять необъятное, но я буду, — уверяет Кузьмичев, состояние которого Forbes оценил около года назад в $5,2 млрд. — Существует глобальная ответственность, которую невозможно игнорировать».

«Вавилон» — это для души. Основные же мысли Кузьмичева сегодня занимает другой глобальный проект — организация биржевой торговли российской нефтью. Эта идея родилась у него еще в 2001 году. Тогда Crown Resources поставляла нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба». Компания начала исследовать ценообразование и пришла к выводу, что между покупателями и трейдерами, работающими на продавца российской нефти, существовал сговор. На германском направлении нефть покупала единственная компания-посредник Sunimex, которая заранее договаривалась с трейдерами о немного заниженном уровне цен, в качестве вознаграждения часть денег оседала в их карманах. (На польском направлении «Дружбы» также действовала одна компания-посредник — J&S Group.) У Crown Resources на германском направлении работали два трейдера, Леонид Виноградский и Михаил Холодов. Лондонский суд обязал их возместить компании $20 млн.

 

Своих трейдеров Crown Resources наказала, но система ценообразования осталась непрозрачной. Тогда Кузьмичев и предложил вывести российскую нефть на биржу, чтобы ее цену определял рынок, а не ограниченный круг заинтересованных лиц. Но в то время идею никто не поддержал.

«Альфа-Групп» в 2003 году решила пойти по более легкому пути — выкупить долю венесуэльцев в германской компании Ruhr Oel и обеспечивать ее нефтью ТНК. В таком случае цена большого значения не имела бы. Но сделка не состоялась — мировая цена на нефть сильно выросла, а с ней выросла и цена Ruhr Oel. «При оценке компании мы ориентировались на средний показатель EBITDA за последние семь лет. Он составлял $125–150 млн, но пока готовилась сделка, буквально за один год она выросла в несколько раз», — вспоминает Кузьмичев. Это обстоятельство вновь заставило его задуматься о том, как складывается цена на российскую нефть. «Когда нефть сорта Brent стоила $13 за баррель, российскую продавали со скидкой примерно $1,5, а когда цена выросла до $40–50, дисконт увеличился до $7–8. Почему? Да просто так», — возмущается Кузьмичев. Президент Владимир Путин прошлым летом заявлял, что считает разрыв между ценой нефти Brent и российской марки Urals несправедливо завышенным. Если российскую нефть отвязать от Brent, ее цена будет выше, уверен Кузьмичев.

Идею создания биржи для торговли энергоносителями поддержало российское правительство. Обкатать механизм решили на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) — в октябре был запущен первый фьючерсный контракт на REBCO (Russian Export Blend Crude Oil) с поставкой из порта Приморск в Ленинградской области в январе. Условия фьючерсного контракта разработали совместно специалисты биржи и Expertica. Для реализации проекта NYMEX и Expertica создали на паритетных началах компанию Russian Energy Futures (REF), которая в будущем станет одним из учредителей нефтяной биржи в Санкт-Петербурге. Кузьмичев рассчитывает, что эту биржу можно будет запустить уже в 2008 году, когда станет очевидным успех на NYMEX. Отработанные технологии просто перенесут в Россию. Пока, правда, на NYMEX не заключено ни одной сделки с фьючерсами на REBCO. Кузьмичев надеется, что ситуация изменится ближе к январю — сроку поставки.

Какую пользу это принесет «Альфа-Групп»? Компания ТНК-ВР, как и другие участники рынка, скорее всего, сможет продавать свою нефть по более высокой цене. По оценкам разработчиков проекта, цена вырастет на $1–2 за баррель. Учитывая масштаб российского экспорта, экономический эффект составит $2–4 млрд. Плюс это репутационный проект для «Альфы». Конечно, если все получится.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+