Чтобы построить гостиницу, нужен Зураб Церетели
«Идут годы, сменяются целые исторические эпохи — титаническая работа Зураба Церетели продолжается и становится все масштабнее и значительнее…» — сообщает сайт художника. Всё так. В конце февраля правительство Москвы выделило некоммерческой организации «Центр профессионального художественного творчества Российской академии художеств» (ЦПХТ РАХ) участок под строительство гостинично-административного комплекса площадью 35 000 кв. м на Тишинской площади.
Директору ЦПХТ РАХ Зурабу Церетели не впервой работать на Тишинке. С 1983 года площадь украшает монумент «Дружба навеки». Но в строительстве гостиниц мэтр никогда не принимал участия. Ни сам Церетели, ни люди из его окружения не комментируют этот проект.
«Там реализуется та же схема, что и с Центром Мейерхольда», — полагает гендиректор Hotel Development and Consulting Group Александр Лесник. Поясним. В Москве не раз уже была испытана следующая технология. Уважаемому общественному деятелю город выделяет участок под некий благородный проект. Финансирует строительство коммерческий партнер общественного деятеля. Рядом с «титульным зданием» проекта инвестор возводит что-нибудь заведомо коммерческое, чтобы оправдать свое меценатство. В комплексе на Новослободской, о котором говорит Лесник, Театральный центр Мейерхольда занимает 4500 кв. м. Построенный на том же участке офисный центр (8000 кв. м) и 18-этажная гостиница приносят инвестору, компании «Открытые инвестиции» холдинга «Интеррос», около $12 млн в год.
Инвестором комплекса на Тишинке будет ЗАО «Роскомнедвижимость». Гендиректор компании Дмитрий Дойхин сообщил Forbes, что на реализацию проекта уйдет два года и «ориентировочно $35–50 млн». Заказчик, ЦПХТ РАХ, получит в свое распоряжение площади под галереи, «Роскомнедвижимость» — все остальное.
Заметим, что в Москве наблюдается дефицит участков под застройку (см. также статью «Гонка за метром» на стр. 52). «Роскомнедвижимости», новичку в строительстве, вряд ли удалось бы так легко получить долю в столь привлекательном проекте, если бы не партнерство с Церетели.