К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Автомат и кооператив: как живут женщины в сирийском Курдистане

Фото Ahsan Mohammed Ahmed Ahmed / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Ahsan Mohammed Ahmed Ahmed / Anadolu Agency via Getty Images
В последние полтора десятилетия мировые СМИ неоднократно облетали фото курдских девушек с автоматами — нехарактерный образ для Ближнего Востока. В регионе, где сильны патриархальные традиции, в стране, не первый год охваченной войной, женщины защищают свои города, свою свободу и свои права, поддерживая друг друга

Курдская утопия

В мире, по разным оценкам, насчитывается около 40 млн курдов. Это один из самых многочисленных народов, у которых до сих пор нет своего собственного государства. Одна из главных причин — последствия колониальной политики Франции и Британии, которые управляли бывшими территориями Османской империи после ее раздела в 1922 году. Курды проживают на юго-востоке Турции, на западе Ирана, на севере Ирака (эту область именуют Южным Курдистаном), а также на севере и северо-востоке Сирии (эту область принято называть Рожавой). 

Сами курды иногда называют Рожаву Западным Курдистаном — в рамках большой исторической области Курдистан. Официально же она с 2018 года называется Автономной администрацией Северной и Восточной Сирии. Это название призвано отразить наднациональный и эгалитарный характер местного политического устройства (в отличие от слова Рожава, которое ассоциируется с курдским языком и культурой). Автономия делится на области — кантоны. Фактический административный центр — Эль-Камышлы, а культурная столица — маленький городок Амуда в 60 км от турецкой границы.

Первые попытки создать в Рожаве свое государство предпринимались курдами уже в начале XX века. Французская администрация Сирии того времени дала им разрешение на образование автономной области в северных районах страны, но с уходом в 1946 году французов в Сирии обострились межнациональные конфликты, и курды оказались в опале. Сирийские власти создавали на территориях проживания курдов арабские поселения, чтобы таким образом создать буферную зону между курдами Ирака и Сирии. 

 

В 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война, правительственные войска оставили свои позиции и покинули регион. В условиях вакуума власти в регионе начинают самоорганизовываться. В июле 2012-го они заявили о создании Высшего курдского совета. Именно в это время национально-освободительная борьба переходит в форму борьбы за создание государства, в котором есть стремление к равенству между мужчинами и женщинами, людьми разных национальностей и профессий. 

Самоуправление на принципах равенства

С 2012 года Рожава стала местом притяжения анархистов со всего мира, а также ученых, исследующих левые движения. Энтузиасты из разных стран месяцами ждут в иракской Сулеймание (одном из перевалочных пунктов) возможности перейти границу, чтобы своими глазами увидеть общество, построенное на идеях коммунализма (система управления с минимальной централизацией власти и возможностями для максимального развития местного управления), в котором декларируется равенство национальностей, культур и гендеров.

 

Курды в Рожаве стремятся реализовать принципы прямой демократии, при которой запрос на изменения происходит не сверху вниз, а наоборот. Как правило, каждый город делится на районы, и в каждом из районов есть свой совет. Советом управляют два избираемых сопредседателя — это обязательно мужчина и женщина. Делегаты от локальных советов обязаны помогать решать проблемы граждан и взаимодействовать с вышестоящими советами. 

В Рожаве десятки различных организаций, которые прицельно занимаются проблемами женщин: например, защищают их интересы в случае имущественных споров после развода или если нарушаются их трудовые права. Например, Фонд женщин Махмура занимается подготовкой воспитателей для детских садов, обучает женщин, которые не получили начального образования, помогает им находить источники дохода. Конфедерация всех женских организаций в Рожаве — Ассоциация женщин Курдистана, основанная в 2005 году под названием Yekîtiya Star

В Рожаве действует общинное хозяйство (в том числе из-за эмбарго со стороны Турции, которое ограничивает возможность свободной торговли и требует больших совместных усилий для поддержания экономики). Кооперативы устраиваются в самых разных секторах: в сельском хозяйстве, на производстве, в сфере общественного питания. Есть среди них и чисто женские, например Warshin производит текстиль, Shilêr — молочные продукты, Dastar — консервы, Adar — хлеб и выпечку.

 

Примененные на практике в Рожаве идеи распространяются и на другие территории проживания курдов, к примеру, на лагерь курдских беженцев Махмур на севере Ирака, за годы существования превратившийся в полноценный город. Здесь турецкие курды искали убежище в 1990-е, во время открытого военного противостояния между властями Турции и Рабочей партией Курдистана, боровшейся за автономию. Сейчас в Махмуре пять районов, и в каждом из них есть свой локальный меджлис (совет). Сопредседателями меджлиса должны быть мужчина и женщина, а общее число женщин в совете должно составлять как минимум 40%. Вопросы на повестке дня решаются через голосование, при этом женщины имеют право вето по вопросам, которые затрагивают их интересы. В Махмуре есть и отдельный женский меджлис «Иштар», названный в честь месопотамской богини войны и любви. 

Традиционные ценности

Участие женщин в принятии решений не всеми воспринимается как само собой разумеющееся. «Когда люди хотят разрешить какую-то ситуацию, они пока подходят к сопредседателю-[мужчине], — рассказывал в одном из интервью Фархат Патиев,сопредседатель Совета федеральной национально-культурной автономии курдов России. — Надеюсь, что это явление временное, потому что наша цель — чтобы было понимание, чем занимаются сопредседатели и в какой ситуации к кому из них нужно подходить, или когда нужно подходить к обоим, чтобы решить тот или иной вопрос. Это был очень болезненный и сложный процесс, потому что не так просто убедить мужчину, который на протяжении многих лет считался основой всего, главой всего, убедить патриархальное общество, что оказывается нужно, чтобы женщины были во всем равны. И этот процесс не мог не встретить сопротивления со стороны мужчин».

Курды в целом не отличаются сильной внешней религиозностью, которая могла бы стать препятствием для распространения идей гендерного равноправия. В Рожаве, например, запрещено многоженство, детские браки, калечащие операции на женских половых органах.

Но одной из главных проблем местного общества все еще остается внутрисемейное насилие против женщин. При этом здесь существует своя система правосудия, основанная на обычном праве. Для разбора конфликтных ситуаций, как правило, привлекают членов общины и родственников провинившегося — чтобы решить вопрос полюбовно. В случае, если муж и жена принимают решение развестись, члены общины будут пытаться привести их к примирению, особенно если у них есть дети. С другой стороны, существуют мала жин — группы медиации, которые как раз защищают интересы женщин в диалоге с местными сообществами. Это активистки, действующие под эгидой Ассоциации женщин Курдистана. Они поддерживают женщин, оказавшихся в сложных ситуациях, в том числе когда на них оказывают давление родственники (например, в ситуации принудительного брака или домашнего насилия).

Примечательно то, что после формирования автономии резко увеличилось количество разводов, когда право их инициировать (и сохранять опеку над детьми) получили женщины.

 

Жинология вместо феминизма

В большинстве школ и образовательных учрежденияй Рожавы преподается жинология — от курдского jin, «женщина». Этот предмет изучают как девочки, так и мальчики. Он включает историю женщин, философские основы гендерного равенства и приемы самообороны. 

Понятие «жинологии» ввел Абдулла Оджалан, создатель действующей на территории Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) и идейный вдохновитель борьбы курдов за национальное самоопределение. С 1999 года он отбывает пожизненный срок в тюрьме на турецком острове Имралы, но продолжает делиться с соратниками своими взглядами и в последние годы все больше призывает к широкому участию женщин в политической и экономической жизни курдского сообщества. Его идеи широко распространяются в среде курдов, на чьей бы территории — Турции, Сирии или Ирака — они ни жили.

При этом феминизм западного образца жинологией воспринимается как порождение капитализма, в котором царит индивидуализм, противоречащий принятому в Рожаве коллективизму. А кроме того, ассоциируется с колониалистской политикой западных государств. 

«Если понятие колониализма переместить с плоскости стран и народов на плоскость межчеловеческих отношений, то положение женщины с легкостью можно было бы назвать самым древним колониализмом. Действительно, ни одно социальное явление, наделенное духом и плотью, не изведало колониализм так глубоко, как женщина», — пишет Оджалан в книге «Львы Востока». 

 

Защитить свою свободу

Женщины в Рожаве служат в «Асаиш» — местных силах правопорядка. А в ходе гражданской войны, которая продолжается в Сирии с 2011 года, начали формироваться Отряды женской самообороны (YPJ) — к 2017-му их численность достигла примерно 25 000 человек. Главной их целью была защита населенных курдами городов от отрядов ИГИЛ (организация признана в России террористической и запрещена). 

Роль женщин оказалась особенно велика при защите города Кобани от отрядов ИГИЛ в 2014 году. Захват этого населенного пункта был особенно важен для террористической организации, поскольку позволил бы обеспечить контроль над границей с Турцией. Отбить многочисленные атаки ИГИЛ удалось во многом потому, что оружие в руки взяли местные жительницы. 

Фото Jonas Gratzer·LightRocket via Getty Images

Певица, создательница группы «Голос гор» Бермал Чем, воевавшая в одном из таких отрядов, рассказывала в интервью, что ИГИЛовцы старались избегать боевых столкновений с женщинами, так как верили, что в случае смерти от женских рук они не попадут в рай (вероятно, основываясь на хадисе — предании о жизни пророка Мухаммеда №4425, который гласит: «Никогда не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине»).

Для многих женщин борьба с ИГИЛ стала воплощением борьбы с патриархатом, говорит автор книги «Дочери Кобани» и научный сотрудник аналитического центра «Совет по международным отношениям» Гейл Цемах Леммон: «Задолго до того, как появился ИГИЛ, эти женщины [вступили в отряды] просто чтобы защищать свои города, свои дома, свои районы в хаосе гражданской войны в Сирии. А затем все это начинает трансформироваться в борьбу с ИГИЛ. И знаете, многие из них говорили, что у них был выбор: стать чьей-то собственностью, быть принужденной к браку или вступить в борьбу с этими мужчинами. В тот момент эти женщины просто переписали правила, которым подчинялись их жизни».

 

Фархат Патиев не согласен, что именно участие женщин в вооруженном конфликте стало фактором эмансипации: «Не то, что они взяли в руки оружие, теперь имеют равное положение в обществе и принимают одинаковое участие в решении тех или иных вопросов. Это параллельные процессы, которые идут совместно, а не то, что одно вызвало другое. Этот принцип равенства всех».

Тем не менее, преуспев в борьбе с внешними врагами, курдянки продолжают бороться с патриархальными установками в обществе. Бермал Чем добавляет: «Наша цель — не только освободить свою страну, разделенную между четырьмя государствами, но и освободить менталитет. Когда мы поменяем менталитет, то и само общество поменяется. Если мы наконец освободим страну, но не изменим менталитет, то, считай, это все зря. Мне важно, чтобы у всех, независимо от пола и национальности, была возможность влиять на развитие общества».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

03.04.2025