Ведьма, вдова и мать в разводе: лучшие роли Сары Джессики Паркер

«Девочки просто хотят повеселиться» (1985)
Girls Just Want to Have Fun
Режиссер: Алан Меттер
Девочка-подросток Дженни Гленн (Сара Джессика Паркер) переезжает в Чикаго вместе со своей семьей и поступает в католическую школу. Она быстро находит себе подругу в лице активной и бойкой Линни (Хелен Хант). Обе школьницы сходят с ума по танцам и мечтают однажды попасть на популярное телешоу Dance TV. Вскоре героиням предоставляется такая возможность: в Чикаго как раз проходит конкурс на лучшую танцевальную пару. Дженни собирается участвовать в состязании вместе с подругой, но ее отец, строгий полковник, не одобряет планов дочери.
Актерская карьера Сары Джессики Паркер началась на Бродвее. В 11-летнем возрасте она дебютировала в спектакле «Невинные» по мистической повести Генри Джеймса «Поворот винта», где сыграла девочку, которая живет в старинной усадьбе с привидениями. Всего два года спустя Паркер сыграла главную роль в бродвейском мюзикле «Энни» о юной воспитаннице приюта, которая ценит каждое мгновение жизни и обретает любящую семью. Затем, начиная с драмеди «Богатые дети» (1979), Сара успешно перешла из театра в кино, где продолжительное время играла неловких и чудаковатых девочек-подростков. Свой комедийный талант она раскрыла в ситкоме «Неудачники» (1982), сыграв неуклюжую ботанку Пэтти Грин, которая вместе со своей лучшей подругой Лорен пыталась добиться популярности в старшей школе.
Однако настоящим прорывом для Паркер стала главная роль в музыкальной комедии «Девочки просто хотят повеселиться». Героиня Паркер не просто крутила пируэты, но и выполняла сложные гимнастические трюки (в том числе делала сальто назад). Несмотря на балетное прошлое, самые сложные элементы актриса все же доверила своей дублерше. Хотя в 1980-х критики окрестили комедию «безвкусным, шаблонным подростковым фильмом», сегодня в этой ленте видят вдохновляющую историю о женской дружбе: в отличие от многих фильмов, выходивших и тогда, и позже, отношения приятельниц Дженни и Линни лишены мизогинной конкуренции и строятся на трогательной поддержке.
«Фокус-Покус» (1993)
Hocus Pocus
Режиссер: Кенни Ортега
300 лет назад в городке Салем злобных сестер Сандерсон казнили по обвинению в колдовстве. Несколько веков спустя дом колдуний, которые заманивали к себе местных детей, превратили в музей, где хранятся принадлежавшие им магические атрибуты. В канун Дня Всех Святых юноша Макс Деннисон (Омри Кац) попадает в хижину и случайно вызывает сестер с того света. Винифред (Бетт Мидлер), Мэри (Кэти Нэджими) и Сара (Сара Джессика Паркер) пакостят пуще прежнего, не без труда адаптируются к современным реалиям и собираются вернуть себе былую славу в Салеме.
В комедийном хорроре «Фокус-Покус» Паркер сыграла, пожалуй, свою самую эксцентричную роль за всю карьеру. Со зловещим обаянием она воплотила младшую из сестер-ведьм — Сару, которая казалась ужасно смешной из-за того, что постоянно делала глупости, и в то же время пугала до мурашек. Паркер максимально использовала свой бродвейский опыт в мрачном эпизоде, где ее героиня заманивает детей Салема в логово ведьм с помощью колыбельной.
Актриса неоднократно называла Сару «чистым злом», но при этом не отрицала своей любви к «плохой» героине. Паркер и представить не могла, что просмотр комедийного хоррора Disney станет доброй традицией на Хэллоуин для множества людей по всему миру. «Я не думала, что у «Фокус-Покуса» будет такая долгая жизнь. Люди все время говорят мне, что они выросли на этом кино, что они все еще пересматривают его. Я думаю, это замечательно», — признается актриса. К роли бестолковой, но очаровательной ведьмы Сары актриса вернулась в ностальгическом сиквеле «Фокус-Покуса», который вышел в 2022 году.
«Эд Вуд» (1994)
Ed Wood
Режиссер: Тим Бёртон
В черно-белом фильме авторства Тима Бёртона Сара Джессика Паркер эмпатично играет голливудскую актрису Долорес Фуллер, страдающую в отношениях с режиссером-неудачником Эдом Вудом (Джонни Депп), который обесценивает ее чувства. Несмотря на отстраненность партнера, героиня оказывает тому безусловную поддержку после очередного конфликта со студийными боссами. Но однажды терпению Долорес приходит конец — она порывает с эгоцентричным творцом и начинает жить для себя.
Хотя в байопике «Эд Вуд» Паркер отведена второстепенная роль, именно она отвечает за сохранение баланса комедии и драмы на экране. Актриса так вспоминала о съемках у известного своими готическими сказками режиссера: «Я чувствую, что это был большой фильм. Не было ощущения, что мы делаем что-то маргинальное или странное. Фильм казался намеренно интимным, но я работала для Тима Бёртона, так что мне доставляло удовольствие делать все правильно и вписаться в то, как он чувствует или видит [персонажа]».
К сотрудничеству с Бёртоном Паркер вернулась в научно-фантастической комедии «Марс атакует!» (1996), где появилась в абсурдистской роли ведущей ток-шоу, похищенной пришельцами. Одержимая славой Натали Лэйк — одно из лучших комедийных перевоплощений актрисы за всю карьеру.
«Секс в большом городе» (1998–2004)
Sex and the City
Секс-колумнистка Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) и три ее лучшие подруги — Саманта (Ким Кэтролл), Шарлотта (Кристин Дэвис) и Миранда (Синтия Никсон) исследуют интимные отношения во всем их многообразии, делятся сокровенным за совместными ланчами, ходят на вечеринки и светские мероприятия, добиваются успехов в карьерах и мечтают каждая о своем. В общем, четыре реализованные женщины, разменявшие четвертый десяток, наслаждаются жизнью в Нью-Йорке.
Сегодня поколение зумеров справедливо критикует Кэрри Брэдшоу за то, что та ставит собственные потребности превыше женской дружбы и воплощает собой стереотипную pick-me girl. И все же на протяжении нескольких десятилетий (в 2023 году «Секс в большом городе» отметил 25-летний юбилей) эта героиня была одним из самых интересных женских персонажей на телевидении. «Мы все хотели быть Кэрри: чудаковатой, искрометной, задиристой, сексуальной, смешной, в равной степени Дороти Паркер и Холли Голайтли, маниакальной девушкой-мечтой до того, как это стало проблемой», — пишет Джулия Фельсенталь в колонке для Vogue.
Роль принесла Саре Джессике Паркер четыре «Золотых глобуса» и стала ее визитной карточкой. Правда, актрису немного расстраивает, что многие видят в ней исключительно Кэрри. «Люди, вероятно, не понимают, что Кэрри Брэдшоу радикально отличается от того, кем я была, от того, кем я продолжаю быть. Я думаю, из-за того, что мы похожи, живем в одном городе и бываем в одних и тех же районах, зрителям кажется, что я просто играю себя. Но на самом деле мне каждый день нужно было реально работать, чтобы быть ей, понимать ее, не осуждать ее», — делилась Паркер в интервью.
Еще на этапе чтения сценария актрису смущало то, что Брэдшоу выглядела полной ее противоположностью. Кроме того, она очень не хотела быть привязанной к одному проекту, потому что боялась упустить другие интересные предложения. Одним из главных условий многолетнего контракта Паркер по «Сексу в большом городе» был пункт, согласно которому она отказывалась появляться полностью обнаженной в кадре. Свою принципиальную позицию «никогда не оголяться на экране» Сара объясняет тем, что в начале карьеры часто сталкивалась с «давящими» требованиями продюсеров по поводу обязательных обнаженных сцен, пока однажды не дала им жесткий отпор. При этом Паркер высказывается в поддержку других актрис, которые снимаются без одежды: «Я думаю, здорово, когда женщины чувствуют себя комфортно, делая это, и это их выбор».
«Привет семье!» (2005)
The Family Stone
Режиссер: Томас Безуча
Бизнесвумен Мередит Мортон (Сара Джессика Паркер) вместе со своим женихом Эвереттом Стоуном (Дермот Малруни) отправляется в Массачусетс, чтобы встретить Рождество с его семьей. Но те даже не подозревают, что Эверетт приедет не один. Родня бойфренда принимает «городскую» Мередит в штыки и превращает ее праздники в настоящий кошмар.
Томас Безуча (сериал «Фарго») в своей комедии оживил страхи всех невест, которым предстоит стать невестками. Худшие опасения героини Паркер сбываются одно за другим: родственники ее бойфренда язвят, нарушают личные границы и откровенно издеваются, из-за чего гостья превращается в сплошной комок нервов. За роль Мередит Сара Джессика Паркер получила номинацию на «Золотой глобус».
«Привет семье!» можно назвать антирождественским ромкомом, ведь праздник здесь никого не сплачивает, а героиня, осознавшая, что понравиться близким жениха нереально, в итоге выбирает собственный комфорт вместо родства с токсичными людьми. Тем удивительнее, что для многих поклонников актрисы его просмотр стал рождественской традицией: «Это так смешно. Уже несколько лет я слышу от людей, что они смотрят этот фильм каждое Рождество. Это их семейный рождественский фильм. Я слышу это, кажется, последние четыре или пять лет. Все больше и больше людей в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. — Forbes Woman) пишут мне, что это праздничный фильм, который они смотрят и которым наслаждаются всей семьей», — говорит Паркер.
«Развод» (2016–2019)
Divorce
В тихом пригороде Нью-Йорка живут Фрэнсис (Сара Джессика Паркер) и Роберт (Томас Хейден Черч) Дюфресни, воспитывающие двоих детей. Их 17-летний брак дает трещину, когда женщина задумывается о том, какие возможности она упустила в семейной жизни с человеком, который теперь кажется ей абсолютно чужим. Однако разорвать исчерпавшие себя отношения и сосредоточиться на личном счастье оказывается не так просто. Фрэнсис давно крутит роман на стороне, и в самый неподходящий момент муж узнает о ее изменах. Бракоразводный процесс станет для нее сложнейшим испытанием.
Сара Джессика Паркер сама спродюсировала сериал HBO «Развод», который заявлен как драма и комедия, а на деле оказывается горькой трагедией. Она же исполнила главную роль — филигранно сыграла измотанную и вечно рефлексирующую Фрэнсис, переживающую разочарование в семейной жизни. «Я восхищаюсь ее честностью. Мне нравится, что она действительно много работала и брала на себя огромные обязательства, и она понимает, что значит быть матерью. Она похожа на множество женщин, которые многое взвалили на себя и чувствуют себя потерянными. Мне нравится, что она может быть холодной, в некотором смысле сдержанной и жесткой с людьми. Я думаю, что она интересный, реальный человек», — делилась актриса в интервью. «Развод», который критики единогласно называют «едким», «мрачным», «изматывающе депрессивным», стал драматическим триумфом Паркер. За роль Фрэнсис актриса получила номинацию на «Золотой глобус» (за лучшую женскую роль на ТВ) в 2017 году.
«И просто так…» (2021–...)
And Just Like That…
Знакомые по сериалу «Секс в большом городе» Кэрри (Сара Джессика Паркер), Миранда (Синтия Никсон) и Шарлотта (Кристин Дэвис) пытаются привыкнуть к новой реальности, ведь за последние 20 лет в мире произошли глобальные изменения. Миранда сильно переживает из-за страха показаться неэтичной, Шарлотта с трудом понимает одну из своих дочерей и очень боится ее задеть, Кэрри, когда-то писавшая колонку об интимной жизни, испытывает дискомфорт, говоря о сексе в модном подкасте. Однако лучшие подруги все так же без осуждения откровенничают о личном и поддерживают друг друга в трудных ситуациях, которых с возрастом становится только больше.
Хотя в «И просто так…» Сара Джессика Паркер играет ту же роль, что и в сериале «Секс в большом городе», этот проект достоин отдельного упоминания — его персонажи изменились. Они осмысляют отношения с собственным телом, иронизируют над эйжистскими предрассудками и пытаются понять, изменилось ли что-то радикально в их жизни с наступлением менопаузы; борются с алкозависимостью, проходят через развод и чувствуют растерянность, видя, как меняется мир. Героиня Сары Джессики Паркер переживает смерть любимого человека и впадает в депрессию.
Еще до премьеры первого сезона «И просто так…» актриса столкнулась с массовой критикой своих фотографий со съемок сериала. «Я знаю, как я выгляжу. У меня нет выбора. Что я собираюсь с этим сделать? Остановить старение? Исчезнуть?», — ответила Паркер хейтерам. Несовершенное продолжение «Секса в большом городе» как раз тонко улавливает противоречивые требования общества к женщинам зрелого возраста.