К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Субстанция», «Пышка», «Малена»: восемь фильмов про отношения женщин со своим телом

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»
«Субстанция» Корали Фаржа — один из важных фильмов 2024 года. Картина рассказывает о сложных отношениях женщин со своей внешностью и с тем, как она меняется с возрастом. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот и другие фильмы о том, как женщины уживаются со своим телом: от истории про неприятие лишнего веса до картины о жизни после унизительной процедуры «женского обрезания»
«Субстанция», 2024

«Субстанция», 2024

The Substance

Режиссер: Корали Фаржа

«Субстанция» — отличный пример мультижанрового кино, вобравшего в себя сразу несколько сюжетов. В истории об успешной, но возрастной телеведущей (Деми Мур), вынужденной согласиться на эксперимент по созданию собственного молодого двойника (Маргарет Куолли), с которым ей невозможно ужиться, находится место и хоррору, и фантастике, и социальной драме. За боди-хоррор отвечает все, что связано с личными отношениями женщины с ее телом и с тем, как оно трансформируется с возрастом. Фантастическая составляющая предлагает радикальный метод борьбы со старением — употребление «Субстанции», порождающей лучшую версию тебя.

Но важнейшая часть сценария — социальный комментарий постановщицы и сценаристки Корали Фаржа о том, какому давлению подвергаются женщины: в профессиональному кругу, в обществе и даже в тот момент, когда они остаются наедине со своим отражением в зеркале. Как результат, «Субстанция» — многослойный фильм о любви к жизни, которой нас лишают оценки окружающих и недостижимые стандарты красоты.

«Смерть ей к лицу», 1992

«Смерть ей к лицу», 1992

Death Becomes Her

Режиссер: Роберт Земекис

Сатирическая комедия с Мэрил Стрип и Голди Хоун за 22 года до выхода «Субстанции» рассказала, по сути, ту же историю. Две соперницы — звезда Бродвея и писательница — узнают о существовании волшебного эликсира, с помощью которого можно поддерживать вечную молодость. Но гонка за красотой, упругостью кожи и здоровьем оборачивается для них настоящей трагедией — одержимые героини становятся заложницами своих тел.

Настроение комедии Роберта Земекиса далеко от серьезной интонации «Субстанции». Тем не менее, лента одной из первых, пусть и через иронию, постаралась отрефлексировать социальные ожидания общества, которым женщины вынуждены соответствовать.

«Цветок пустыни», 2009

«Цветок пустыни», 2009

Desert Flower

Режиссер: Шерри Хорман

«Цветок пустыни» — основанный на реальной истории сомалийской топ-модели Варис Дирие (в фильме ее сыграла Лия Кебеде) фильм, посвященный проблеме калечащей процедуры женского обрезания (термин, используемый ВОЗ). В раннем детстве Дирие сделали операцию на половых органах, которую по-прежнему без медицинских показаний проводят в ряде стран и регионов. Только после переезда в Лондон и старта модельной карьеры Дирие осознала, какую физическую и психическую травму ей нанесли. На 2024 год, по данным UNICEF, женскому обрезанию по всему миру были подвергнуты порядка 230 млн женщин.

Осознав масштаб проблемы, Варис стала одной из первых женщин, публично рассказавшей о женском обрезании. Ради гуманитарной деятельности Дирие в 1997 году оставила моделинг. Тогда же она была выбрана специальным послом ООН и выступала за полный запрет операции. Пятью годами позже Дирие организовала в Вене благотворительный фонд, деятельность которого также направлена на противодействие женскому обрезанию во всем мире.

«Варвар», 2022

«Варвар», 2022

Barbarian

Режиссер: Зак Креггер

«Варвар» — история про девушку Тесс (Джорджина Кэмпбелл), приехавшую по работе в Детройт и арендовавшую на пару дней небольшой дом. Но с первых минут все идет не так: этот же дом и на те же даты снял незнакомец Кит (Билл Скарсгард), а дозвониться до хозяина недвижимости невозможно. Более того, в городе проходит крупный саммит, гостиницы заняты. Лишенные альтернативы герои решают остаться под одной крышей и разобраться в ситуации на следующий день. Но тогда же выясняется, что в доме есть скрытые подземные помещения, комната для пыток и другие потайные пространства.

Инди-фильм про страшный дом оборачивается драмой про похищение и репродуктивное насилие. «Варвар» в неожиданном ключе пытается попутно исследовать, как в буквальном смысле губительно сказывается на женщине физическое и сексуализированное насилие, которому ее подвергает мужчина.

«Титан», 2021

«Титан», 2021

Titane

Режиссер: Жюлия Дюкурно

Боди-драма Жюлии Дюкурно взяла «Золотую пальмовую ветвь» в 2021 году. Главной героине Алексии (Агат Руссель) еще в детстве установили в голову платиновую пластину после серьезной травмы. Тогда же в девушке проснулась тяга к автомобилям, которым она стала предпочитать людей. Спустя много лет Алексия работает танцовщицей на автомобильных выставках, после одной из которых занимается сексом с машиной. Позже девушка узнает, что беременна. Но вместе с ожиданием рождения новой жизни в ней просыпается и желание лишать жизни других.

Описание фильма «Титан», да и сама картина могут повергнуть зрителей в понятный шок. Но лента Дюкурно при всей ее провокативности, требующей от аудитории особой выносливости, все же предлагает вдумчивый разговор о связи между нашим ментальным состоянием и физической оболочкой, перенесшей немало травм.

«Пышка», 2018

«Пышка», 2018

Dumplin'

Режиссер: Энн Флетчер

«Пышка» — экранизация одноименного романа Джули Мерфи про молодую девушку Уиллоудин, переживающую о своем лишнем весе. Мать Уиллоудин, в прошлом победительница конкурса красоты, годами «травит» дочь за несоответствие конвенциональным стандартам. К прессингу со стороны родительницы добавляется и романтическая драма — девушка влюбляется, не рассчитывая на взаимность и стесняясь своего тела.

«Пышка» обращена в первую очередь к молодой аудитории, которой хорошо знакомы все беды и сомнения переходного возраста, когда кажется, что отражение в зеркале сильно отличается от того, что массовая культура считает красивым. Но это кино о примирении с собой и своей внешностью. А еще оно напоминает, что нас любят, конечно же, не за цифры на весах.

«Глотай», 2019

«Глотай», 2019

Swallow

Режиссер: Карло Мирабелла-Дэйвис

У домохозяйки Хантер (Хейли Беннетт) жизнь — полная чаша: отличный дом, любимый муж и близкие люди рядом. Но после того, как она забеременела, в героине проснулась непреодолимая тяга к поеданию различных предметов: начав с мелочей, она глотает все более опасные вещи, угрожающие ей и здоровью будущего ребенка.

«Глотай» — интересный пример истории про селфхарм, который произрастает сразу из нескольких факторов. Тело беременной женщины на время перестает принадлежать только ей, лишая ее былой свободы действий, а внимание со стороны близких буквально душит. Все вместе это вызывает у девушки желание доказать, что у нее все еще есть свобода от чужих ожиданий и требований.

«Малена», 2000

«Малена», 2000

Malèna

Режиссер: Джузеппе Торнаторе

Джузеппе Торнаторе снял пронзительную и болезненную историю о Малене (Моника Беллуччи) — женщине невероятной красоты, обожаемой мужчинами и ненавидимой женщинами. Когда муж Малены в разгар Второй мировой войны уходит на фронт, местные мужчины начинают «атаковать» ее своим вниманием. Лишенная возможности самостоятельно зарабатывать, Малена вынуждена торговать своим телом.

Момент, в котором смирившаяся со своей судьбой Малена понимает, что по-другому ей не выжить, — одна из самых известных сцен фильма. Находясь в окружении мужчин, она подносит к губам сигарету, ожидая, что ее подкурят. В массовой культуре этот эпизод часто романтизируется. Хотя ничего романтического и красивого в этом нет: затравленная Малена, которую окружающие уже воспринимают как «опустившуюся женщину», осознает губительность своей красоты для самой себя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+