Не просто цвет волос: как седина стала одним из главных женских страхов
Плод маркетинга
Избавляться от седины человечество начало еще в глубокой древности: жители Древнего Египта закрашивали ее с помощью хны, куркумы и даже крови буйвола, вскипяченной в масле. Впрочем, сильнее всего неприятие седых волос распространилось в XX веке, когда косметические компании начали массово использовать страх старения для увеличения продаж своей продукции.
Например, французский производитель косметики L'Oréal в 1920-х годах изображал на своих рекламных плакатах грустную женщину с седыми волосами, а рядом — ее же, но уже улыбающуюся и с черным каре. «Ни одного седого волоса, навсегда 30-летняя», — гласил слоган.
Косметическая фирма Clairol также называла старение одной из худших перспектив для женщин. В 1943 году, во время Второй мировой войны, бренд выпустил рекламную кампанию, где сравнил седину с «бессердечным диктатором», из-за которого каждая становится «погребенной своим тусклым и унылым цветом волос».
«Попытки принудить женщин избавиться от седины были маркетинговым ходом, который превратил окрашивание волос в такое же привычное дело, как использование мыла», — отметила публицистка Клэр Робинсон, автор эссе «Седые волосы — проблема феминизма». Под давлением маркетологов женщины по всему миру начали активно скрывать седину при помощи едких и вредных для здоровья красителей. Несмотря на то что краска для волос содержала аммиак, а также другие мощные аллергены и канцерогены, женщины были готовы пойти на многое, чтобы выглядеть хотя бы немного моложе.
В 1956 году бренд Clairol представил первый набор для окрашивания волос в домашних условиях. Женщины в погоне за молодостью впервые получили возможность быстро и самостоятельно избавиться от проблесков седины, не обращаясь для этого в салоны красоты, — теперь никто не мог узнать об их попытках бросить вызов возрасту. Американская писательница Сьюзан Зонтаг описала царившие в обществе XX века стереотипы в своем эссе «Двойной стандарт старения». «Красота — это театр порабощения женщин. Для них каждая морщинка, каждый седой волосок — это поражение. Стандарт красоты для женщины любого возраста — это то, насколько хорошо она сохраняет молодость», — заметила автор в 1972 году.
Если в начале 1950-х годов, до выпуска набора Clairol, лишь около 7% жительниц США красили волосы, то уже к 1970-м это значение выросло до более чем 40%. К 2015 году, по данным The Atlantic, красителем пользовались уже 70% американок. Исследование, проведенное компанией Living Proof в 2019 году, продемонстрировало не менее впечатляющие показатели по Великобритании. Согласно опросу, каждая 20-я женщина в стране тратит за всю жизнь более £50 000 на окрашивание волос.
Тренд на окрашивание волос не обошел стороной и СССР. В парикмахерских можно было сделать окрашивание препаратами на основе урсола, который вызывал воспаления, астму, бессонницу, а у мастеров, которые долгое время с ней контактировали, — поражение печени. Граждане, имевшие возможность выехать за границу, привозили оттуда импортную краску. Тем не менее, она оставалась недоступна большей части населения, что заставляло женщин проявлять находчивость. В качестве альтернативы они использовали хну, стрептоцид, перекись водорода и даже обычные чернила.
С распадом Советского Союза и появлением на рынке большого количества зарубежной косметики, популярность окрашивания росла. Согласно опросу, проведенному агентством Tiburon Research в 2023 году, окрашивание стало третьей по популярности бьюти-процедурой среди современных россиянок — ее опережают только маникюр и стрижка. По данным аналитиков, у 70% женщин в стране полностью или частично окрашенные волосы.
Новое время — новые стандарты красоты
Впрочем, за последние годы отношение к седине заметно изменилось. Одними из первых тренд на естественное старение задали зарубежные звезды. Актрисы Мерил Стрип, Сара Джессика Паркер, Хелен Миррен, Энди Макдаулл, Кэти Холмс, топ-модель Кристен Макменами, даже королева Испании Летиция и принцесса Уэльская Кейт Миддлтон — знаменитости первой величины начали открыто выходить на публику с седыми волосами, своим примером разрушая стереотипы о старении.
За естественное старение активно выступает топ-модель Паулина Поризкова, которая в свои 59 лет продолжает заниматься моделингом, не только не скрывая возрастных изменений, а наоборот, открыто демонстрируя их. Только за последние три года Поризкова стала героиней обложек Vogue Scandinavia, итальянского Vanity Fair, чешских версий ELLE и Harper's Bazaar — фотографам модель позировала с седыми волосами. В 2022 году она выпустила книгу «Без фильтра: хорошая, плохая и прекрасная» (No Filter: The Good, the Bad, and the Beautiful), где рассказала о том, как важно принимать себя и возрастные изменения. «Невозможно «изящно» постареть. В конце концов старение неизбежно — это коснется каждого из нас, пошлите все к черту! Зато теперь я стала мудрее, умнее и спокойнее», — заявила Поризкова в интервью Vogue.
Впрочем, за последние годы седина перестает ассоциироваться со старением и все активнее распространяется среди молодого поколения. О возрастающей популярности серебристого цвета волос писали Vogue, Allure, Glamour — за последние несколько лет трендовый оттенок примерили на себя Леди Гага, Ким Кардашьян, Ариана Гранде и многие другие. Редактор британского Vogue Сара Харрис вовсе сделала седину своей визитной карточкой. В результате физиологических особенностей журналистка начала седеть еще в 16 лет, однако не стала закрашивать потускневшие локоны, а сделала их главной особенностью имиджа.
Седина также нашла поддержку среди пользователей социальных сетей. Чтобы выразить симпатию новому тренду, юзеры запустили в Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) хэштеги #grannyhair («волосы бабушки») и #greyhairdontcare («седые волосы не волнуют»). На сегодняшний день с ними насчитывается в общей сложности около 1 млн публикаций.
Просто новый этап жизни
И все же в России для многих женщин седина остается источником тревог. Как объяснила Forbes Woman психолог Ольга Телеснина, во многом это обусловлено особенностями воспитания девочек: им с самого детства внушают, что важно быть в первую очередь внешне привлекательными. «Многих женщин так воспитывают, что красота — это не только достоинство, но и обязанность, — замечает Телеснина. — Если нам транслируют, что внешность важнее других качеств и достижений, то во взрослом возрасте мы можем считать, что наша ценность зависит от того, как мы выглядим. И когда появляются морщинки и седые волосы, это может ощущаться как настоящий ужас, потому что психика считывает такие изменения как опасность. Но на самом деле нам страшна не седина, а то, что к нам изменится отношение других людей. И особенно это страшно тогда, когда внешность — главная несущая конструкция самоценности».
Чтобы избавиться от страха седины, психолог советует добавить в свое инфополе или в круг общения как можно больше тех, кто умеет принимать себя и свою внешность: чем чаще мы видим людей, которые нормально относятся к процессам старения, тем больше психика считает это нормой.
Не менее важно помнить, что седина не обязательно выступает маркером возраста. Из-за генетической предрасположенности, стресса или заболеваний волосы могут потускнеть даже в молодом возрасте. Необходимо научиться смотреть на себя без оценки «красиво» или «некрасиво». «Наше тело ценно не только тем, что оно красиво, но и тем, что позволяет нам жить в этом мире. И оно несет в себе память об этом. Попробуйте посмотреть на тело как на картину собственной жизни. О чем эта картина? В ней наверняка намного больше аспектов, чем одна внешность», — советует Телеснина.
По мнению психолога, социальные сети и интернет также помогают менять отношение женщин к процессам старения: «Становится все больше примеров того, что старость — это вообще-то не конец жизни, а ее этап. И все еще можно вести досуг, работать, строить отношения, путешествовать. Яркость жизни доступна нам в любом возрасте».