К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не просто цвет волос: как седина стала одним из главных женских страхов

Фото Jeremy Moeller / Getty Images
Фото Jeremy Moeller / Getty Images
На протяжении многих лет седые волосы было принято воспринимать как один из главных маркеров старения, от которого стремились избавиться женщины по всему миру. За последние годы отношение к возрасту заметно изменилось, однако седина все еще остается одним из болезненных женских комплексов. Forbes Woman рассказывает, как общество на протяжении многих лет формировало страх старения, почему седина все еще становится причиной переживаний и как с этим бороться

Плод маркетинга 

Избавляться от седины человечество начало еще в глубокой древности: жители Древнего Египта закрашивали ее с помощью хны, куркумы и даже крови буйвола, вскипяченной в масле. Впрочем, сильнее всего неприятие седых волос распространилось в XX веке, когда косметические компании начали массово использовать страх старения для увеличения продаж своей продукции.

Например, французский производитель косметики L'Oréal в 1920-х годах изображал на своих рекламных плакатах грустную женщину с седыми волосами, а рядом — ее же, но уже улыбающуюся и с черным каре. «Ни одного седого волоса, навсегда 30-летняя», — гласил слоган.

Косметическая фирма Clairol также называла старение одной из худших перспектив для женщин. В 1943 году, во время Второй мировой войны, бренд выпустил рекламную кампанию, где сравнил седину с «бессердечным диктатором», из-за которого каждая становится «погребенной своим тусклым и унылым цветом волос».

 
Рекламный плакат L'Oréal в 1920-е годы (Фото DR)

«Попытки принудить женщин избавиться от седины были маркетинговым ходом, который превратил окрашивание волос в такое же привычное дело, как использование мыла», — отметила публицистка Клэр Робинсон, автор эссе «Седые волосы — проблема феминизма». Под давлением маркетологов женщины по всему миру начали активно скрывать седину при помощи едких и вредных для здоровья красителей. Несмотря на то что краска для волос содержала аммиак, а также другие мощные аллергены и канцерогены, женщины были готовы пойти на многое, чтобы выглядеть хотя бы немного моложе.

В 1956 году бренд Clairol представил первый набор для окрашивания волос в домашних условиях. Женщины в погоне за молодостью впервые получили возможность быстро и самостоятельно избавиться от проблесков седины, не обращаясь для этого в салоны красоты, — теперь никто не мог узнать об их попытках бросить вызов возрасту. Американская писательница Сьюзан Зонтаг описала царившие в обществе XX века стереотипы в своем эссе «Двойной стандарт старения». «Красота — это театр порабощения женщин. Для них каждая морщинка, каждый седой волосок — это поражение. Стандарт красоты для женщины любого возраста — это то, насколько хорошо она сохраняет молодость», — заметила автор в 1972 году.

 

Если в начале 1950-х годов, до выпуска набора Clairol, лишь около 7% жительниц США красили волосы, то уже к 1970-м это значение выросло до более чем 40%. К 2015 году, по данным The Atlantic, красителем пользовались уже 70% американок. Исследование, проведенное компанией Living Proof в 2019 году, продемонстрировало не менее впечатляющие показатели по Великобритании. Согласно опросу, каждая 20-я женщина в стране тратит за всю жизнь более £50 000 на окрашивание волос. 

Тренд на окрашивание волос не обошел стороной и СССР. В парикмахерских можно было сделать окрашивание препаратами на основе урсола, который вызывал воспаления, астму, бессонницу, а у мастеров, которые долгое время с ней контактировали, — поражение печени. Граждане, имевшие возможность выехать за границу, привозили оттуда импортную краску. Тем не менее, она оставалась недоступна большей части населения, что заставляло женщин проявлять находчивость. В качестве альтернативы они использовали хну, стрептоцид, перекись водорода и даже обычные чернила. 

С распадом Советского Союза и появлением на рынке большого количества зарубежной косметики, популярность окрашивания росла. Согласно опросу, проведенному агентством Tiburon Research в 2023 году, окрашивание стало третьей по популярности бьюти-процедурой среди современных россиянок — ее опережают только маникюр и стрижка. По данным аналитиков, у 70% женщин в стране полностью или частично окрашенные волосы.

 

Новое время — новые стандарты красоты

Впрочем, за последние годы отношение к седине заметно изменилось. Одними из первых тренд на естественное старение задали зарубежные звезды. Актрисы Мерил Стрип, Сара Джессика Паркер, Хелен Миррен, Энди Макдаулл, Кэти Холмс, топ-модель Кристен Макменами, даже королева Испании Летиция и принцесса Уэльская Кейт Миддлтон — знаменитости первой величины начали открыто выходить на публику с седыми волосами, своим примером разрушая стереотипы о старении. 

За естественное старение активно выступает топ-модель Паулина Поризкова, которая в свои 59 лет продолжает заниматься моделингом, не только не скрывая возрастных изменений, а наоборот, открыто демонстрируя их. Только за последние три года Поризкова стала героиней обложек Vogue Scandinavia, итальянского Vanity Fair, чешских версий ELLE и Harper's Bazaar — фотографам модель позировала с седыми волосами. В 2022 году она выпустила книгу «Без фильтра: хорошая, плохая и прекрасная» (No Filter: The Good, the Bad, and the Beautiful), где рассказала о том, как важно принимать себя и возрастные изменения. «Невозможно «изящно» постареть. В конце концов старение неизбежно — это коснется каждого из нас, пошлите все к черту! Зато теперь я стала мудрее, умнее и спокойнее», — заявила Поризкова в интервью Vogue. 

Паулина Поризкова (Фото Jamie McCarthy·Getty Images)

Впрочем, за последние годы седина перестает ассоциироваться со старением и все активнее распространяется среди молодого поколения. О возрастающей популярности серебристого цвета волос писали Vogue, Allure, Glamour — за последние несколько лет трендовый оттенок примерили на себя Леди Гага, Ким Кардашьян, Ариана Гранде и многие другие. Редактор британского Vogue Сара Харрис вовсе сделала седину своей визитной карточкой. В результате физиологических особенностей журналистка начала седеть еще в 16 лет, однако не стала закрашивать потускневшие локоны, а сделала их главной особенностью имиджа. 

Седина также нашла поддержку среди пользователей социальных сетей. Чтобы выразить симпатию новому тренду, юзеры запустили в Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) хэштеги #grannyhair («волосы бабушки») и #greyhairdontcare («седые волосы не волнуют»). На сегодняшний день с ними насчитывается в общей сложности около 1 млн публикаций.

Просто новый этап жизни

И все же в России для многих женщин седина остается источником тревог. Как объяснила Forbes Woman психолог Ольга Телеснина, во многом это обусловлено особенностями воспитания девочек: им с самого детства внушают, что важно быть в первую очередь внешне привлекательными. «Многих женщин так воспитывают, что красота — это не только достоинство, но и обязанность, — замечает Телеснина. — Если нам транслируют, что внешность важнее других качеств и достижений, то во взрослом возрасте мы можем считать, что наша ценность зависит от того, как мы выглядим. И когда появляются морщинки и седые волосы, это может ощущаться как настоящий ужас, потому что психика считывает такие изменения как опасность. Но на самом деле нам страшна не седина, а то, что к нам изменится отношение других людей. И особенно это страшно тогда, когда внешность — главная несущая конструкция самоценности».

 

Чтобы избавиться от страха седины, психолог советует добавить в свое инфополе или в круг общения как можно больше тех, кто умеет принимать себя и свою внешность: чем чаще мы видим людей, которые нормально относятся к процессам старения, тем больше психика считает это нормой.

Не менее важно помнить, что седина не обязательно выступает маркером возраста. Из-за генетической предрасположенности, стресса или заболеваний волосы могут потускнеть даже в молодом возрасте. Необходимо научиться смотреть на себя без оценки «красиво» или «некрасиво». «Наше тело ценно не только тем, что оно красиво, но и тем, что позволяет нам жить в этом мире. И оно несет в себе память об этом. Попробуйте посмотреть на тело как на картину собственной жизни. О чем эта картина? В ней наверняка намного больше аспектов, чем одна внешность», — советует Телеснина. 

По мнению психолога, социальные сети и интернет также помогают менять отношение женщин к процессам старения: «Становится все больше примеров того, что старость — это вообще-то не конец жизни, а ее этап. И все еще можно вести досуг, работать, строить отношения, путешествовать. Яркость жизни доступна нам в любом возрасте».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+