К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Джона Леннона до королевы Елизаветы: 10 знаменитых кадров фотографа Энни Лейбовиц

Королева Елизавета, 2007 (Фото Annie Leibovitz / Vanity Fair)
Королева Елизавета, 2007 (Фото Annie Leibovitz / Vanity Fair)
Найти звезду Голливуда первой величины, которую бы не снимала Энни Лейбовиц, будет затруднительно. Лейбовиц сегодня, пожалуй, один из самых именитых фотографов мира. Начав свою карьеру в 1970-х, она успела снять Энди Уорхола, запечатлеть Джона Леннона за пять часов до его убийства, съездить в тур с The Rolling Stones, дважды побывать в гостях у королевы Елизаветы II и подарить не одному десятку знаменитостей их лучшие глянцевые обложки. По случаю 75-летия Энни Лейбовиц вспоминаем истории 10 ее известных снимков

Свою карьеру Энни Лейбовиц начала в журнале Rolling Stone в 1970 году. На собеседование она принесла фотографии с демонстраций против войны во Вьетнаме и снимки, сделанные во время рабочей поездки в Израиль. Журнал поместил одно из фото протестов на обложку. Так Лейбовиц, будучи студенткой Института искусств Сан-Франциско и еще не имея опыта работы, уже получила признание своего таланта. Сама она вспоминала, что в те годы другие студенты не понимали съемку за деньги, считая фотографию искусством. При этом Лейбовиц использовала редакционные задания как способ развить свои художественные навыки, успевая снимать все, что было ей интересно. 

В Rolling Stone Энни Лейбовиц проработала 13 лет. Тогда же она начала снимать обложки, и портреты звезд стали ее визитной карточкой. В 1983 году фотограф перешла в Vanity Fair, а с 1998-го регулярно снимала для Vogue.

Лейбовиц признается, что поначалу работа со знаменитостями ее пугала, потому что они все время спрашивали ее, что им делать, а у нее никогда не было ответа. Она старается избегать клише и рамок: «На меня постоянно навешивали ярлыки. Когда я работала в Rolling Stone, я была «фотографом рок-н-ролла», а в Vanity Fair я была «фотографом знаменитостей». Я просто фотограф». 

The Rolling Stones, 1975
Annie Leibovitz·Julien's Auctions

The Rolling Stones, 1975

В 1975 году в жизни Лейбовиц кроме журнала Rolling Stone появились рокеры The Rolling Stones: фронтмен группы Мик Джаггер предложил ей отправиться с ними в тур. Она снимала музыкантов на концертах и между ними, фотографировала зрителей.

В преддверии тура Лейбовиц сняла Джаггера и гитариста Кита Ричардса для обложки Rolling Stone — на ней музыканты впервые появились вместе (в 1968 году журнал уже выходил с портретом Джаггера). «Киту комфортнее перед камерой, чем Мику. Мик всегда чувствует, что ему нужно что-то сделать для фото, а Кит просто уверен в себе. Когда ты гитарист The Rolling Stones, ты должен быть опорой для всех», — говорила Лейбовиц о той съемке.


Энди Уорхол, 1976
Annie Leibovitz

Энди Уорхол, 1976

В 1970-х Энни Лейбовиц не раз бывала в знаменитой студии Энди Уорхола «Фабрика» на Манхэттене. У одной из стен студии свисали большие листы бумаги с рваным краем, которые служили фоном для фотографий художника. «Я сказала ему: «Встань вот туда». Съемка была легкой. Уорхол всегда был милым, любезным, замечательным. Здорово, что на этом фото практически ничего нет: это просто он. Он направляет на меня камеру, потому что он такой. Уорхол все время что-то записывал на диктофон и фотографировал. Как фотографу мне нравится странность, цвета и простота снимка», — вспоминала Лейбовиц.

Патти Смит, 1979
Annie Leibovitz·The Rolling Stone

Патти Смит, 1979

«Крестную мать панк-рока» Патти Смит Лейбовиц снимает с 1970-х. Тогда же она съездила вместе со Смит в ее тур, посетив три города, и с тех пор они стали подругами.

В 1979-м Лейбовиц сделала один из главных кадров со Смит: певица в прозрачной блузке и бюстгальтере, а за ее спиной полыхает пламя. Для воплощения своего замысла Энни залила керосин в бочки и выстроила их в ряд. Без последствий не обошлось: огненные всполохи обожгли спину Смит.

Джон Леннон и Йоко Оно, 1980
Annie Leibovitz·The Rolling Stone

Джон Леннон и Йоко Оно, 1980

Полностью одетая Йоко Оно и захвативший ее в объятия обнаженный Джон Леннон — знаменитая обложка Rolling Stone, снятая всего за несколько часов до убийства музыканта. По замыслу Лейбовиц, Оно тоже должна была предстать перед камерой обнаженной, но в последний момент художница передумала, и фотограф не стала ее переубеждать. В итоге Лейбовиц посчитала, что так кадр вышел гораздо сильнее: «Когда я сделала пробный снимок на полароид и показала его Джону, ему очень понравилось. Он сказал, что это то, как выглядят их с Йоко отношения. Он боялся, что Rolling Stone возьмут на обложку только его, но я пообещала, что на нее пойдет их совместный кадр».

Вечером того же дня фотограф должна была встретиться с парой на студии, но ей позвонил редактор журнала и сказал, что в больницу доставили кого-то похожего на Леннона. Он умер по прибытии в госпиталь. На следующий день Лейбовиц пришла в редакцию и увидела, что на обложку уже верстают портрет музыканта. Она настояла на том фото, которое хотел бы видеть он сам.

Мэрил Стрип, 1981
Annie Leibovitz·The Rolling Stone

Мэрил Стрип, 1981

«Мэрил Стрип не любит фотографироваться. Она просто хочет играть: ей не интересно то, какая она вне своей роли. И я это уважаю», — говорила Энни Лейбовиц о съемке с оскароносной актрисой.

Фотограф не растерялась и предложила Стрип покрыть лицо белой краской: получилась маска, которую актриса тянет в разные стороны, демонстрируя свою пластичность и способность сыграть кого угодно.

Брюс Спрингстин, 1984
Annie Leibovitz

Брюс Спрингстин, 1984

Альбом Брюса Спрингстина Born in the U.S.A., выпущенный 4 июня 1984 года, стал самым коммерчески успешным в его карьере. Rolling Stone поместил его на 142-ю строчку в списке 500 величайших альбомов всех времен. Некоторые слушатели решили, что одноименный заглавный трек — это патриотическая песня, но на самом деле в ней музыкант критикует государство, которое бросило вернувшегося с войны во Вьетнаме ветерана.

Обложку альбома сняла Энни Лейбовиц. Из-за кадрирования и ракурса многим казалось, что Спрингстин как бы мочится на американский флаг, однако сам он позже развеял этот миф: «Это не было специально. Мы сделали много кадров, но в итоге фото моего зада выглядело лучше, чем фото моего лица, поэтому мы остановились на нем. Я не закладывал в него никакого смысла».

Деми Мур, 1991
Annie Leibovitz·Vanity Fair

Деми Мур, 1991

Единственное, что было надето на Деми Мур во время съемки для обложки Vanity Fair в 1991 году, — кольцо с бриллиантом в 30 карат. Актриса была на седьмом месяце беременности. «Было бы здорово, если бы они взяли этот снимок на обложку», — сказала Мур, и в итоге так и случилось, хотя Лейбовиц была уверена, что никто не будет так рисковать. Издатель Vanity Fair решил подстраховаться и пустил в продажу журнал, обернув его бумагой, чтобы скрыть обложку. Однако это решение только подстегнуло интерес читателей.

Одни не понимали, почему Мур откровенно демонстрирует свое положение, когда все привыкли прятать беременность и скромно одеваться в этот период жизни. Некоторые феминистские издания критиковали съемку за установление недостижимых стандартов красоты для беременных.

«Я не могла подумать, что фото вызовет такое обсуждение. Это показатель того, как люди воспринимают женщин. Женщина в купальнике или почти обнаженная не вызывает никаких вопросов, но когда она в своем самом естественном состоянии — это провоцирует скандал», — рассказывала Энни Лейбовиц.

Айлин Коллинз, 1999
Annie Leibovitz

Айлин Коллинз, 1999

Хотя Лейбовиц прославили портреты звезд, снимала она не только их.

Астронавт Айлин Коллинз стала первой женщиной — пилотом «Спейс шаттла» (в 1995 году) и его первой женщиной-командиром (в 1999-м). Лейбовиц запечатлела Коллинз во время тренинга в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, Техас.

Том Форд, Кира Найтли и Скарлетт Йоханссон, 2006
Annie Leibovitz·Vanity Fair

Том Форд, Кира Найтли и Скарлетт Йоханссон, 2006

На этом снимке для Vanity Fair запечатлены обнаженные 20-летняя Кира Найтли и 21-летняя Скарлетт Йоханссон, а также 45-летний одетый Том Форд. Форд (на тот момент — еще и приглашенный арт-директор номера) уверял, что оказался в кадре только потому, что третья актриса — Рэйчел Макадамс — отказалась раздеться на камеру.

После выхода журнала в обществе поднялось обсуждение: почему, несмотря на все достижения феминизма, актрисам при всех их заслугах все равно нужно раздеваться на камеру? И почему мужчина при этом одет?

Королева Елизавета, 2007
Annie Leibovitz·Vanity Fair

Королева Елизавета, 2007

Энни Лейбовиц стала первым американским фотографом, которого пригласили снимать британскую королевскую семью. «Для меня было о'кей вести себя почтительно. Британцы расходятся во мнениях касательно монархии, поэтому если британский портретист почтителен, это воспринимается как поклонение. Я же могла сделать что-нибудь традиционное», — вспоминала Лейбовиц.

Действительно, она сделала достаточно традиционный портрет Елизаветы Второй в торжественном облачении. Хотя Лейбовиц хотела снять королеву в Виндзорском замке верхом, ей выделили всего 25 минут в Букингемском дворце. Спустя почти 10 лет, в 2016 году, Лейбовиц снова пригласили снять Елизавету II — уже по случаю ее 90-летия. На этот раз съемки все-таки прошли в Виндзоре.

«Когда в 2016-м я спросила, почему же [королева выбрала меня], мне ответили, что я сама вызвалась. Я и правда за пять лет до первой съемки делала запрос на фото королевы для своего альбома «Женщины», — вспоминала фотограф.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+