К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Четыре «нет»: почему женщины в Южной Корее отказываются от отношений с мужчинами

Фото Chung Sung-Jun / Getty Images
Фото Chung Sung-Jun / Getty Images
Особый культурный код и демографический кризис сохраняют за Южной Кореей статус одной из самых патриархальных среди развитых стран. От женщин требуют выйти замуж и рожать детей, однако принять такую роль готовы далеко не все. Местные феминистки создали движение 4B, в его основе четыре принципа: не выходить замуж, не встречаться с мужчинами, не заниматься с ними сексом и не заводить детей. Forbes Woman рассказывает, что послужило стимулом для такого радикализма

Почему появилось движение «4B»

В 2016 году в модном районе Сеула, Гангнаме, произошло убийство: 34-летний мужчина зарезал 23-летнюю незнакомую девушку в туалете караоке-бара. На суде он объяснил свой мотив так: «Я сделал это, потому что женщины всегда меня игнорировали». Несмотря на показания преступника, полиция отказалась признать убийство преступлением на почве ненависти, что вызвало в южнокорейском обществе волну недовольства. Убийство в Гангнаме стало самой обсуждаемой темой на женских форумах, в сообществах и чатах. В ответ на шокирующую жестокость женщины вышли на массовые протесты.

К 2018 году в Южной Корее стала широко распространенной проблема секретной съемки женщин в туалетах и раздевалках или под юбками в общественных местах. Хотя в стране существуют законы против харассмента, полиция занимается такими делами крайне неохотно. Ситуация достигла критической точки, когда молодую студентку обвинили в фотографировании обнаженного мужского тела в художественной школе. Она была заключена в тюрьму на 10 месяцев и оштрафована, а также вынуждена была извиниться перед мужчиной, который заявил, что изображения его обнаженного тела в публичном доступе причинили ему «психологический вред». Учитывая, что корейские мужчины используют скрытые камеры почти с полной безнаказанностью, этот инцидент спровоцировал новую волну феминистских протестов. Сотни тысяч женщин объединились, возмущенные тем, что законы о вуайеризме используются против них, а не против мужчин.

Еще одним толчком к консолидации женщин и созданию мощного феминистского движения в Корее стал конфликт, вспыхнувший на одном из популярных интернет-форумов DC Inside. Там стали появляться утверждения, что «нулевым пациентом» с ближневосточным респираторным синдромом, вспышка которого произошла в Корее в 2015 году, якобы стала вернувшаяся из путешествия проституированная женщина. Мужчины начали оставлять в сети комментарии вроде «Корейские женщины должны умереть» и «Глупые корейские женщины распространили этот вирус». Вскоре выяснилось, что респираторный синдром на самом деле привез в Южную Корею работавший на Ближнем Востоке бизнесмен. 

 

В ответ на сексизм женщины основали собственную свободную от предрассудков площадку — Megalia. Активисткам Megalia, например, удалось добиться закрытия порносайта, пользователи которого выкладывали записи со скрытых камер и обсуждали, где и как купить наркотики для изнасилований. 

Устав от различных притеснений, корейские женщины создали движение 4B. Оно основывается на четырех принципах: не выходить замуж, не встречаться с мужчинами, не заниматься с ними сексом и не заводить детей. На корейском языке они все начинаются с буквы b, отсюда и название движения. Согласно результатам исследования института Gallup в 2023 году, более 40% незамужних кореянок вообще не хотят общаться с мужчинами. 

 

Медленные изменения

До начала ХХ века кореянки полностью зависели от мужей, которые возделывали поля и занимались тяжелым физическим трудом — Корея была аграрной страной. В 1920-х годах с развитием промышленности женщины смогли начать работать на производстве, однако им платили намного меньше, чем мужчинам, и после замужества они, как правило, оставляли работу и продолжали зависеть от мужей. При этом историк-кореевед, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Наталья Ким подчеркивает, что радикального феминизма и движения 4B в Корее, вероятно, не было бы без конфуцианской патриархальной традиции. «4B — это жесткий протест против того, что веками воспитывалось в корейских женщинах. В традиционной культуре вся жизнь женщины была завязана на отношениях с противоположным полом и его ублажении. Когда появилась экономическая и политическая возможность быть независимой, возник феномен «четырех отказов», — говорит собеседница Forbes Woman.

Общество и спустя век продолжает навязывать корейским женщинам роли жены и матери. Протестующее против взаимодействия с мужчинами движение 4B менее чем за 10 лет распространилось по всей Южной Корее, несмотря на существенные культурные различия ее регионов. Как отмечает Наталья Ким, патриархальная традиция в стране изживает себя в XXI веке на фоне интенсивной урбанизации, роста доходов населения, открытости корейского общества культурным заимствованиям извне и доступности высшего образования. «Все это в совокупности привело к изменению социокультурных ориентаций южнокорейской молодежи. В частности, изменился взгляд на институт семьи и брака, деторождение. Это общее изменение в мировоззрении произошло как у мужчин, так и у женщин. Но у женщин, помимо всего прочего, поменялось представление о своей социальной роли: молодая женщина более не видит себя исключительно в категориях жены, матери, как это было до конца XX века», — объясняет эксперт.  

Однако для повсеместных радикальных изменений нужно время. Например, в Тэгу, четвертом по величине и самом консервативном городе Южной Кореи, семьи до сих пор так сильно хотят воспитывать именно сыновей, что при рождении второй дочери подряд ей зачастую дают имя, которое можно перевести как «Желаю сына» или «Следующий будет мальчик». 

 

Обеспечить саму себя

В Южной Корее наибольший разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами среди стран, которые входят в Организацию экономического сотрудничества и развития. По данным организации на 2022 год, корейские женщины зарабатывают на 30% меньше мужчин. Движение 4B в ответ на неравенство призывает женщин экономить деньги, которые они могли бы потратить на «самообслуживающие расходы», чтобы поддерживать независимую жизнь. Всего за два года (2017–2018) южнокорейские женщины сократили траты на косметику и салоны красоты на 53,5 млрд вон (около $40 млн). В первую очередь они направили накопленные деньги на покупку машин: машины дешевле квартир, и на машине женщина сама может добраться куда угодно — ей не нужен муж, который подвезет ее.

«[Последовательницы 4B] работают усердно, потому что знают, что у них не будет кормильца-мужчины или мужа», — замечает Чон Юисоль, которая написала диссертацию о феминизме в Йоркском университете. Она добавляет, что некоторые женщины устраиваются одновременно на две или три работы, чтобы обеспечить себе независимость.

При этом важно понимать, что движение 4B не является мейнстримным в корейском обществе. Численность его последовательниц, по разным оценкам, доходит до 50 000 человек.  Даже в рамках феминистского движения это относительно небольшая группа, представленная поколением зумеров и в меньшей степени миллениалов. Поэтому, подчеркивает Ким, оно не представляет особой опасности для государства, которое заботится о демографии. Более опасным явлением она называет отказ от рождения детей, так как это в долгосрочной перспективе окажет огромное влияние на разные сферы жизни корейского общества: образование, экономику, культуру.

В XXI веке отказ от браков «столкнул» страну в демографическую яму, и президент страны объявил чрезвычайную ситуацию национального масштаба. Чтобы увеличить рождаемость (в 2024 году коэффициент рождаемости в стране составляет 0,73 и является самым низким в мире), власти Южной Кореи обсуждают и вводят весьма экстравагантные меры. Например, эксперты Корейского института государственных финансов предложили отправлять девочек в начальную школу на год раньше, чем мальчиков (создание разницы в возрасте якобы должно сделать их более привлекательными друг для друга ко времени, когда они достигнут возраста заключения брака). Также этим летом в Южной Корее запустили пилотный проект по стимулированию рождаемости с помощью домработниц-филиппинок. Привлечение иностранной рабочей силы, считают власти, должно снизить нагрузку на корейских женщин и подтолкнуть их к рождению детей.

«Требование равных прав с мужчинами не является голословной декларацией женщин: они понимают, что равноправие возможно, потому что они обладают соответствующими профессиональными компетенциями, знаниями, навыками. Замужество перестало быть целью, а деторождение — социальной миссией женщины. Поколение миллениалов и зумеров выросло в новой социоэкономической и политической среде, которая сделала возможным появление такого феномена, как радикальный феминизм. Здесь нельзя отрицать внешнее культурное воздействие, но важно понимать, что радикальный феминизм нашел благодатную почву в Южной Корее в силу прежде всего внутренних причин», — подытоживает Наталья Ким. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+