Forbes Woman — 15 лет: вспоминаем, каким был журнал в разные годы
2009 год: запуск и революционный взгляд
Когда гендиректор Forbes в России Регина фон Флемминг задумалась, что у деловых россиянок появился запрос на то, чтобы общаться между собой, обмениваться опытом, обсуждать общие проблемы, в США уже успешно развивался Forbes Women. В 2009 году вышел первый его российский аналог, который был призван объединить предпринимательниц и карьеристок, чтобы показать разные ролевые модели таких женщин.
«После статьи про суперменеджера, где она рассказывала, как оставляла младенца на мужа и уезжала в другой город работать, мне писали: «Зачем вы таких монстров показываете?» На фокус-группе после выхода первого номера участницы говорили: «Ура, наконец мы видим таких же женщин, как мы. На фоне однокурсниц и соседок нас обычно ненормальными считают»», — вспоминает редактор пилотного номера Forbes Woman в России Ирина Телицына.
О гендерной повестке тогда еще не говорили, и к женщинам с успешной карьерой относились иначе. Ирине Телицыной российские сотрудницы международной компании рассказывали, что им пришлось дойти до глобального правления, чтобы, когда жена работает в офисе в другой стране, муж мог к ней прилетать за корпоративный счет. До этого само собой подразумевалось, что только мужчина может строить карьеру, и в правилах были прописаны только полеты жен. Но постепенно стали появляться первые инициативы по поэтапному выходу из декрета, менторингу, детским садам при офисах.
«Самым главным тогда было показать, что женщина, строящая карьеру, — это норма для российского общества. И показать даже не мужчинам, а самим женщинам, — обращает внимание Ирина Телицына. — Мы хотели снять стигму с работающей с удовольствием матери и при этом показывать реальные истории, освещать и проблемы тоже, а не рисовать картинку того, как красавица, умница и мать троих детей все успевает».
2009—2014: личные истории предпринимательниц и деловой глянец
Предложение стать главредом Forbes Woman поступило Ирине Михайловской ровно в тот же день, когда ее и ее редакцию уволили из Elle. «Свое видение журнала я формулировала прямо в процессе работы. Первый вопрос, который я себе задала, был: «Это издание про деловых женщин или для деловых женщин?» Наверное, все-таки «про», — вспоминает Михайловская.
Концепция журнала менялась от номера к номеру. Наряду с интервью-портретами предпринимательниц на страницах Forbes Woman также были лайфстайл и фешен. После первых номеров редакция приняла решение, что нужно делать не аналог глянца, а ориентироваться именно на личности предпринимательниц и их истории.
После 12 лет в Vogue и Elle Ирина Михайловская использовала свой опыт и связи. «Деловая журналистика и глянцевая — два разных мира, я была немного «чужой среди своих» и как могла боролась со стереотипами, — говорит Михайловская. — Я привлекала в Forbes Woman в качестве колумнистов разных известных авторов: Алексея Тарханова, Геннадия Йозефавичуса, Эвелину Хромченко. Даже Эдуард Лимонов как-то принес нам написанное от руки на двух листах (он всегда писал только от руки) эссе — «Уроки этих дам» — с подзаголовком «Чему я научился у женщин, которых принято называть деловыми».
На обложках тогда появлялись самые разные героини. Наталья Синдеева (признана иноагентом), директор Пушкинского музея Ирина Антонова, управляющий партнер юридической фирмы Ольга Сорокина, многодетная мама (на тот момент у нее было семеро детей, сейчас — восемь) — был отдельный материал про многодетных предпринимательниц. Среди тем, которые регулярно обсуждались, были совмещение материнства и карьеры, «стеклянный потолок» в больших корпорациях, благотворительность.
«Я уже 10 лет не имею к журналам отношения, ушла в другую сферу, но и со стороны очевидно, что за эти годы гораздо больше стали говорить о правах женщин, феминистический дискурс вышел на первый план, и это очень здорово», — заключает Михайловская.
2014—2016: «Жены» и политика
Если Ирина Михайловская относилась с большой осторожностью к теме женщин в политике, то при Юлии Таратуте (признана СМИ-иноагентом) Forbes Woman стал гораздо политизированнее.
Первый номер получился совершенно непохожим на прежние выпуски. На обложке были пресс-секретарши известных людей — от чиновников до крупного бизнеса: пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, Сергея Собянина — Гульнара Пенькова, Олега Дерипаски — Вера Курочкина, Владимира Потанина — Лариса Зелькова.
«Тогда Forbes Woman вообще был очень политическим, это даже ставили нам в упрек. Например, Светлана Миронюк, которая до этого возглавляла «РИА Новости» и вела панели с Путиным, рассказывала нам, каким образом лишилась всего. У нас на обложке были Елена Батурина, Татьяна Юмашева и даже Татьяна Миткова, про которую меня спрашивали, зачем ставить на обложку отрицательного персонажа», — вспоминает Юлия Таратута. На героинь из бизнеса она тоже смотрела сквозь призму политики.
В Forbes Woman того периода была рубрика «Жены» — Таратута признается, что не позволила бы себе сейчас такую формулировку, потому что она выглядит уничижительно. «В этой рубрике мы говорили о том, что странно воспринимать женщину как чью-то жену, когда у нее совершенно самостоятельный путь. Там было замечательное интервью с Ольгой Мордкович, у которой самостоятельная карьера в телекоме. Многие знали ее как жену министра образования и науки Дмитрия Ливанова — хотя сложно сказать, кто из них был профессиональнее и ярче», — объясняет она.
Задача Forbes Woman тех лет заключалась не только в том, чтобы говорить о женских проблемах и правах, но и в том, чтобы подсвечивать женщин, замечает Таратута: «Потому что женщины часто оказываются в тени, про женщин говорят меньше, особенно в политическом контексте — это пространство мужчин».
2016—2018: self-made и героини вне формата
В 2016-2018 годах Forbes Woman возглавляла Юлия Чайкина. «Моя героиня Forbes Woman была про бизнес и деньги. Это были self-made-женщины, важной проблемой для которых был «стеклянный потолок»: если на одно и то же место претендовали и мужчина, и женщина, то, скорее всего, выбирали мужчину. Также была важна тема перехода: когда уже многое сделано, но хочется добиться чего-то еще. Было много героинь, которые после успешной корпоративной карьеры уходили в предпринимательство», — рассказывает она о своей работе над журналом.
Юлия Чайкина пришла в Forbes в 2009 году корреспондентом отдела финансов. Еще до того, как она перешла в Forbes Woman, редакция обратила внимание, что малоизвестная компания Wildberries скоро обгонит по выручке Ozon. «Мы выяснили, что ее возглавляет женщина, и буквально стали охотиться за Татьяной Бакальчук. Первое интервью Татьяна дала заочно, прислав письменные ответы», — вспоминает Чайкина.
Несмотря на фокус на бизнес, героинь Forbes Woman в интервью спрашивали и о личном. Например, с Натальей Касперской можно было обсудить не только ее выдающуюся карьеру, но и то, как она совмещает ее с четырьмя детьми и собственной фермой в Подмосковье.
«Еще в самых первых выпусках Ира Михайловская сделала спецномер про позднее материнство, и я буквально напросилась туда с собственным текстом про моих родителей, хотела удивить историей, как во времена СССР они родили меня в 40-летнем возрасте. Но вот прошло 15 лет, и я сама уже героиня подобной рубрики и веду телеграм-канал «Молодая мать в 50», — вспоминает Чайкина.
Forbes Woman проявлял интерес к неформатным героиням, которые не подходили в основной Forbes. Среди таких материалов интервью Халиды Попал, которая организовала первую женскую сборную по футболу в Афганистане, разговор с вице-президентом глобального Ernst&Young и опрос российских женщин-дипломатов, одну из которых на приемах часто принимали за чью-то супругу. «Мы первыми сделали рейтинг богатейших чиновниц России и слушали гневные возмущения Ксении Собчак, которая хотела, чтобы из рейтинга исключили ее маму. Я горжусь спецномером «Биотех и деньги», интервью с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой и словом «аборты» на обложке. Мы выходили в год 100-летия глобального Forbes и сделали спецвыпуск «Капитал, феминизм, интеллект», — рассказывает Чайкина о том, какие материалы ей особенно запомнились.
В 2018 году журнал Forbes Woman закрыли по решению издателя.
2019 — настоящее время: гендерное равенство и честный разговор
В 2019-м Forbes Woman вернулся, его предстояло перезапустить. Придумывая новый образ журнала, редакция ориентировалась на то, что было бы интересно молодым амбициозным женщинам, желающим строить карьеру вопреки патриархальным устоям. В итоге журнал взял курс на гендерное равенство в бизнесе и обществе.
Чтобы понять, какие условия можно создавать для женщин в бизнесе и как экономика может быть драйвером в женской повестке, редакция сделала рейтинг лучших компаний для женской карьеры. При этом проблема совмещения материнства и работы остается, о ней Forbes Woman говорит в особом ключе: не транслируя образ женщины, которая все успевает и все делает идеально, а честно рассказывая о трудностях и о том, как женщины стараются делать то, что для них важно.
Чтобы рассказывать о том, как женщины не только в России, но и в других странах боролись со стереотипами и прокладывали путь в разных профессиональных сферах для будущих поколений, редакция запустила рубрику «Forbes Woman в истории». Кроме того, был создан первый рейтинг богатейших self-made-женщин России, призванный рассказать о тех героинях журнала, которые самостоятельно заработали свои капиталы, а не получили их от богатых родственников-мужчин.
С 2021 года FCongress при поддержке Forbes Woman проводит FWD Woman Summit, посвященный женской повестке в бизнесе и обществе. На первом саммите обсуждалось участие женщин в политике, науке, корпоративном управлении, важность инклюзии и нюансы гендерной повестки в стране. В 2022-м FWD был посвящен переживанию кризисов, а в 2023 году мероприятие получило всероссийское значение и вышло за пределы столицы и крупных городов, обратив свое внимание на женщин, которые хотят строить карьеру и свой бизнес по всей стране. Саммит 2024 года совпадает с 15-летием Forbes Woman в России, поэтому главной темой конференции станут ключевые изменения в женской повестке за эти годы. Он пройдет 27 сентября в Lotte Hotel Moscow.
Еще в 2019 году редакция сформулировала свой главный постулат: героиня Forbes Woman сегодня — это женщина, которая, изменив свою жизнь, меняет мир вокруг. Она не стремится к «успешному успеху», а думает о том, каким будет социальное значение ее проектов, как они помогают другим женщинам и поддерживают уязвимые группы людей. Эта идея нашла отражение в том числе в ежегодной премии Forbes Woman Mercury Awards: Forbes Woman совместно с ювелирной компанией Mercury уже четыре года проводит конкурс для женщин, которые строят социально ответственный бизнес и создают лучшие благотворительные проекты.