К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Итоги премии Forbes Woman Mercury Awards — 2024

Премия Forbes Woman Mercury Awards
Премия Forbes Woman Mercury Awards
Они создают благотворительные проекты, строят устойчивый и ответственный бизнес, создают инклюзивную среду и поддерживают людей в уязвимом положении, — Forbes Woman и ювелирная компания Mercury в четвертый раз назвали победительниц премии для женщин, которые делают социально значимые бизнесы и НКО. Рассказываем о результатах конкурса в 2024 году

Каждый год на премию Forbes Woman Mercury Awards приходят сотни заявок от женщин со всей России — владелиц малого бизнеса, основательниц социальных или благотворительных проектов. Отбор проходит в два этапа: сначала редакция формирует шорт-лист (по пять проектов в каждой номинации), затем вместе с жюри мы изучаем заявки и по результатам голосования узнаем имена победительниц. При выборе финалисток мы оцениваем успех проекта и эффективность решений не только по финансовым показателям, но и по его социальной значимости и объему реальной помощи людям, которые оказались в наиболее уязвимом положении. 

Победительницы премии Forbes Woman Mercury Awards 2024 (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

Состав жюри премии ежегодно меняется. В него, помимо редакции Forbes Woman и представителей ювелирной компании Mercury, входят три независимых эксперта. В 2024 году ими стали генераль ный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева, глава «А-Клуба» Алина Назарова и победительница Forbes Woman Mercury Awards — 2021, основательница благотворительного фонда «БЭЛА. Дети-бабочки» Алена Куратова.

Кроме того, на этот раз произошло сразу несколько значимых нововведений. Во-первых, в 2024 году вновь появилась специальная номинация за достижения в сфере науки и технологий (в 2021 году таким об разом были отмечены заслуги Инны Должиковой, которая участвовала в разработке вакцины против COVID-19).

 

Во-вторых, мы усложнили систему подсчета голосов, увеличив их количество для всех членов жюри: теперь и участницы независимого экспертного совета, и редакция Forbes Woman, и представители ювелирной компании Mercury могли отдать по три голоса в каждой номинации (ранее по одному). В итоге  в номинации «Социальное предпринимательство» голоса разделились: одинаковые баллы получили Маша Грекова и Ксения Рыкова. Обе номинантки вносят большой вклад в развитие инклюзивного общества в России и помогают снять стигму в отношении людей с особенностями развития. Учитывая значение их работы, жюри приняло беспрецедентное решение увеличить число победительниц до пяти. Маша Грекова получила специальный приз от редакции за многолетний вклад в сферу социального предпринимательства.

Также в 2024 году партнером премии стал «А-Клуб» — закрытое деловое сообщество Альфа-банка. Его руководительница и член жюри Алина Назарова вручила специальный приз — сертификат на обучение в Школе «Сколково» — Евгении Еньшиной, создательнице проекта «Колба», который помогает продвижению женщин в науке.  

 
Главный приз премии Forbes Woman Mercury Awards

Победительницы премии 

«Лучший благотворительный проект»

Лида Мониава, учредительница благотворительного фонда «Дом с маяком» 

«Дом с маяком» существует уже 11 лет, и первые девять мы потратили на то, чтобы разобраться с базовыми потребностями пирамиды Маслоу, — объясняет Лида Мониава. — Главная наша заслуга — нам удалось донести идею того, что дети не должны жить в больнице, в реанимации». Она вспоминает, как на самом старте в «Дом с маяком» впервые обратился отец, который хотел забрать своего ребенка на аппарате искусственной вентиляции легких домой. Тогда это казалось невыполнимой задачей, а сейчас силами 26 врачей, 33 медсестер и медбратьев более 1000 пациентов «Дома с маяком» могут находиться дома, а не в больничной палате. «Когда мы наладили систему базового жизнеобеспечения, то стали думать про другие потребности паллиативных семей, более высокого уровня, — рассказывает Лида. — И стало ясно, что главная проблема — социальная изоляция». «Дом с маяком» начал добиваться, чтобы среда становилась доступной, чтобы тяжелобольных детей брали в школу, а родители могли сходить в кафе, оставив ребенка с няней или в дневном центре хосписа. 

 
Лида Мониава. Платье Juun. J (ЦУМ); брошь Mercury (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

В феврале 2022 года пришлось, как говорит Лида, вернуться к той самой базе пирамиды Маслоу и перестраивать структуру фандрайзинга, чтобы сохранять прежний объем помощи. А еще новая реальность бросила новые вызовы. После событий 2022 года в «Дом с маяком» стали обращаться беженцы, оставшиеся без нужного лечения. Им оказывали медицинскую помощь — проводили консультации, помогали с препаратами, — но в какой-то момент начали объявлять сборы одежды, вещей первой необходимости, денег, а потом зарегистрировали отдельное юрлицо, чтобы можно было собирать пожертвования. Сейчас фонд помощи беженцам «Дома с маяком» занимается организацией сложного лечения, помогает в поисках работы, оказывает юридическое сопровождение. А хоспис тем временем запустил новый проект —  программу сопровождаемого проживания, в рамках которой молодые взрослые с инвалидностью переезжают из интернатов в специально оборудованные квартиры и с помощью кураторов учатся жить обычной жизнью. 

«Лучшее бизнес-решение»

Лиза Маслова, соосновательница сети клиник женского здоровья «Медок»

О том, что у нее будет свое дело, Лиза Маслова знала еще в школе. С первых дней учебы в вузе она устроилась на работу в медицинскую компанию «Инвитро», которая на тот момент состояла всего из 10 кабинетов. Проработав в ней несколько лет, Лиза поняла, что не хочет менять обстановку, но созрела для запуска собственного бизнеса. Одним из самых крупных заказчиков лаборатории была небольшая гинекологическая клиника, и это натолкнуло предпринимательницу на идею открыть узкоспециализированное медучреждение. 

Лиза Маслова. Блузка Kiton, брюки и жакет Brunelllo Cucinelli (все ЦУМ); брошь Mercury; кольцо и серьги Mercury Classic (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

Уникальности проекту добавляло несколько продуктовых решений. Во-первых, первую клинику сети открыли в спальном районе: «В тот момент все самые классные клиники были в центре, а мы решили, что принесем качественную медицину в спальный район с вы сокой плотностью населения». Во-вторых, сделали акцент на сервисе и начали вести прием с 7:00 — чтобы быть доступными для самых занятых пациенток. Главным же преимуществом клиники стала дружелюбная атмосфера. Многим поход к гинекологу кажется страшной и неприятной процедурой — врачи нередко хамят, оказывают психологическое давление, причиняют боль, игнорируют просьбы, а иногда даже и слезы пациенток. «Большинство из нас хотят теплоты, заботы и внимания. Особенно это касается моментов, когда чувствуешь себя уязвимой», — говорит Елизавета. На сегодняшний день в сети насчитывается 24 клиники, в которых ежегодно обслуживаются 250 000 пациенток.

 

«Лучший проект в сфере социального предпринимательства»

Ксения Рыкова, основательница инклюзивного массажного салона «6 чувство»

Прежде чем стать предпринимательницей, Ксения Рыкова работала начальником юридической службы в крупной консалтинговой компании, параллельно занималась бухгалтерией, набирала новую команду и в конце концов выгорела. Идея открыть массажный салон пришла из-за проблем со спиной: почти год Ксения «лежала и не могла встать». Тогда-то она и решила создать место, где людям с подобными проблемами смогут помочь. А потом появилась мысль поддержать незрячих людей: массажисты с ограничениями по зрению справляются ничуть не хуже видящих коллег, но найти работу им сложнее. 

Ксения Рыкова. Жилет и брюки Dolce & Gabbana (все ЦУМ); брошь Mercury; колье, браслет и кольцо Mercury Classic (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

В социальном предпринимательстве для Рыковой на первом месте именно бизнес — дело должно основываться на отношениях с клиентом, который «голосует за качественный продукт рублем». Но в России социальная ориентированность бизнеса скорее фактор риска. «Мне казалось: если ты инклюзивный, к тебе сразу же пойдут, — рассказывает Ксения. — Наоборот, по большей части пока что это слово людей не привлекает и даже настораживает». Несмотря на это, благодаря грамотному продвижению салону удалось заработать репутацию и наладить доверительные отношения с аудиторией. Сегодня в штате «6 чув ства» восемь мастеров. Ксения собирается открывать новый салон, а также готовится запустить корпоративную программу профессионального развития для своих сотрудников.

 

«Специальный приз от редакции за вклад в сферу социального предпринимательства»

Маша Грекова, создательница проектов «Теплица», «Огурцы», «Простые вещи», «Нормальное место»

«Вы с ума сошли? Я туда точно никогда не приду, а вдруг меня там шарахнут сковородкой по голове. Они же у вас там «не але» — такие комментарии получала Маша Грекова, когда открывала инклюзивное кафе «Огурцы». Но сейчас туда ежемесячно приходит около 5000 человек, чтобы попробовать французские тосты с кокосовой сгущенкой, которые виртуозно готовят и подают люди с ментальными особенностями. «Для человека в инвалидной коляске или с нарушениями слуха возможностей на рынке труда больше, чем для того, чье поведение не очень понятно окружающим», — объясняет Маша. 

Маша Грекова. Блузка и брюки Jil Sander (все ЦУМ); брошь Mercury; браслеты и кольцо Mercury Classic (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

Еще в 2018 году она открыла в Санкт-Петербурге первую инклюзивную мастерскую «Простые вещи». В 2022-м — пространство «Нормальное место» с лекторием, коворкингом, магазином. А потом поняла, что ее сотрудники готовятся к открытому рынку — успешно переходят на работу в обычный общепит. И в 2023 году открыла «Теплицу» — магазин букетов, мастерскую по уходу за растениями и стритфуд. Это модное место помогает замкнуть «инклюзивный цикл» других проектов: после работы в мастерских подопечные могут перейти в цветочный магазин, а потом — в большой мир. А кроме того, это пространство инклюзивного взаимодействия. «В «Теплицу» попадают подростки, дизайнеры, просто прохожие, которым нужен букет на юбилей бабушке. Тут они оказываются в инклюзивной среде, — объясняет Маша. — Это и есть глобальная цель всех наших проектов».

 

Специальный приз за достижения в науке и технологиях

Надежда Кузнецова, директор Школы практической онкологии им. Андрея Павленко

В 2006 году Надежда Кузнецова узнала, что дети с онкологическими заболеваниями месяцами лежат в больницах и оказываются выключены из жизни, — и пришла волонтером в фонд «Подари жизнь». Через 10 лет она сама столкнулась с заболеванием: на шестом месяце беременности ей диагностировали рак шейки матки. Одни доктора предлагали травмирующие операции, другие — неподходящую в ее случае лучевую терапию. Кузнецовой с трудом удалось найти специалиста, работающего по современным стандартам — так она на собственном опыте поняла, как важна квалификация врачей. Тогда же она познакомилась с химиотерапевтом Михаилом Ласковым, который в 2020 году предложил ей стать директором Школы практической онкологии им. Андрея Павленко.

Надежда Кузнецова. Водолазка Must; брюки Brunello Cucinelli (все ЦУМ); брошь Mercury; кольцо Mercury Flower. (Фото Данилы Головкина. Стиль Татьяны Лисовской)

Школа решает проблему низкого уровня подготовки медиков. Под руководством наставников — врачей с большим опытом — они получают опыт проведения сложных операций. «В первые годы у нас одновременно учились один-два класса, в которых было не более 10 резидентов. Зато сейчас — 19 человек по шести направлениям… Зимой, в начале 2025 года, появится седьмое направление, соответственно, мы будем выпускать порядка 20 человек в год, потом дойдем до 30 в год», — рассказывает Кузнецова. За 10 лет Школа планирует подготовить «золотую сотню» специализированных онкохирургов с проверенными знаниями и навыками, чтобы сделать качественную медицинскую помощь доступной для любых пациентов.

 

История премии

Премия Forbes Woman Mercury Awards была создана в 2020 году с це лью поддержать женщин, которые во время пандемии COVID-19 не просто спасали свой собственный бизнес, но и помогали тысячам людей.

«Удивительный факт: идея подобного конкурса одновременно созрела и в редакции Forbes Woman, и внутри ювелирной компании Mercury, — вспоминает Юлия Варшавская. — Параллельно мы наблюдали, как женщины посреди бушующей пандемии, несмотря на глобальную катастрофу, падение экономики и просто страх заболеть, моментально брали себя в руки и шли спасать свои проекты, а еще помогать всем вокруг. Это было поразительно, и нам хотелось отдать должное их подвигу. И, мне кажется, мы нашли друг в друге прекрасных партнеров для реализации этой идеи, потому что разделяем общие ценности». 

После успеха первого конкурса было принято решение сделать его ежегодным. С каждым разом все большее значение приобретал тот импакт, который создавали проекты участниц конкурса, поэтому все победительницы оказались так или иначе вовлечены в социальную и благотворительную работу. 

Обложка журнала Forbes Woman c победительницами премии в 2023 году

В 2022 году стало очевидным, что огромное количество женщин вновь оказались в ситуации, когда они вынуждены в одиночку не только выживать в сложнейших условиях, но и спасать людей вокруг себя. Поэтому, несмотря на сложную социальную и политическую ситуацию, было принято решение не отменять премию. Таким образом, на обложке Forbes Woman в сентябре 2023 года оказались женщины, которые помогают слабослышащим, детям с особыми потребностями и пожилым людям в регионах. 

 

Среди членов жюри в разные годы были такие значимые для российского бизнеса женщины, как акционер «Группы компаний S7» Татьяна Филева, президент сети фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер, HR «Яндекса» Дарья Золотухина, председатель совета директоров мясокомбината «Павловская слобода» Раиса Демина, инвестор и продюсер, экс-глава российского Disney Марина Жигалова и многие другие. 

«Конечно, мы получаем много слов благодарности за FWMA от ее участниц и финалисток. Но правда в том, что мы, организаторы, нуждаемся в этой премии не меньше. В этом году, поздравляя победительниц, мы с коллегами признались друг другу, что именно этот проект дает нам силы и вдохновение двигаться дальше даже в самые сложные времена. Когда видишь, что делают участницы и какой импакт они создают, несмотря на все трудности, не хочется опускать руки. Если они могут, значит, и мы сможем», — говорит Юлия Варшавская.

Каждый год победительницы конкурса получают главный приз — уникальную брошь Mercury в форме сердца, выполненную из белого золота и бриллиантов. Она создана специально для лауреатов премии Forbes Woman Mercury Awards. Каждая награда отмечает выдающиеся успехи, которых достигла героиня, ее смелость и решительность. 

Жюри премии

В жюри премии FWMA-2024 в этом году вошли представительницы бизнеса и третьего сектора, которые на своем опыте знают, как важно обеспечивать условия для самореализации женщинам, ведь именно они создают самые значимые социальные проекты и меняют мир к лучшему. Мы попросили участниц экспертного совета поделиться своими впечатлениями о конкурсе и заявках финалисток. 

 
Елена Иванова (Фото DR)

Елена Иванова, вице-президент компании Mercury и руководитель ювелирно-часового направления:

— Мы задумали проект Forbes Woman Mercury Awards в 2020 году в период пандемии. Тогда нам показалось невероятно важ ным рассказать о выдающихся результатах талантливых, смелых, предприимчивых женщин, бизнес-проекты и решения которых становятся вдохновляющим примером для многих. Общественный резонанс проекта нас воодушевил, и мы приняли решение сделать премию ежегодной. Награждая победительниц уже в четвертый раз, мы гордимся тем, как растет и крепнет с годами сообщество Forbes Woman Mercury Awards, и верим, что опыт и успех наших участниц вдохновит многих других женщин по всей стране не бояться мечтать, идти к своей цели, искать единомышленников, ве рить в свои силы и побеждать!

Алина Назарова (Фото DR)

Алина Назарова, глава «А-Клуба»:

— Когда мне предложили стать членом жюри женской премии Forbes Woman Mercury Awards, решение было очевидным. Я почувствовала, что это уникальный шанс внести свой вклад в признание и поддержку вдохновляющих женщин. После прочтения заявок номинанток я испытала гордость и восхищение. Интересные решения в сфере бизнеса и социальных идей, которые я обнаружила, могут вдохновить еще сотни женщин на поиск себя и следование за своей мечтой. Девушки не только развиваются сами, но и активно делают мир вокруг себя лучше, открывая новые возможности для других женщин в том числе.

 
Алена Куратова (Фото DR)

Алена Куратова, победительница Forbes Woman Mercury Awards — 2022, основательница благотворительного фонда «БЭЛА. Дети-бабочки»:

—  Для меня стало большой честью быть членом жюри конкурса Forbes Woman Mercury Awards. Чтение заявок было не только вдохновляющим, но и обогащающим опытом. Я была поражена тем уровнем таланта, упорства и инноваций, которые продемонстрировали участницы. Каждая история была уникальной и трогательной, и мне было непросто выбрать лучших из лучших. Я согласилась участвовать в этом проекте, потому что верю в важность признания и поддержки предпринимательниц. Этот конкурс напоминает мне о том, насколько важен вклад женщин в развитие экономики и общества в целом.

Юлиана Слащева (Фото DR)

Юлиана Слащева, генеральный директор Киностудии имени М. Горького:

— Эмпатия, гибкость мышления, умение видеть детали — все это отличает женский тип управления и работы над проектами, и именно эти качества кажутся мне очень востребованными в мире высоких скоростей. За бесконечной суетой крайне важно оставаться человечным и помогать другим, делать что-то по-настоящему важное, то, что изменит жизнь людей в лучшую сторону. Как и нашим конкурсанткам, мне близок именно такой подход к самореализации, поэтому я сразу приняла решение о своем участии в составе жюри. И, надо сказать, была искренне впечатлена проектами участниц, которые созданы с детальной проработкой, настоящей самоотдачей и любовью. Не могу также не отметить, что представленные кейсы включают в себя разные сферы — реабилитацию детей, трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья и дополнительные сервисы. Даже удаленное соприкосновение с этими проектами дарит настоящее вдохновение и мотивацию.

 

Над съемкой победительниц премии работали:
Фотограф: Данил Головкин
Ассистент фотографа: Дмитрий Константинов
Стилист: Татьяна Лисовская
Макияж и волосы: Светлана Шайда, Екатерина Долгова
Продюсер: Эмма Григорьева

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+