К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Фото Rodeo
Фото Rodeo
Женщины все время вынуждены выбирать: карьера или семья, новая должность или время с детьми. И зачастую они делают выбор не в свою пользу, даже когда на кону стоит серьезное повышение. Проректор по образовательным программам Школы управления «Сколково» Марина Карбан рассуждает о том, почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Нередко о женщине в контексте гендерного неравенства рассуждают как о бездушном объекте: ее принимают на работу или нет, повышают или нет. В ответ на такую формулировку всегда хочется возразить: не надо меня никуда брать, я сама знаю, куда мне идти. Женщина, оказавшаяся в любой социальной ситуации, — это субъект, и выбор субъектности — это выбор женщины. Безусловно, социальные особенности и неравенство определяют многое, но важно, чтобы женщина сама принимала решения и выстраивала собственный сценарий — с учетом ситуации, но по своему усмотрению. Я не хочу, чтобы женщина была частью чужого сценария, даже если он исторически оправдан.

При этом в моей философии борьба вторична — на первом плане созидание собственной жизненной стратегии. Борьба — реакция на внешние обстоятельства. Я не хочу, чтобы мы, женщины, жили в реактивности. Я хочу, чтобы мы жили в проактивности, своем личном сценарии, который мы пишем. И умели бы брать ответственность не только перед собой, но и перед другими — приобретенные энергию, влияние и власть важно направить на поддержку других женщин.

В разные жизненные периоды каждый проходит через кризис, когда все предыдущие смыслы и система координат уже неприменимы для следующего шага. Подобные кризисы затрагивают как мужчин, так и женщин. Однако, как женщина в момент выбора я задаюсь большим количеством вопросов, у меня больше ограничений по следующему шагу: как мои решения повлияют на семью, детей, мужа? Я думаю не только о том, чего хочу достичь в карьере, но и одновременно о том, достаточно ли моих усилий и уверенности, чтобы взять на себя новую роль?

 

И именно в моменты выбора у женщины появляется такое количество вопросов и сомнений, что зачастую она этот выбор не делает вовсе, отказываясь от развития по собственной инициативе, принимая другие сценарии — в пользу обслуживания семьи, текущих рабочих процессов. И если мы заглянем внутрь любой организации, то окажется, что множество женщин не делают выбор в пользу себя. Почему так мало женщин в советах директоров или среди CEO? Не потому, что им «не разрешают» или это «не принято». На самом деле женщинам очень сложно сделать переход со среднего на более высокий уровень, потому что в этот момент они выбирают не себя.

Согласно нашему исследованию, 33,6% женщин по собственной инициативе отказывались от карьерного развития или расширения бизнеса за последние два года. Этот процент снижается за счет крупных городов, но в регионах, увы, ситуация оставляет желать лучшего. Именно поэтому женщины нуждаются в программах и сообществах, которые смогут их поддерживать в разных переходах. Они приходят в состоянии размышления, поиска следующего шага с огромным, невероятным потенциалом, но со страхом и неуверенностью в его реализации — в ресурсах и в выборе не себя. Только осознав свою силу, ресурсность и возможности, мы можем оглядеться вокруг и понять, как мы можем помочь другим женщинам сделать шаг. 

 

Постиндустриальная экономика и жизнь в городах открывает колоссальные возможности для изменений: на первый план выходят такие ценности, как человекоцентричность, забота о других, партнерство и экосистемность. Исторически женщины более склонны к формированию партнерств, к организации системной заботы, ведь много столетий подряд им приходилось брать на себя ответственность за детей и уметь со всеми договариваться. Если вы спросите про будущее мужчину, он заговорит про мир идеального, устройство экономики и более абстрактные категории, а женщина скорее расскажет, что станет в этом будущем с ее ребенком. Мир будущего глазами женщины — это мир, в котором живут наши дети, максимально конкретный.

Еще несколько лет назад «женская конкуренция» была популярной и острой темой для разговоров и неприятных шуток с намеками, что одна женщина никогда не будет помогать другой, а их отношения не могут быть здоровыми в принципе. И у этого есть очень простое объяснение. Та конкуренция, которую можно условно обозначить мужской, которая строилась в мужском мире бизнеса, насчитывает сотни лет, поэтому ее правила сложились весьма давно. Конечно, когда женщины оказались в бизнес-среде, они подхватили эти правила, но не было ясности, а как по ним играть с мужчинами и друг с другом. Но жизнь идет, мы о многом договариваемся и придумываем свои правила.

Так все ярче стала проявляться идея женской взаимопомощи — через женские сообщества, через менторство, через сестринство. И эта поддержка других женщин не навязана, не придумана, она действительно необходима, потому что только другая женщина — как зеркало — отражает нас и знает, какого типа поддержка нам нужна и в какие моменты.

 
Большая часть предпринимательниц — женщины в разводе. Они, например, очень ограничены в кредитовании. И женские сообщества невероятно помогают и поддерживают — компетенциями, советами и, если надо, кредитами

Женщины начали видеть друг в друге ресурс и стали постепенно объединяться в сообщества. И это не только российская история — сейчас на развивающихся рынках выходят на передний план бразильские, африканские, индийские женские корпоративные сообщества, становясь двигателем поддержки и развития. Кроме того, выросло поколение женщин, которые уже многого достигли и захотели помогать другим.

Чем больше таких женских сообществ, тем лучше, потому что перед нами еще непаханое поле. Весь малый бизнес в России преимущественно женский. Большая часть этих предпринимательниц — женщины в разводе. Они, например, очень ограничены в кредитовании. Молодой семье банк спокойно одобрит кредит, а для одинокой женщины с детьми это практически невозможно. И женские сообщества невероятно помогают и поддерживают — компетенциями, советами и, если надо, кредитами.

В 2023 году женщины впервые обогнали мужчин по количеству новых открытых малых бизнесов (ИП), их было более 51% от общего числа регистраций. Такой рост свидетельствует о заполнении вакуума. И глобальные потрясения последних лет могут ускорить эти процессы — российские компании все время в поиске людей и идей. Женщины перестали бояться, начали себя проявлять, возникла инфраструктура для малого предпринимательства — маркетплейсы. Но меня волнует другой процесс. Сколько женских бизнесов перейдут от малого к среднему, от среднего к крупному?

В мире существует множество зрелых женских сообществ, но я жду дня, когда они перестанут существовать за ненадобностью. Очевидно, сейчас такой исторический период, в котором женская взаимовыручка невероятно важна, но всегда ли она будет нужна? Или однажды женские сообщества в микробизнесе трансформируются по другим интересам, в них появятся мужчины, они станут нейтральными и профессионально ориентированными? Все гендерные перекосы в первую очередь сигнализируют о незрелости общества.

Яркий пример — отношение к женщинам-профессорам, особенно молодым. Образование и наука — невероятно ригидные сферы. Хотя женщины представляют более трети (39%) всех ученых в российской науке, что больше чем в среднем по миру, этот показатель снижается практически на протяжении всей истории современной России. Кроме того, женщины реже получают научные степени. Только 43,4% кандидатов наук и 28,3% докторов наук в России — женщины. Наше исследование показало, что студенты оценивают профессоров-мужчин выше, чем женщин, вне зависимости от объективных характеристик.

 

Бывает и обратный стереотип: однажды я поняла, что нанимаю на руководящие позиции в нашей образовательной системе только женщин с детьми. Сознательно я себе не отдавала в этом отчета, но так случилось — потому что в моей картине мира женщина с детьми может буквально все.

И еще я надеюсь, что усиление женской силы не приведет к росту сегрегации и изоляции. Ведь работа с женской темой — это приведение общества к инклюзии, когда мы не будем обсуждать гендерный вопрос как вопрос борьбы и сегрегации, а на повестке окажутся конкретные темы конкретных людей, независимо от гендера.

Сегодняшний день вдохновляет своим потенциалом и ресурсностью, но что мы сделаем для того, чтобы этот потенциал превратился в устойчивое экономическое развитие? Если сейчас обществу нужны женские сообщества, значит, мы будем их организовывать и помогать друг другу расти — консолидация людей в одну более крупную силу помогает двигаться. Но, помимо амбиций, мы не должны забывать о воспитании ответственности и способности к устойчивому росту.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+