К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Измененное состояние: что такое инфантицид и почему матери убивают младенцев

Фото Sara Rolin / Unsplash
Фото Sara Rolin / Unsplash
Инфантицид — убийство младенца — часто происходит по неосторожности. Но иногда совершается под влиянием партнера и в нестабильном психическом состоянии. Forbes Woman рассказывает, почему матери убивают новорожденных, какую ответственность они за это несут и как можно предотвратить трагедию

В 1938 году в Великобритании приняли правовой документ Infanticide Act. Согласно ему, инфантицид — особый акт причинения смерти, «вызванный действием или бездействием, во время которого сознание матери было измененным вследствие недавних родов или грудного вскармливания». То есть совершить этот акт может только женщина — мать ребенка. 

На деле инфантицид — это зачастую не непосредственное причинение смерти, а скорее оставление в опасности. Например, в европейских городах в XVIII веке четверть всех новорожденных подкидывали в больницы — там их шанс дожить до взрослого возраста был менее 1/3. Такая практика зачастую была связана с недоступностью абортов: те техники, что применяли несколько веков назад (травяные настойки, массаж и внедрение острых предметов в полость матки) были и недостаточно эффективными, и опасными для жизни и здоровья женщины. Поэтому от нежеланных детей избавлялись так: бросали на смерть уже после рождения. 

Также к инфантициду можно отнести причинение смерти по неосторожности. В русской литературе часто описывается, как молодая мать «заспала» младенца — то есть, задавила его во сне в кровати, так что ребенок задохнулся и умер. Погибают дети и от неправильного или несвоевременного кормления. 

 

Преступление и наказание 

Мария Смирнова (фамилия изменена) родила своего первого ребенка в 1970 году, задолго до того, как в медиа и обществе заговорили о послеродовой депрессии (диагноз официально был признан в 1994 году). На второй день жизни младенца Мария подошла к окну своей палаты на третьем этаже, разбила его, выкинула ребенка на улицу, а себе порезала вены. Новорожденный погиб, а мать удалось спасти. Ей поставили диагноз послеродовой психоз и отправили на лечение, никакой уголовной ответственности женщина не понесла. Муж поддержал ее. После выздоровления Марии у пары родилось еще двое детей.

Однако не все матери в подобных ситуациях остаются на свободе. В Омске в конце 2023 года в мусорном баке нашли тело младенца — позже выяснилось, что девочка родилась здоровой. Следственный комитет завел уголовное дело и начал поиски матери, которые продолжаются до сих пор. В сентябре 2023-го в Екатеринбурге закончилось расследование дела о том, как 26-летняя женщина случайно задавила во сне грудничка — ей грозит до двух лет лишения свободы.

 

В России в начале 2000-х в год фиксировалось около 200 случаев смертей новорожденных, к которым были причастны их матери. Однако, по словам экспертов, на самом деле таких случаев может быть больше. Далеко не все они доходят до суда: смерть младенца может быть списана на несчастный случай или медицинское явление, причины которого никому не ясны — например, синдром внезапной детской смерти. Мать также может родить вне больницы и избавиться от тела ребенка, спрятав следы преступления.

Но если дело раскрывают, женщине предъявляют обвинение. Только в первой половине 2011 года было возбуждено 64 уголовных дела об убийстве матерью новорожденного (статья 106). Впрочем, число осужденных по этой статье с годами снижается: если в 2016 году таких приговоров было 59, то с 2019 их 26–27 ежегодно.

В России это преступление относится к так называемым «привилегированным»: за него полагается отдельное наказание, отличное от того, что назначается за убийство. Такую норму впервые ввели еще в 1845 году, мотивировав это тем, что «положение виновной в этом преступлении необыкновенное, и она, терзаемая стыдом, страхом, угрызениями совести и изнуренная телесными страданиями, почти лишается рассудка, следовательно, покушается на ужасное преступление без ясного об этом перед собой сознания». Сегодня женщину по статье 106 УК РФ («Убийство матерью новорожденного ребенка») могут приговорить к лишению свободы до пяти лет. При этом судить ее будут, принимая во внимание «психотравмирующую ситуацию или психическое расстройство», даже если женщина признана судмедэкспертизой вменяемой на момент преступления. 

 

Так происходит не везде. Например, в Англии за убийство своего ребенка в возрасте до года можно получить вплоть до пожизненного заключения, в США — даже смертную казнь. При этом в Англии, Канаде, Австралии и странах Европы женщины, совершившие инфантицид, чаще всего получают условные сроки и направление на психиатрическое лечение. Среди развитых стран только в США матери могут получить жесткое наказание, потому что суды этой страны редко принимают во внимание психическое состояние недавно родившей женщины.

Почему женщины убивают младенцев

Самое опасное время для младенца — сразу после рождения: на это время приходится гибель 20–25% жертв инфантицида. Еще около 15% новорожденных умирают в первые четыре недели. Исследования показывают, что причины неонатицида  (убийства в первые сутки после родов) и более позднего инфантицида разнятся. 

Неонатицид в основном происходит, когда женщина не хотела ребенка. Исторически основных факторов риска три: неблагополучное экономическое положение, врожденные аномалии плода или женский пол ребенка — особенно в более патриархальных странах. Например, в индийских семьях новорожденных девочек убивали — и иногда до сих пор убивают — из-за бедности (чтобы в будущем не платить приданое), отсутствия надежды на то, что дочь сможет зарабатывать, и даже из сострадания — чтобы та не подвергалась насилию в будущем. 

Возраст роженицы также может поспособствовать неонатициду: более половины совершивших такое преступление, по данным исследования, проведенного в Великобритании в 1990-х, — девушки до 19 лет. Они не имеют партнера и живут с родителями, могут стесняться рассказать о беременности, пока не становится поздно. Многие уходят в полное отрицание, объясняя признаки беременности другими причинами, и даже роды до последнего принимают за колики. 

Инфантицид же совершают в основном женщины с запланированным ребенком, которые живут со своим партнером. Им обычно более 25 лет, в среднем — 34 года. Убийство ребенка в первые недели его жизни может быть частью расширенного самоубийства, когда мать хочет уйти из жизни сама, а ребенка «забирает с собой» — ведь без нее о нем некому будет позаботиться, — или следствием злоупотребления алкоголем и наркотиками во время беременности и после родов. Однако чаще всего это акт патологического «альтруизма», когда в бреду молодая мать считает, что младенцу будет лучше не жить.

 

Пару столетий назад главным поводом оставить младенца умирать был стыд, в частности, из-за незаконнорожденности: о такой причине сообщила треть осужденных Витебским окружным судом в 1897–1906 годах. Сейчас же считается, что женщин на совершение преступления часто толкают ментальные проблемы, хотя причиной может быть и бедность, и отсутствие партнера. При этом о случаях убийства из-за «временного помешательства» было известно и век назад: 59 подсудимых из 228 в Витебском суде говорили, что «лишились сознания во время родов, а когда очнулись, ребенок был мертв».

В первый месяц после родов риск развития психоза у женщины в 25 раз выше. У 10–15% молодых матерей развивается послеродовая депрессия. И если при неонатициде только у 17% девушек наблюдаются психотические симптомы, то при инфантициде — уже у 75%. И проявляются они непосредственно перед убийством или его попыткой. Однако в этот момент трагедию еще можно предотвратить.

«Обычно послеродовому психозу предшествуют изменения в общем восприятии. Весь мир кажется наполненным важным и глубоким, порой — весьма тревожным значением. Возникает ощущение, что между разрозненными наблюдениями есть особая связь. Дальше появляются галлюцинации и/или бред — то есть, собственно психоз. Можно ли увидеть это со стороны? Боюсь, не всегда. Но на фразы молодой мамы вроде «что-то происходит», «мне очень тревожно», «что-то случится» стоит обратить внимание», — объясняет врач-психиатр Марат Агинян в разговоре с Forbes Woman.

Однако чем больше времени проходит после родов, тем меньше ментальные расстройства влияют на вероятность инфантицида. Младенцев старше шести месяцев убивают уже не из-за помешательства, а во вполне трезвом уме.

 

Хотя мужчин не упоминают в Infanticide Act, они тоже вполне могут быть акторами такого преступления. И ментальные трудности тоже часто тому виной: у 40% мужчин, чьи партнерши страдают от послеродового психоза, тоже наблюдаются психические расстройства.

Можно ли предотвратить инфантицид

Важна система профилактики послеродовых ментальных нарушений. Для этого нужно знать анамнез женщины. Например, у 40% тех, кто уже сталкивался с послеродовой депрессией, она повторится и со следующими детьми. У женщин, у которых был послеродовой психоз или даже психотический эпизод вне беременности, почти неизбежно наступит рецидив после любых последующих родов. Сегодня существуют антидепрессанты, совместимые с беременностью и кормлением — если у женщины есть история ментальных трудностей, стоит искать врача, который пропишет их. 

«Важно помнить, что послеродовой период наполнен самыми разными сложностями. Мозг родившей и кормящей матери может быть уязвимым к ментальным расстройствам, но точно так же причиной послеродовой депрессии могут стать чудовищный дефицит сна или усталость. Поэтому поддержка, помощь маме, ее отдых — важные компоненты профилактики. Нарастание главных симптомов депрессии (подавленность, нет желаний, нет сил) — повод обращаться к психиатру и, скорее всего, начать фармакотерапию», — говорит Марат Агинян.

Эксперты в качестве профилактики инфантицидов предлагают вводить в практику домашние визиты, которые показывают свою эффективность в Великобритании. Там за это отвечают послеродовые медсестры.

 

Поскольку одна из причин инфантицида — неготовность к материнству, важно также развивать половое воспитание. Стоит говорить не только о контрацепции, но и об абортах: многие девушки боятся их, хотя риск летального исхода от родов в 10 раз выше, чем от прерывания беременности в больнице. Другая возможная мера — организация безопасных мест, куда можно принести ребенка и отказаться от него без последствий. В США, например, для этого используют не только клиники, но и пожарные станции. В России это затруднено тем, что матери, отказавшиеся от новорожденного официально, должны платить алименты в пользу детского дома, пока ребенка не усыновят, — это может толкать на неонатицид. В России в 2011 году начали устанавливать бэби-боксы, в которых можно анонимно оставить ребенка, но по состоянию на 2021-й их всего 10 на всю страну.

Женщинам, которые уже совершили инфантицид, зачастую необходима помощь специалистов: «Тяжелее всего, наверное, тем мамам, которые лишили жизни своих детей в состоянии сильной депрессии или психоза. Они оказались в ситуации, когда и сами не могут себя простить, и на прощение и сочувствие общества не могут рассчитывать. Даже найти психотерапевта, способного делать свое дело, не выказывая никакого осуждения, боюсь, будет не так легко», — заключает психиатр Марат Агинян.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+