«Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном
Действие разворачивается в Англии эпохи Тюдоров. Пока страну раздирают религиозные конфликты, аристократка Екатерина Парр (Алисия Викандер) пытается выжить в браке с королем Генрихом VIII (неузнаваемый Джуд Лоу). Монарх уже успел казнить двух жен и теперь в его немилость рискует впасть Екатерина, активно проповедующая протестантизм. В отсутствие супруга Парр выполняет роль регента и даже входит во вкус — мечтает о мире, свободном от тирании, и верит, что однажды сможет обеспечить своему народу достойное существование в истинной вере. Надежды на счастливое будущее рушатся, когда Генрих возвращается с войны раненым и еще более мнительным, чем раньше. Король повсюду ищет предателей и подозревает Екатерину. Сможет ли Парр сохранить свое положение при дворе или взойдет на эшафот вслед за Анной Болейн и Екатериной Говард?
Екатерина Парр в истории
В основу драмы «Игра королевы» легла биографическая книга «Гамбит королевы» из цикла романов Элизабет Фримантл о сильных женщинах в истории Англии и их борьбе за власть при дворе. Екатерина Парр — последняя жена Генриха VIII, которая, в отличие от своих пятерых предшественниц, сумела его пережить.
Для нее самой это был третий по счету брак. В 14 лет Екатерину Парр выдали замуж за лорда Эдварда Боро, который был на 50 лет старше. Затем девушка вышла замуж за Джона Невилла, а потом предпочла любви всей своей жизни, Томасу Сеймуру, короля Генриха VIII, потому что решила «пожертвовать сердцем ради долга». Долгом Екатерина считала убедить монарха довести до конца церковную реформацию.
Оригинальное название фильма — Firebrand, в переводе — «Подстрекательница». В романе «Гамбит королевы» Элизабет Фримантл создала портрет смелой женщины, которая втайне проповедовала протестантизм, распространяла Библию на английском языке и ставила под сомнение авторитет Церкви, а значит, и самого короля.
В отличие от других жен Генриха VIII, Екатерине Парр удалось проявить себя в политике. Историк и журналистка Сара Гриствуд писала, что роль этой королевы-консорта «выходила за рамки обычной функции инкубатора». В 1544 году, пока Генрих сражался во Франции, Екатерина на протяжении трех месяцев выполняла обязанности регента и собственноручно управляла государством, чем вызвала недовольство противников протестантизма.
По мнению историков, Парр также оказала сильное влияние на двух детей короля от предыдущих браков — принцессу Елизавету и принца Эдуарда. К Марии, старшей дочери Генриха, Парр так и не нашла подход, ведь принцесса была ревностной католичкой. Зато Елизавете и Эдуарду хорошо образованная Екатерина (она владела французским, итальянским, латынью и испанским, преуспела в философии) привила страсть к знаниям. С подачи Парр юная Елизавета осваивала иностранные языки. Однажды принцесса попросила мачеху исправить ошибки в ее переводе религиозного стихотворения и в знак благодарности подарила ей другой свой перевод.
Но если дружба Парр с детьми скорее устраивала Генриха VIII, то религиозные взгляды жены, о которых докладывали приближенные, его не на шутку пугали. Несмотря на то что король сам разорвал отношения Англии с католической Церковью, растущее влияние супруги среди приверженцев протестантизма совершенно не устраивало монарха. Король даже подготовил приказ об аресте Екатерины, но та убедила супруга в своей преданности.
Апогеем религиозной деятельности Парр стал авторский сборник «Молитвы и размышления». Екатерина оказалась первой женщиной в Англии, опубликовавшей книгу на родном языке и от своего имени. До публикации сборника Парр анонимно переводила псалмы с латыни, но держала это занятие в строжайшем секрете.
В браке с королем интеллектуалка Парр видела «божий промысел» и все четыре года жизни с Генрихом пыталась «принести свет» народу и детям монарха. После смерти короля Парр вышла замуж за своего давнего возлюбленного Томаса Сеймура, который вскоре предал ее — он домогался юной принцессы Елизаветы. С падчерицей Екатерина поддерживала связь вплоть до своей смерти в 1548 году.
Парр скончалась через пять дней после рождения своего первого и единственного ребенка — дочери Марии. Известное стихотворение о судьбах шестерых жен Генриха VIII начинается со строк «Развелся, казнил, умерла / Развелся, казнил, пережила» — последнее слово относится к Парр. Но помнить о ней стоит еще и потому, что она была верна своим убеждениям, невзирая на постоянную угрозу быть убитой или отправленной в ссылку, и стала наставницей будущей королевы Елизаветы I.
Екатерина Парр на экране
Историческая драма «Игра королевы» довольно бережно обращается с биографией Екатерины Парр (за исключением неподтвержденного факта беременности от монарха), пристально вглядываясь в ее абьюзивный брак с Генрихом VIII и религиозный активизм. Режиссером фильма выступил бразилец Карим Айнуз, который рассказывал о непростых женских судьбах в «Невидимой жизни Эвридики» (2019), где две сестры оказались разлучены по воле властного отца. За сценарий картины отвечали Генриетта и Джессика Эшворт, работавшие над сериалом «Убивая Еву», и Розанн Флинн («Почти знамениты»).
С первых сцен «Игра королевы» противопоставляет неспокойную жизнь королевы во дворце Уайтхолл ее встречам с поэтессой и протестантской проповедницей Энн Эскью (в 1546 году ее осудили и сожгли за ересь). Играющая королеву Алисия Викандер тонко улавливает контраст между тем, как героиня чувствует себя на собраниях единомышленников, и тем, каково ей приходится на ежедневных свиданиях с Генрихом. Рядом с энергичной и бесстрашной Эскью (Эрин Доэрти из «Короны») Парр находит умиротворение и вдохновение. Но возвращаясь в мрачную обстановку замка, оказывается заложницей непредсказуемого настроения Генриха — каждым скованным движением Алисия Викандер подчеркивает внутреннее напряжение героини.
Согласно книге Элизабет Фримантл «Гамбит королевы» (не путать с одноименным романом про гениальную шахматистку), Екатерина жила как на пороховой бочке, пребывая в вечном ожидании расплаты за свое вольнодумие. В драме Карима Айнуза показан «тихий» мятеж: Екатерина изучает и распространяет труды Мартина Лютера, молится на английском, помогает принцессе Елизавете переводить Библию с латыни и тайно посещает собрания протестантов в лесу. Монотонную деятельность Парр, направленную на последовательное снижение авторитета католической церкви и папы римского в обществе, режиссер удачно разбавляет опасным конфликтом героини с епископом.
Но по-настоящему дискомфортной и в какой-то момент даже беспросветной картину делает прогрессирующее безумие Генриха. Едва появляется надежда на то, что мудрая и амбициозная Екатерина возьмет власть в свои руки, как режиссер напоминает, что она состоит в браке с тираном, который прежде уже избавлялся от жен. Периоды благосклонности Генриха чередуются с эпизодами сексуализированного и психологического насилия. Становится ясно: с ним Екатерина никогда не будет в безопасности.
Создатели фильма нисколько не обесценивают заслуги Парр как королевы и религиозной деятельницы, но честно показывают, каким уязвимым было ее положение. Прогрессирующая психопатия монарха изматывает Парр, но та до последнего сохраняет хладнокровие.
Последняя жена Генриха VIII не впервые появляется на экране. Екатерина Парр эпизодически присутствовала в «Малышке Бесс» (1953) и сериале «Тюдоры», где выглядела скорее искусной манипуляторшей и прежде всего любовным интересом монарха. «Игра королевы» не просто ставит Екатерину Парр в центр истории, но и максимально приближает ее образ к прототипу.
В фильме отсутствует шаблонная метафоричность «Корсажа» (2022), где императрица Австрии Елизавета Баварская буквально обретает свободу, избавившись от сковывающей одежды. Нет здесь и величественности «Елизаветы» (1998), где последняя представительница династии Тюдоров примиряет католиков с протестантами, завоевывает всеобщую любовь и удерживает власть, несмотря на заговоры. «Игра королевы» не может похвастаться ни запутанными придворными интригами, ни масштабными сражениями. Сила этого байопика кроется в его камерной, почти интимной обстановке. Режиссер Карим Айнуз показывает драму женщины, которая мечтает «привести королевство к свету», но большую часть времени ощущает себя птицей в клетке и каждый день рискует взойти на эшафот.
Рассказывая частную историю английской королевы, создатели фильма словно заглядывают в ее душу, максимально сокращая дистанцию между героиней и зрителем. В этом фильме на первый план выходят страхи, сомнения, надежды, разочарования и травмы Екатерины Парр, ее боль и ярость. Алисия Викандер самоотверженно исследует разные грани личности королевы, показывая, как в той одновременно уживаются религиозная радикалка, сопереживающая подруга, заботливая мачеха и несчастная жена короля, которая все еще любит Томаса Сеймура (Сэм Райли). Байопик о Екатерине Парр не исторический эпос, а тихая драма женщины, которая выживала в браке с тираном.
«История в основном рассказывает нам о мужчинах и войнах», — говорится в самом начале фильма. «Игра королевы» рассказывает об эпохе Тюдоров от женского лица — лица наименее известной супруги Генриха XVIII, которая, наконец, удостоилась полноценного фильма.