К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права

Модель во время показа Dior (Фото Getty Images)
Модель во время показа Dior (Фото Getty Images)
В соцсетях новый тренд: женщины рассказывают, как они перебили коллегу-мужчину на общем собрании или поставили свою фамилию первой на свадебном пригласительном конверте. Из таких небольших ежедневных действий, по их мнению, складывается «микрофеминизм». Forbes Woman рассказывает, что означает это новое понятие и как оно может помочь женщинам приблизить гендерное равенство

Незаметная борьба

Поставить имя женщины первым в контракте о покупке недвижимости, когда речь идет о супружеской паре, сделать женщину контактным лицом вместо мужчины, а еще подписать свадебные приглашения наоборот: «Миссис и мистер Джейн Смит» вместо традиционного варианта — в таких незначительных действиях и заключается суть микрофеминизма. О своей ежедневной борьбе со стереотипами женщины по всему миру рассказывают в видеороликах, которые стали популярными в TikTok. 

Одна из первых последовательниц микрофеминизма (в чьем видео впервые прозвучал этот термин), американская ведущая и продюсер Эшли Чейни, рассказала подписчикам, что, отправляя электронное письмо нескольким людям, она всегда ставит первым почтовый адрес ассистентки, а затем — ее босса-мужчины. «Когда группа коллег-мужчин завершает какой-то проект или презентацию, я говорю: «Отличная работа, джентльмены» или «Отличная работа, мальчики». Точно так же, как они позволяют себе говорить: «Молодцы, девочки» и «Отлично, дамы», — рассказывает другая пользовательница в соцсетях.

Еще одной практикой микрофеминизма поделилась американский блогер и юрист Кэти Вуд (не путать с основательницей венчурного фонда ARK Invest): «Если кто-то говорит о другом человеке в управлении, например: «Я должен поговорить с председателем совета директоров или генеральным директором», я отвечаю: «Хорошо, потом расскажи мне, что она говорит». Всегда подразумеваю, что это женщина».

 

По ее мнению, такие маленькие ежедневные замечания не менее, а может, даже более важны, чем громкие протестные акции. «Вместо того, чтобы идти сжигать бюстгальтер и выкрикивать лозунги, мы можем позволить себе совершать маленькие поступки, которые злят мужчин. И это мое любимое занятие», — говорит Кэти Вуд.

Адепты нового тренда в соцсетях подчеркивают, что глобальные изменения, такие как достижение равенства в оплате труда или искоренение абьюза в отношениях, не всегда требуют грандиозных действий. Изменения могут начинаться и с небольших, целенаправленных ежедневных жестов, например, когда женщина первой в комнате, полной мужчин, высказывает собственные идеи. Или когда она без извинений занимает подлокотники на среднем сидении в самолете.

 

Хотя на первый взгляд эти действия могут оставаться незаметными для окружающих, именно таким образом женщины понемногу расширяют свое влияние и меняют положение в обществе, уверены авторы видеороликов. По их мнению, сам факт, что тысячи женщин готовы поделиться в соцсетях своими крошечными феминистскими жестами — уже важен для женского движения.

Младший брат «большого» феминизма

Сама по себе идея отстаивать свои права ежедневно и ежечасно не нова для феминизма, замечает в разговоре с Forbes Woman историк, гендерная исследовательница Ольга Шнырова: «Это одна из общих феминистских идей, которая уже во вторую волну феминизма, начиная с 1960-х–70-х годов, активно пропагандировалась: если каждая женщина начнет с себя, не даст «задвинуть» себя в угол, например, не позволяя мужчине себя перебивать, эти усилия в совокупности приведут к большим результатам».

Тот виток феминизма, который мы наблюдаем сегодня, большинство исследователей определяют как его четвертую волну. Ее отсчитывают с начала 2010-х и распространения движения #MeToo. Эта волна характеризуется уходом в виртуальную реальность, в том числе трендами и флешмобами в соцсетях, которые влияют на молодую аудиторию, говорит Шнырова. «В этом смысле микрофеминизм сегодня — очень перспективная тенденция. Это еще одно средство достижения целей феминизма, соответствующее времени, в котором мы живем», — подчеркивает она. 

 

При этом, по ее мнению, микрофеминизм отличается от условного «макрофеминизма» не только формой: «У «макрофеминизма», женских организаций, которые в том числе проводят демонстрации и разного рода акции, совершенно другие задачи. Для такого большого движения самое главное — это влиять на политику и приводить к глобальным изменениям в обществе. Члены таких движений — это женщины с очень активной позицией, поэтому речь редко идет о массовости, по крайней мере, на постоянной основе. Это способ давления и изменения мира большими действиями, требующими от человека полной отдачи». Микрофеминизм же главным образом направлен на изменение массового сознания в мелочах, уверена исследовательница.

По мнению Шныровой, в сегодняшней России влияние «макрофеминизма» сильно ограничено из-за фактического запрета на демонстрации и недостаточной представленности женщин во власти. По данным на 2021 год, Россия занимает 133-е место из 155 по уровню представленности женщин в политике, а по числу женщин в парламенте — 138-е из 188. Этот показатель также влияет и на положение страны в мировом рейтинге гендерного равенства по версии Всемирного экономического форума: Россия занимает только 81 место из 156.

«Микрофеминизм предоставляет людям возможность приблизить гендерное равенство, даже если у них нет больших ресурсов или аудитории, на которую можно вещать. Микрофеминизм позволяет бороться с сексизмом и поощрять инклюзивность в их непосредственном окружении, например, на рабочих местах и ​​в личном общении», — говорит американский психотерапевт Софи Кресс.

Начать с малого

Появление микрофеминизма, вероятно, стало ответом на ежедневную микроагрессию, с которой сталкиваются женщины, пишут зарубежные СМИ. Например, резонанс вызвал опубликованный в TikTok видеоролик, в котором мужчина называет женщину стюардессой, хотя всего несколько секунд назад она представилась пилотом.

Некоторые пользователи соцсетей в комментариях под видеороликами задаются вопросом: насколько вообще необходимы такие жесты сегодня? Ведь чаще всего своими историями о микрофеминизме делятся женщины из развитых стран, а проблемы, с которыми они сталкиваются, комментаторы называют незначительными.

 

На деле же это совсем не так, уверена гендерная исследовательница Ольга Шнырова: «Женщинам важно показать, что есть такая проблема, когда тебя отодвигают на задний план, казалось бы, в мелочах: обращаются в первую очередь не к тебе, а к мужчине, не подают руку при встрече, хотя стоящему рядом с тобой коллеге руку подадут, просят принести кофе для коллеги-мужчины, хотя вы стоите на одной ступени карьерной лестницы. Микрофеминизм заставляет женщин задуматься о том, что это неправильно по отношению к ним, а мужчин — увидеть проблему, кажущуюся незначительной или даже несуществующей. Ведь речь в таких случаях идет о более-менее развитых обществах, где женщины работают наравне с мужчинами — здесь неравенство проявляется менее отчетливо, но оно есть. Такие видеоролики способны привлечь внимание людей, которые никогда бы иным образом этого не заметили».

Согласно результатам последних исследований McKinsey & Company, высокий уровень гендерного неравенства в карьерных возможностях сохраняется даже в США, где феминизм довольно распространен. Среди руководителей высшего звена на трех мужчин приходится одна женщина, а в случае с темнокожими женщинами речь и вовсе идет о соотношении 1:16. По всему миру крупные корпорации сокращают свои гендерные и инклюзивные программы. На этом фоне растет роль самостоятельной ежедневной борьбы женщин с вредными стереотипами на рабочем месте и в ближайшем окружении.

О том, как небольшие, но регулярные действия могут менять корпоративную культуру, рассказывала финансовый директор компании «Самолет» Наталья Грознова, выступая на встрече Forbes Woman Club: «Когда я пришла в «Самолет» два года назад, я начала на совещаниях с моим топ-менеджером, — где я была единственной женщиной из шести человек, — говорить: «Это [сейчас] был сексизм». Они сначала вообще не понимали. Потом очень агрессивно реагировали, если честно. Потом они меня стебали — например, когда на еще более высоком совете директоров один из главных акционеров сказал: «Ну, начнет Наталья, потому что дамы вперед», мне тут же все мои коллеги написали: «Мочи его, это сексизм!»… Какое-то время они [коллеги] поагрессивничали, посмеялись. А потом кто-то из них прислал в чат поздравление с 8 Марта и спросил меня: «Наташ, посмотри, это сексизм или нет?» 

Микрофеминизм берут на вооружение и сами компании, вводя новые практики в рабочую рутину. «Например, подчеркивают успехи женщин в информационных бюллетенях, на встречах и в общекорпоративных коммуникациях. Или вводят гибкий график работы, учитывающий домашние обязанности, которые чаще всего берут на себя женщины. Можно также изменить стиль модерации совещаний команды: например, менеджеры обязательно спрашивают мнение каждого, особенно тех, кто ведет себя тише или реже высказывается. В совокупности все это создает более инклюзивную среду», — заключает в разговоре с Forbes Woman научная сотрудница Института социологии РАН Юлия Островская.

 

«Любой лидер может создавать ценности и транслировать их своим поведением, — продолжает Наталья Грознова. — Не игнорировать проблемы, всегда поощрять открытый диалог и быть тем лицом, которое сидит на совещании для того, чтобы у всех присутствующих было равное время в эфире. Это, на мой взгляд, очень важная задача вообще любого лидера. Когда у тебя совещание на 10 человек, и ты знаешь, что, например, женщина, скорее всего, выскажется последней и говорить будет меньше всех, — ты как лидер можешь быть тем, кто модерирует дискуссию».

Пока глобальные сдвиги в достижении равенства происходят сложно и медленно, компании и люди могут изменять то, как они взаимодействуют друг с другом, чтобы проще и эффективнее решать проблемы, считает Островская. В том числе с помощью микрофеминизма. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+