«Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права
Незаметная борьба
Поставить имя женщины первым в контракте о покупке недвижимости, когда речь идет о супружеской паре, сделать женщину контактным лицом вместо мужчины, а еще подписать свадебные приглашения наоборот: «Миссис и мистер Джейн Смит» вместо традиционного варианта — в таких незначительных действиях и заключается суть микрофеминизма. О своей ежедневной борьбе со стереотипами женщины по всему миру рассказывают в видеороликах, которые стали популярными в TikTok.
Одна из первых последовательниц микрофеминизма (в чьем видео впервые прозвучал этот термин), американская ведущая и продюсер Эшли Чейни, рассказала подписчикам, что, отправляя электронное письмо нескольким людям, она всегда ставит первым почтовый адрес ассистентки, а затем — ее босса-мужчины. «Когда группа коллег-мужчин завершает какой-то проект или презентацию, я говорю: «Отличная работа, джентльмены» или «Отличная работа, мальчики». Точно так же, как они позволяют себе говорить: «Молодцы, девочки» и «Отлично, дамы», — рассказывает другая пользовательница в соцсетях.
Еще одной практикой микрофеминизма поделилась американский блогер и юрист Кэти Вуд (не путать с основательницей венчурного фонда ARK Invest): «Если кто-то говорит о другом человеке в управлении, например: «Я должен поговорить с председателем совета директоров или генеральным директором», я отвечаю: «Хорошо, потом расскажи мне, что она говорит». Всегда подразумеваю, что это женщина».
По ее мнению, такие маленькие ежедневные замечания не менее, а может, даже более важны, чем громкие протестные акции. «Вместо того, чтобы идти сжигать бюстгальтер и выкрикивать лозунги, мы можем позволить себе совершать маленькие поступки, которые злят мужчин. И это мое любимое занятие», — говорит Кэти Вуд.
Адепты нового тренда в соцсетях подчеркивают, что глобальные изменения, такие как достижение равенства в оплате труда или искоренение абьюза в отношениях, не всегда требуют грандиозных действий. Изменения могут начинаться и с небольших, целенаправленных ежедневных жестов, например, когда женщина первой в комнате, полной мужчин, высказывает собственные идеи. Или когда она без извинений занимает подлокотники на среднем сидении в самолете.
Хотя на первый взгляд эти действия могут оставаться незаметными для окружающих, именно таким образом женщины понемногу расширяют свое влияние и меняют положение в обществе, уверены авторы видеороликов. По их мнению, сам факт, что тысячи женщин готовы поделиться в соцсетях своими крошечными феминистскими жестами — уже важен для женского движения.
Младший брат «большого» феминизма
Сама по себе идея отстаивать свои права ежедневно и ежечасно не нова для феминизма, замечает в разговоре с Forbes Woman историк, гендерная исследовательница Ольга Шнырова: «Это одна из общих феминистских идей, которая уже во вторую волну феминизма, начиная с 1960-х–70-х годов, активно пропагандировалась: если каждая женщина начнет с себя, не даст «задвинуть» себя в угол, например, не позволяя мужчине себя перебивать, эти усилия в совокупности приведут к большим результатам».
Тот виток феминизма, который мы наблюдаем сегодня, большинство исследователей определяют как его четвертую волну. Ее отсчитывают с начала 2010-х и распространения движения #MeToo. Эта волна характеризуется уходом в виртуальную реальность, в том числе трендами и флешмобами в соцсетях, которые влияют на молодую аудиторию, говорит Шнырова. «В этом смысле микрофеминизм сегодня — очень перспективная тенденция. Это еще одно средство достижения целей феминизма, соответствующее времени, в котором мы живем», — подчеркивает она.
При этом, по ее мнению, микрофеминизм отличается от условного «макрофеминизма» не только формой: «У «макрофеминизма», женских организаций, которые в том числе проводят демонстрации и разного рода акции, совершенно другие задачи. Для такого большого движения самое главное — это влиять на политику и приводить к глобальным изменениям в обществе. Члены таких движений — это женщины с очень активной позицией, поэтому речь редко идет о массовости, по крайней мере, на постоянной основе. Это способ давления и изменения мира большими действиями, требующими от человека полной отдачи». Микрофеминизм же главным образом направлен на изменение массового сознания в мелочах, уверена исследовательница.
По мнению Шныровой, в сегодняшней России влияние «макрофеминизма» сильно ограничено из-за фактического запрета на демонстрации и недостаточной представленности женщин во власти. По данным на 2021 год, Россия занимает 133-е место из 155 по уровню представленности женщин в политике, а по числу женщин в парламенте — 138-е из 188. Этот показатель также влияет и на положение страны в мировом рейтинге гендерного равенства по версии Всемирного экономического форума: Россия занимает только 81 место из 156.
«Микрофеминизм предоставляет людям возможность приблизить гендерное равенство, даже если у них нет больших ресурсов или аудитории, на которую можно вещать. Микрофеминизм позволяет бороться с сексизмом и поощрять инклюзивность в их непосредственном окружении, например, на рабочих местах и в личном общении», — говорит американский психотерапевт Софи Кресс.
Начать с малого
Появление микрофеминизма, вероятно, стало ответом на ежедневную микроагрессию, с которой сталкиваются женщины, пишут зарубежные СМИ. Например, резонанс вызвал опубликованный в TikTok видеоролик, в котором мужчина называет женщину стюардессой, хотя всего несколько секунд назад она представилась пилотом.
Некоторые пользователи соцсетей в комментариях под видеороликами задаются вопросом: насколько вообще необходимы такие жесты сегодня? Ведь чаще всего своими историями о микрофеминизме делятся женщины из развитых стран, а проблемы, с которыми они сталкиваются, комментаторы называют незначительными.
На деле же это совсем не так, уверена гендерная исследовательница Ольга Шнырова: «Женщинам важно показать, что есть такая проблема, когда тебя отодвигают на задний план, казалось бы, в мелочах: обращаются в первую очередь не к тебе, а к мужчине, не подают руку при встрече, хотя стоящему рядом с тобой коллеге руку подадут, просят принести кофе для коллеги-мужчины, хотя вы стоите на одной ступени карьерной лестницы. Микрофеминизм заставляет женщин задуматься о том, что это неправильно по отношению к ним, а мужчин — увидеть проблему, кажущуюся незначительной или даже несуществующей. Ведь речь в таких случаях идет о более-менее развитых обществах, где женщины работают наравне с мужчинами — здесь неравенство проявляется менее отчетливо, но оно есть. Такие видеоролики способны привлечь внимание людей, которые никогда бы иным образом этого не заметили».
Согласно результатам последних исследований McKinsey & Company, высокий уровень гендерного неравенства в карьерных возможностях сохраняется даже в США, где феминизм довольно распространен. Среди руководителей высшего звена на трех мужчин приходится одна женщина, а в случае с темнокожими женщинами речь и вовсе идет о соотношении 1:16. По всему миру крупные корпорации сокращают свои гендерные и инклюзивные программы. На этом фоне растет роль самостоятельной ежедневной борьбы женщин с вредными стереотипами на рабочем месте и в ближайшем окружении.
О том, как небольшие, но регулярные действия могут менять корпоративную культуру, рассказывала финансовый директор компании «Самолет» Наталья Грознова, выступая на встрече Forbes Woman Club: «Когда я пришла в «Самолет» два года назад, я начала на совещаниях с моим топ-менеджером, — где я была единственной женщиной из шести человек, — говорить: «Это [сейчас] был сексизм». Они сначала вообще не понимали. Потом очень агрессивно реагировали, если честно. Потом они меня стебали — например, когда на еще более высоком совете директоров один из главных акционеров сказал: «Ну, начнет Наталья, потому что дамы вперед», мне тут же все мои коллеги написали: «Мочи его, это сексизм!»… Какое-то время они [коллеги] поагрессивничали, посмеялись. А потом кто-то из них прислал в чат поздравление с 8 Марта и спросил меня: «Наташ, посмотри, это сексизм или нет?»
Микрофеминизм берут на вооружение и сами компании, вводя новые практики в рабочую рутину. «Например, подчеркивают успехи женщин в информационных бюллетенях, на встречах и в общекорпоративных коммуникациях. Или вводят гибкий график работы, учитывающий домашние обязанности, которые чаще всего берут на себя женщины. Можно также изменить стиль модерации совещаний команды: например, менеджеры обязательно спрашивают мнение каждого, особенно тех, кто ведет себя тише или реже высказывается. В совокупности все это создает более инклюзивную среду», — заключает в разговоре с Forbes Woman научная сотрудница Института социологии РАН Юлия Островская.
«Любой лидер может создавать ценности и транслировать их своим поведением, — продолжает Наталья Грознова. — Не игнорировать проблемы, всегда поощрять открытый диалог и быть тем лицом, которое сидит на совещании для того, чтобы у всех присутствующих было равное время в эфире. Это, на мой взгляд, очень важная задача вообще любого лидера. Когда у тебя совещание на 10 человек, и ты знаешь, что, например, женщина, скорее всего, выскажется последней и говорить будет меньше всех, — ты как лидер можешь быть тем, кто модерирует дискуссию».
Пока глобальные сдвиги в достижении равенства происходят сложно и медленно, компании и люди могут изменять то, как они взаимодействуют друг с другом, чтобы проще и эффективнее решать проблемы, считает Островская. В том числе с помощью микрофеминизма.