«Долгожданный рассвет»: история о том, почему не стоит создавать себе кумиров
В тексте могут содержаться спойлеры
Середина 1950-х, раскаленный летней жарой Рим плавится на солнце. Его жители прячутся в темноте зала кинотеатра. Поход в кино — главное и самое приятное из доступных развлечений. На экране возникают целые миры, зажигаются новые звезды. В их числе и Жозефина Эсперанто (Лили Джеймс) — молодая актриса. В новой картине, съемки которой проходят в Риме на знаменитой киностудии «Чинечитта», она играет египетскую царицу, перед красотой которой невозможно устоять.
В массовке случайно оказывается обычная жительница Рима по имени Мимоза (Ребекка Антоначи). Девушка одержима кинематографом и Жозефиной, за которой она тайком наблюдает во время съемок с нескрываемым обожанием в глазах. Мимоза не мечтает об актерской карьере, а на кастинг в массовку пришла из любопытства. Девушка пишет стихи и готовится к тому, что с ней в жизни ничего по-настоящему значимого не случится. Но этот день и последующая за ним ночь изменят все: и Мимозу, и ее дальнейшую судьбу.
Автором и постановщиком «Долгожданного рассвета» выступил Саверио Костанцо, наиболее известный своим участием (в числе прочих режиссеров) в хитовом сериале «Моя гениальная подруга» по серии книг писательницы Элены Ферранте. Премьера «Долгожданного рассвета» состоялась на юбилейном, 80-м Венецианском кинофестивале. Впрочем, где еще презентовать картину про крупнейшую римскую киностудию, открытую Бенито Муссолини в 1937 году, как не на родной земле и не на старейшем киносмотре мира, тоже созданном Муссолини, но пятью годами ранее?
Привязка к истории возникновения итальянского кино в середине прошлого века играет в фильме не последнюю роль. Например, в самом начале разморенные жарой героини смотрят в кино фильм с военным сюжетом.
На экране фашистский офицер расстреливает женщину на глазах у спасенной ею ранее еврейской девочки. Самого ребенка спасает пришедший на помощь американский солдат (Джо Кири). Этот сюжет 10-летней давности еще свеж в памяти аудитории, хотя венчается он не победой добра над злом, а триумфом воли над бессилием. В конце фильма герой Кири остается один в охваченном хаосе городе (войска союзников уже вошли в Рим) и поднимается на вершину монументальной Испанской лестницы в самом сердце итальянской столицы.
На этой же лестнице завершится ночная одиссея юной Мимозы — с той лишь разницей, что героиня будет спускаться по ней вниз, а не взбираться наверх. Но прежде, чем героиня окажется в этой финальной точке, ей предстоит увлекательное путешествие длиною в сутки. Случайно оказавшись в поле зрения своего кумира Жозефины Эсперанто и ее свиты во главе с лучшим другом Руфусом Приори (Уиллем Дефо), Мимоза попадает в эпицентр закрытой светской жизни столицы. Она преданно следует за своим кумиром темными коридорами дорогих ресторанов и гостиниц. Но уже в полночь чары рассеиваются, и экранные небожители превращаются в обычных смертных — ранимых и вселенски одиноких. Ведь когда шум аплодисментов смолкает, воцаряется звенящая тишина.
Мимоза, приземленность и чарующая простота которой сперва забавляет искушенную публику, быстро понимает фальшивость мира не только экранного, но и окружающего. Оказывается, что Жозефина тонет в равнодушии близких. Сыгравший героя-солдата Шон Локвуд в реальности лишен добродетели своего экранного персонажа. А закулисье актерской профессии напрочь лишено той магии, которая рождается в зале кинотеатра. Потому и так долгожданен рассвет, вынесенный в название фильма, — когда наступит утро, Мимоза очнется от всего пережитого, как от затянувшегося сна.
Дуальность происходящего — реальности и вымысла — проходит сквозь всю историю. Например, режиссер Саверио Костанцо впускает реальность в свое художественное произведение. Прообразом героини Мимозы послужила итальянская фотомодель Вильма Монтези — жертва нераскрытого убийства, чье тело было обнаружено в 1953 году на пляже в районе Остия. По мрачному совпадению, там же два десятилетия спустя был убит итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини, с которого, вероятно, был списан образ лучшего друга дивы Руфуса Приори (сыгравший его Уиллем Дефо воплотил Пазолини в одноименном фильме 2014 года).
Однако раскиданные по сюжету аллюзии ровным счетом ничего не добавляют самой истории, ведь судьба Мимозы складывается иначе, чем у Монтези, а персонаж Дефо менее харизматичен, чем режиссер Пазолини. Оттого эти отсылки кажутся лишь личными реверансами постановщика в сторону тех, кем он вдохновлялся.
За почти 120 минут «Долгожданный рассвет» так и не определяется, какую именно историю он хочет рассказать, — сюжет блуждает вслед за героями. На удивление яркий состав западных звезд выглядит тоже напрасным: ни Лили Джеймс, ни Дефо, ни даже Кири, которому удалось выбраться из образа вечного подростка в недавнем пятом сезоне «Фарго», словно до конца не понимают, какой цели служат и что же хотел сказать автор.