Быть тигрицей: как новый сезон «Фарго» с Джуно Темпл стал манифестом против насилия
Домохозяйка из Миннесоты Дороти по кличке «Дот» (Джуно Темпл) приходит на заседание местного совета по образованию, чтобы выступить за покупку новых книг для библиотеки. Совет заканчивается массовой дракой, а Дот, пытаясь сбежать, случайно ударяет электрошокером полицейского. Когда ее задерживают, она оправдывает произошедшее тем, что она «мама-медведица», которая защищала своего медвежонка (на собрании она была вместе с дочерью). У Дот снимают отпечатки пальцев, и героиню обнаруживает система.
На следующий день домой к ней вламываются незнакомцы в масках и с пистолетами. Тут-то и зрители, и герои сериала узнают, что Дот не медведь, а «настоящий тигр» — так описывает женщину один из нападавших, увидевший ее в гневе. Домохозяйка защищается с помощью подручных средств (в том числе лака для волос и зажигалки) — зрители невольно вспомнят про «Один дома». Выясняется, что Дот ищут уже больше 10 лет, а ее настоящее имя Надин. Она — беглая жена шерифа (Джон Хэмм) из соседнего штата, которую он хочет ее вернуть любой ценой.
Предыдущий, четвертый сезон «Фарго», который рассказывал про войну гангстерских кланов, вышел в конце 2020 года и получил не самую высокую оценку прессы. Журналисты писали, что сериал «уже не тот» — сильно отличается от того, с чего начинался (в этом, возможно, и была задумка его создателей). Новый, пятый сезон (его сценарий, как и предыдущие, написал Ноем Хоули) пресса, наоборот, назвала «возвращением к коуэновским корням» — и в идейном смысле, и в географическом: действие снова происходит в Миннесоте, где все начиналось.
Кроме того, в пятом сезоне ключевые персонажи — снова женщины. Гвоздь сезона — героиня Джуно Темпл. Актриса, которой раньше предлагали в основном играть возлюбленных главных героев (например, в сериале «Тед Лассо») — не самый очевидный выбор на эту роль, практически невесты из «Убить Билла». Но ее игра — одно из главных достоинств нового сезона (она принесла одну из трех номинаций на «Золотой глобус»). Впрочем, Дот — не единственный сильный женский персонаж в сериале. Ей противостоит властная свекровь, бессердечная глава коллекторской компании Лоррейн (отличная Дженнифер Джейсон Ли) — главная антигероиня нового сезона, которая говорит с окружающими (в том числе с сыном и невесткой) исключительно с позиций силы и денег.
События, череду которых запустил пустяк, развиваются в новом сезоне с бешеной скоростью и приводят ко все более катастрофическим последствиям — с каждым новым эпизодом от сериала все сложнее оторваться. Еще одна причина, почему он увлекает зрителей: аутсайдер в нем оказывается против всего мира и, вопреки всему, дает обидчикам сдачи — одна из самых захватывающих драматургических формул, используемая в «Фарго» от сезона к сезону.
«Фарго» — очень американское кино (не случайно его место действия — не мультикультурные мегаполисы, а глубинка, где бытуют консервативные нравы). Главные герои вряд ли могли бы появится где-то еще, кроме как в США. Например, первый муж Дот, Рой (замечательный Джон Хэмм, номинация на «Золотой глобус») носит ковбойскую шляпу, ездит на лошади, курит сигары, ненавидит мексиканцев — этакий стереотипный избиратель Трампа. Рой — шериф, который сам провозглашает себя «верховным законом» на вверенной ему территории. Причина, по которой ему досталась власть (как он, сидя в ванне, объясняет приехавшим агентам ФБР) в том, что он «умеет отличать добро от зла и знает, как устроен мир». Кстати, в его мире можно бить женщин, но «только за дело».
Не сложно заметить, что многие герои в новом сезоне откровенно карикатурные: защитник «традиционных ценностей» реднек Рой, капиталистка Лоррейн, американская домохозяйка в переднике Дот. Может показаться, что создатели сериала бьют по легким мишеням, выводя на сцену персонажей, которых не высмеял разве что ленивый. Но в этом и очарование «Фарго» — гротеск является его важнейшим изобразительным средством. Гипертрофированные характеры тут так же необходимы, как и излишне красная, бьющая фонтаном кровь. От многих других криминальных сериалов «Фарго» всегда отличал специфический черный юмор, и новый сезон — не исключение: это снова моментами уморительно смешное кино, тем не менее работающее чувствительной темой.
Главная тема сезона — домашнее насилие. Дот сбежала от бывшего мужа не просто так. Годами он избивал ее. И то, что скромная домохозяйка превратилась в «тигрицу», в общем-то, закономерно: только очень сильно озверев, можно вырваться из клетки, сбежать далеко-далеко, выдержать семь кругов ада, строя новую жизнь, и дать «последний бой» прошлому, которое обязательно ворвется в твой новый дом. В этом смысле гиперболизация «Фарго» работает как яркая популярная инструкция. Для тех, кто считает, что «иногда» можно потерпеть, для тех, кто считает, что «это было в последний раз», для тех, кто считает, что «ничего невозможно изменить», для тех, кто еще ищет оправдания происходящему. Ответ «Фарго» прост, как агитка: нет, нельзя потерпеть, внутренний зверь обязательно вырвется, и когтями и зубами выгрызет себе свободу.