Miss Dior: как сестра Кристиана Диора боролась с фашизмом и вдохновляла брата
Младшая сестра
Кристиан и Катрин Диор выросли в многодетной семье. Кристиан был вторым из пяти детей, а Катрин — самой младшей наследницей шумного семейства, проживавшего на собственной вилле в Гранвилле в Нормандии. Пока их отец, Морис Диор, сделавший состояние на производстве удобрений, вел свой бизнес, мать, Мадлен, занималась домом и садом. Ее любовь к цветам, в частности к розам, передалась детям. Спустя несколько десятилетий именно розы сыграют свою роль в судьбе брата и сестры.
Идиллия длилась недолго. После Первой мировой войны их брат Раймон вернулся домой с сильнейшим посттравматическим расстройством, спустя время у другого брата, Бернара, диагностировали шизофрению. Отец семейства Морис Диор разорился, а его жена Мадлен скончалась от рака в 1931 году. О судьбе еще одной сестры, Жаклин, ничего не известно.
Кристиан, Катрин и их отец были вынуждены переехать в небольшой дом в Кальяне (Прованс). На новом месте им категорически не нравилось, и брат с сестрой решили вместе переехать в Париж, преследуя разные интересы: он уже утвердился в своих мечтах о карьере в моде, она все еще искала себя.
Участница французского Сопротивления
Несмотря на родство с будущим всемирно известным дизайнером, высокой модой Катрин никогда не интересовалась. Зато с ранней молодости была неравнодушна к политике. В 1940-м Париж оказался под немецкой оккупацией. В это время Катрин присоединилась к французскому Сопротивлению, в рядах которого активно занималась антифашистской пропагандой, участвовала в диверсиях, в партизанском движении, а также собирала информацию о передвижениях немецких войск и военных кораблей. В ряды Сопротивления ее привело не только обостренное чувство справедливости. В 1941 году, находясь в Каннах, Катрин влюбилась в одного из лидеров Сопротивления Эрве де Шарбоннери. Он был старше Катрин на 12 лет, женат и с детьми, что не остановило от пылкого романа ни его, ни юную Катрин.
Хотя судьба Катрин Диор заслуживает отдельного байопика, собрать подробную информацию о ней оказалось непросто для биографов. Катрин не оставила после себя ни дневников, ни личных писем. Лучше всех с задачей создания ее портрета справилась экс-главред британского Harper’s Bazaar Жюстин Пикарди, несколько лет назад посвятившая Катрин книгу «Мисс Диор: история отваги и моды». Но даже проделавшая огромную работу Пикарди отмечает, что многих свидетельств о жизни Катрин в разные годы просто нет. Например, о ее деятельности во французском Сопротивлении писательница судит по информации, касающейся других участников подполья. Тем интересней, по признанию Пикарди, оказался вызов: восстановить историю по крупицам.
Узница концлагеря
6 июля 1944 года Катрин Диор была арестована гестапо и на протяжении нескольких месяцев подвергалась пыткам во время допросов во Френской тюрьме (второй по величине тюрьме во Франции, расположенной в городе Френ, Валь-де-Марн, к югу от Парижа). Все это время ее брат Кристиан задействовал свои связи, чтобы добиться освобождения сестры. Коллаборационизм среди известных французских модельеров того времени не был редкостью, но имел разные формы. Диор, например, отказывался сотрудничать с немецкими оккупантами, но шил для их жен и любовниц наряды, пытаясь заработать на жизнь. А Коко Шанель, которая, напротив, с первых дней оккупации закрыла все свои магазины и ателье, чтобы не обслуживать захватчиков, как оказалось много позже, числилась агентом немецкой разведки.
Однако вопреки всем усилиям брата, 15 августа 1944 года — буквально за 10 дней до освобождения Парижа — Катрин была депортирована в самый большой женский концлагерь Равенсбрюк, располагавшийся в 90 км от Берлина. Там она была зарегистрирована под номером 57 813 и должна была носить красный треугольник, идентифицирующий ее как политическую заключенную. Причина ареста и депортации была указана в ее регистрационной карточке заключенной — это «деятельность, вредящая рейху».
Спустя время из Равенсбрюка ее отправили в пересыльную военную тюрьму Торгау, где включили в женский отряд Anton Kommando для работ по производству взрывчатки на заброшенной калийной шахте. Также Диор и другие женщины-заключенные должны были очищать неразорвавшиеся бомбы в кислотной ванне. Все время, пока они работали, кислота разъедала их кожу и легкие. Позже Катрин сослали в город Абтероде, где она с конца октября 1944 года должна была работать на заводе BMW по производству авиационных двигателей.
«Порой я удивляюсь, как мне вообще удалось выжить в то время, когда моя сестра, с которой я делил и горе, и радости, находилась в концлагере. Я приложил столько сил, чтобы отыскать ее, но все оказалось тщетно. Только работа, в которую я ушел с головой, спасла меня в тот период и помогала хоть на время забыться», — позже вспоминал в своей книге Dior by Dior Кристиан.
Катрин освобожденная
Катрин была освобождена советской армией под Дрезденом в апреле 1945 года и к 28 мая сумела вернуться в Париж, где ее дожидался Кристиан. Она была настолько истощена, что брат не сразу ее узнал.
В Париже Катрин воссоединилась не только с братом, но и своим возлюбленным Эрве де Шарбоннери (что с ним было в то время, пока Катрин была в заключении, неизвестно). Уже осенью 1945 года Катрин и Эрве переехали в квартиру, принадлежавшую Кристиану, и запустили свой небольшой цветочный бизнес.
Для успешной торговли Катрин приходилось вставать каждый день в 4:00, превозмогая физическую боль — последствия пыток и заточения в концлагере, — чтобы срезать свежие розы и лилии, и отправляться на столичный рынок Ле-Аль. Позже Диор унаследовала ферму своего отца, где выращивала розы и жасмин.
В 1952 году Катрин дала в суде показания против 14 участников парижского отделения гестапо: 12 французов и двух немцев. Во время слушания один из судей выразил сомнение в том, что она верно опознала одного из подсудимых. Диор вспылила: «Я знаю, что говорю!» Восемь французов, причастных к ее аресту и пыткам, были приговорены к смертной казни, остальные — к длительным или пожизненным каторжным работам.
По свидетельствам, собранным Жюстин Пикарди, Катрин редко делилась воспоминаниями о том, что ей пришлось пережить во время Второй мировой войны. За свою бесстрашную деятельность в рядах французского Сопротивления она была награждена военным крестом Круа де Герр, Крестом добровольца Сопротивления, Крестом бойца, британской королевской медалью «За отвагу в деле Свободы». Ей было присвоено звание кавалера Почетного легиона.
Miss Dior
В 1947 году, когда Катрин продавала свои цветы на парижском рынке Ле-Аль, ее брат Кристиан готовился представить миру свою первую авторскую коллекцию New Look, построенную на концепции образа новой женственности. Роскошные наряды сопровождал и уникальный аромат модного дома кутюрье, который он посвятил сестре. Парфюм получил название Miss Dior и стал визитной карточкой бренда.
По одной из легенд, на которую в своей книге ссылается и Пикарди, Катрин вошла в кабинет брата, когда тот обсуждал будущий парфюм с близкой подругой Митцей Брикар. При виде Катрин она сказала: «Кто к нам пожаловал? Да это же мисс Диор!» Это выражение так понравилось Кристиану, что он решил превратить его в название будущего аромата, который описывал как «запах любви». Пирамида этого аромата складывается из следующих компонентов: сочные ноты итальянского мандарина переплетаются с египетским жасмином, пачули, мускусом, а венчает это сплетение запахов мягкая роза. Последняя — дань уважения Кристиана сестре, обожавшей эти цветы.
Наследница
После внезапной смерти модельера от сердечного приступа в 1957 году именно Катрин сделала все для того, чтобы сохранить память о брате и дело всей его жизни. Она бережно сберегла его чертежи, фотографии, наброски и личные вещи. А его французскую квартиру, в которой некогда проходили тайные встречи участников Сопротивления, превратила в музей памяти Кристиана. После многих лет жизни в Париже Катрин вернулась в Прованс, где некогда жила с разорившимся отцом. Теперь ее спутником был Эрве, с которым она многие годы выращивала розы для продажи производителям парфюмерии. 17 июня 2008 года в возрасте 90 лет Катрин умерла и была похоронена рядом со своим братом.
В сентябре 2019 года Мария Грация Кьюри, занимавшая в то время пост креативного директора Christian Dior Italy, посвятила подиумную коллекцию Ready-to-Wear сезона весна-лето — 2020 Катрин Диор, вдохновившись ее страстью к цветам. А в 2021-м писательница Кристина Уэллс выпустила книгу «Сестры Сопротивления: Роман о парижской шпионской сети Катрин Диор». В ней главные героини, подруги Иветт и Габи, становятся свидетельницами подпольной деятельности Диор.
На территории концлагеря Равенсбрюк, ныне превращенного в мемориал, на месте некогда братской могилы теперь распускаются цветы, названные в честь француженок из движения Сопротивления «розами Воскрешения».