«Чувство справедливости и равенства»: как женщины добивались успеха и помогали другим
Софья Панина (1871–1956). Стала первой женщиной в правительстве
Богатство и счастье — понятия вовсе не взаимосвязанные. Это Соня Панина понимала с детства. Внучка министра юстиции Виктора Панина и промышленника Сергея Мальцова, она унаследовала громадное состояние: крупные поместья в Подмосковье, Смоленской, Воронежской губерниях и в Крыму, в том числе имение Марфино и дворец в Гаспре. Но когда Соне исполнился год, умер отец, и между матерью и бабушкой завязалась борьба за будущее девочки. Мама считала, что та имеет право свободно определять свою судьбу, бабушка — что наследнице крупного состояния подобает воспитываться в обычаях высшей аристократии.
Казалось, победила бабушка.
Подросшую девочку насильно с помощью жандарма разлучили с матерью и отправили учиться в пансион. Дочь встречалась с мамой не чаще двух раз в месяц, и то под присмотром. Но была ли это победа?
Позже Соня написала: «Одним из самых сильных моих детских чувств явилось чувство справедливости и равенства. Мать и от матери — все. Бабу и от бабушки — ничего». Пять лет, проведенных во «враждебном и ненавистном» пансионе, усилили ее стремление поддерживать человеческие отношения между людьми.
Соня получила хорошее образование окончив Высшие женские курсы в Петербурге. 24 апреля 1890 года вышла замуж за молодого богача Александра Половцова, но вскоре брак закончился разводом. Зато в 1891 году Софья познакомилась с «особенным человеком» — так после выхода романа Чернышевского «Что делать?» называли людей, стремившихся изменить социальную ситуацию в России.
Встреча с учительницей Александрой Пешехоновой определила всю дальнейшую жизнь Сони. Собственно, Александра сама пришла к ней, как ходили к богатым людям защитники прав бедняков на человеческую жизнь. Учительница служила на беднейшей окраине Петербурга и рассказывала Софье о живших там детях. Предоставленных самим себе, ведь родители трудились на заводах. Неграмотных. Бедных. Грубых. Голодных. Иногда совершавших преступления.
Учительница попросила Софью открыть бесплатную столовую для таких детей в рабочих кварталах. Соня согласилась, и вскоре для столовой была нанята небольшая квартира. Но дети начали приходить туда не только за бесплатным обедом. Заботливый персонал помогал им учиться. Для многих столовая стала убежищем. Постепенно начали подтягиваться и родители. Они просили дать им что-нибудь почитать, а безграмотные приходили послушать рассказы. Софья быстро поняла, как сильно обычные люди нуждаются в отдушине, в культуре, доступа к которой у них нет.
Соня и Александра на долгие годы стали партнерами по общественным проектам. Столовой дело не ограничилось: весной 1903 года Софья Панина на собственные средства открыла Лиговский народный дом с первой общественной обсерваторией, театральной студией, библиотекой.
Она вела здесь занятия, опекала детей и взрослых, организовывала праздники и учебу. Ее цель — «симбиоз просвещения, развлечения и воспитания людей». Через Народный дом прошли тысячи детей и взрослых, получивших образование и профессии.
Софья никогда не занималась политикой, но не одобряла самодержавие, за что была прозвана «красной графиней». Народный дом привлекал внимание тех, кто верил в возможность демократических перемен. После Февральской революции весной 1917 года ее избрали депутатом Петроградской городской думы, членом ЦК Конституционно-демократической партии и назначили товарищем министра государственного призрения Временного правительства, позже — товарищем министра народного просвещения. Она стала первой женщиной, занявшей столь высокий пост.
В октябре 1917 года на Софью обратило внимание уже большевистское правительство. Женщину арестовали и судили как деятеля враждебной политической партии.
Панина отказалась передать большевикам денежные средства бывшего Министерства народного просвещения. Софья поняла, что на ее проектах поставлен крест. На суде за нее вступились бывшие ученики Народного дома. Благодаря их протестам Софью отпустили из тюрьмы и назначили выкуп.
В начале 1918 года Софья Панина выехала на юг России. До весны 1920 года пробыла на Дону, активно помогая Белому движению. Затем, когда его поражение стало очевидно, через Чехословакию отправилась в Европу, там активно работала в Лиге наций. После начала нацистской оккупации переехала в США к старой подруге Александре Толстой. Помогала советским военнопленным и работала с беженцами. До последнего дня Софья продолжала служить людям.
Тамара Карсавина (1885–1978). Посвятила жизнь балету
Шестилетняя Тамара впервые попала в Мариинский театр в тот день, когда ее отец, балетный танцовщик Платон Карсавин, выступал в последний раз, перед тем как оставить сцену. Критики отмечали его дарование, но писали, что его «затерла закулисная рутина». Может быть, поэтому он так отчаянно сопротивлялся тому, чтобы дочь училась танцам? Но Тамару в этом мире очаровывало все: в ложе «теплый и яркий свет навевал мысли о рае», а общее «возбуждение было настолько велико, что сердце, казалось, подступало к горлу». К тому же мать считала, что для девочки балет — прекрасная карьера.
Со временем отец начал готовить дочку к поступлению в балетное училище. В восемь лет у Тамары началась новая жизнь, полная дисциплины и тяжелого труда. Но девочка увлеченно и долго занималась. Отец делал замечания: «Руки держишь словно канделябры! У тебя колени согнуты, как у старой клячи!» Но резкие слова не сбивали Тамару, упорно шедшую к цели. Девочка мечтала о поступлении.
Она прошла сложный отбор и стала одной из немногих, кого приняли. Параллельно Тамара легко и с удовольствием развивалась интеллектуально. Обладая прекрасной памятью, без труда запоминала наизусть и стихи, и приключенческие рассказы. Впоследствии это очень ей пригодилось.
Следующие восемь лет Тамара всю себя отдавала учебе: «Я работала с фанатичным упорством и в классе, и по вечерам, так что даже получила от девочек, предпочитающих отдых вечерним занятиям, прозвище “истязающий себя факир”».
В 17 лет Тамара окончила Императорское Театральное училище и поступила в труппу Мариинского театра: 1 июня 1902 года была зачислена в кордебалет. Ей начала покровительствовала сама Матильда Кшесинская! И 16 декабря 1906 года Тамара Карсавина дебютировала в роли Царь-девицы в «Коньке-горбунке», а в следующем году ее перевели в разряд первых танцовщиц. В 1910 году она стала примой-балериной и исполняла ведущие партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал».
Тамара выделялась на фоне других балерин, отличаясь завидным интеллектом. На сцене была естественной, нежной и артистичной. За это ее сразу полюбила публика. Тамара привлекла внимание молодого и амбициозного хореографа Михаила Фокина, настоящего революционера-новатора в классическом балете. Его манера работы понравилась Тамаре.
В это время импресарио Сергей Дягилев создал проект «Русские сезоны», который открыл перед отечественным искусством весь мир. Хореографом многих постановок стал Фокин, а одной из ведущих балерин — Тамара Карсавина. Так она превратилась в мировую звезду.
«У Карсавиной ярко выраженная индивидуальность: она сама по себе и ни на кого не похожа… За что нельзя не любить Карсавину — ее ум».
«Разверните любую газету, загляните в театральный отдел! Карсавина уехала! Карсавина приехала! Карсавина уезжает! Карсавина приезжает!» — газеты только и делали, что писали о ней. С 1909 года она гастролировала по России и Европе. В Париже спектакли с ее участием посещали скульптор Огюст Роден, композитор Камиль Сен-Санс, поэт и кинорежиссер Жан Кокто.
В 1913 году артистка прекратила гастролировать и больше стала выступать в Мариинском театре. Причем согласилась на положение второй балерины — первой была Анна Павлова. Но ненадолго: когда Анна покинула труппу, Карсавина стала исполнять все главные роли.
Перед началом Первой мировой войны Тамара познакомилась с британским дипломатом Генри Брюсом… Они прожили вместе более 30 лет. В 33 года, 15 мая 1918-го, она в последний раз танцевала на Мариинской сцене свою любимую «Баядерку». А затем прима императорского балета вместе с семьей навсегда оставила родину.
В начале 1920-х балерина появлялась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании, ненадолго вернулась в труппу Дягилева, а в 1931 году оставила сцену уже навсегда.
В 1930–1955 годах Тамара занимала должность вице-президента Королевской академии танца, преподавала. Учениками Тамары Карсавиной стали десятки будущих звезд мирового балета. Балерина прожила долгую жизнь и скончалась в Лондоне в 93 года.