К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Ольги Розановой до «Малышек 18:22»: в «ГЭС-2» показывают художниц-авангардисток

Экспозиция «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» (Фото DR)
Экспозиция «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» (Фото DR)
До 28 апреля 2024 года в Доме культуры «ГЭС-2» проходит выставка амазонки русского авангарда Ольги Розановой, во многом предвосхитившей цветовые эксперименты Марка Ротко и Барнетта Ньюмена, и созвучных ей работ художниц следующих поколений. Forbes Woman рассказывает о самых интересных работах авангардисток

Проект «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» объединяет этапные работы авангардистки Ольги Розановой, прожившей чуть больше 30 лет, с произведениями представительниц неофициального советского искусства и современных художниц. Как выражаются кураторы, выставка извлекает фигуру Розановой из привычного контекста и ищет следы ее влияния в искусстве последующих поколений.

«Художница рано ушла из жизни, не возглавляла творческих движений и не успела в полной мере реализовать свои оригинальные разработки, поэтому допустимо говорить о «наследстве без завещания», об эхе и рефлексах, об отзвуках и отсветах, источник которых нельзя однозначно локализовать, но можно попробовать реконструировать», — говорит куратор выставки Карен Саркисов.

Шедевры по-своему понятого Розановой кубофутуризма и супрематизма, ее достижения в области цветописи и книжной графики выставлены наряду с работами, в которых эксперименты с абстракцией используются как повод для разговора об экологии, феминизме.

Ольга Розанова, «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», 1912 год

Ольга Розанова, «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», 1912 год

Одной из важных работ Розановой, созданных во время сотрудничества с художественным объединением «Союз молодежи», стал написанный в 1912 году «Портрет сестры» (на выставку картина приехала из Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Фольклорные и лубочные мотивы с отсылками к детству и юности, проведенном во Владимирской губернии, сочетаются со смелой и ироничной неопримитивистской техникой. После успешной групповой выставки «Союза молодежи» репродукция портрета появилась в печати наряду с работами Малевича. Сестре Анне Розанова писала: «Портрет твой среди художников произвел фурор». При этом она жалуется, что критики ее ругают, но зато наряду с Давидом Бурлюком, который признавался ей: «Меня тоже ругают, и мне очень приятно, что наши имена стоят рядом».

С «Портретом сестры» вступает в диалог созданная для выставки инсталляция «Парадный портрет принцессы» группы «Малышки 18:22». Томских художниц поразило, насколько известной и популярной была в свое время Розанова и как незаслуженно забыта.

Ольга Розанова, живописный цикл «Игральные карты», 1912–1913 годы

Ольга Розанова, живописный цикл «Игральные карты», 1912–1913 годы

Важную роль в становлении Розановой как художницы сыграло сотрудничество с поэтом-футуристом Алексеем Крученых, который называл ее «первой художницей Петрограда». Работая над сборниками стихов, художница экспериментировала с техниками линогравюры и литографии, с сочетанием текста и образов. Техника коллажа, в которой оформлена книга «Война», впоследствии во многом повлияла на фотоискусство и творчество Александра Родченко. Для «Заумной книги» Розанова создала линогравюры, из которых затем вырос живописный цикл «Игральные карты», частично представленный на выставке наряду с печатной графикой. В образах дам, валетов и королей всех мастей можно при желании увидеть портреты современников — Наталии Гончаровой, Алексея Крученых.

Ольга Розанова, «Метроном», 1914–1915 годы

Ольга Розанова, «Метроном», 1914–1915 годы

В каталоге знаковой выставки «0,10», проходившей в Художественном бюро Надежды Добычиной в 1915 году и впервые представившей публике «Черный квадрат» Малевича, упоминается 11 работ Розановой, включая ее кубофутуристический «Метроном» (сейчас в собрании Третьяковской галереи).

Отношение художницы к самому Малевичу и его творчеству было непростым. Накануне открытия выставки она писала Алексею Крученых: «Весь супрематизм — это целиком мои наклейки, сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов. И после всего этого вся эта сволочь скрывает мое имя». Но уже год спустя Розанова становится постоянным участником выставок группы Малевича «Супремус».

Ольга Розанова, «Цветопись (Беспредметная композиция)», около 1916 года

Ольга Розанова, «Цветопись (Беспредметная композиция)», около 1916 года

Главное отличие беспредметных композиций Розановой от полотен Малевича и других супрематистов — внимание к цвету, который художница словно распыляет по холсту. Сама она писала о том, что «беспредметное искусство рождено любовью к цвету». Благодаря этой любви появилась ее техника цветописи, яркий пример которой — «Беспредметная композиция» из коллекции Русского музея.

Такие работы дают богатую почву для сопоставлений с американской послевоенной живописью цветового поля Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Одним из первых об этом сходстве заговорил коллекционер русского авангарда Георгий Костаки: «Розанова, умершая в 1918 году, создала произведения, абсолютно выходящие за пределы своего времени. Их можно рассматривать как пророческое предвидение развития послевоенного (сороковых годов) американского искусства».

Ольга Розанова, «Зеленая полоса», 1917 год

Ольга Розанова, «Зеленая полоса», 1917 год

Жизнь Ольги Розановой трагически оборвалась в 1918 году: в возрасте 32 лет художница скончалась от дифтерита. Пиком ее восьмилетнего творческого пути стала «Зеленая полоса», которую искусствоведы ставят в один ряд с «Черным квадратом» как два главных шедевра беспредметной живописи русского авангарда. «Зеленую полосу» в «ГЭС-2» привезли из «Ростовского кремля», и неправильно разместили репродукцию на сайте, повесив работу вверх ногами, на что первым обратил внимание бывший замдиректора ростовского музея Сергей Сазонов. «ГЭС-2» быстро исправился. Но сама ситуация подчеркивает, как до сих пор мало изучено наследие Розановой.

Лидия Мастеркова, «Композиция с черным кружевом», 1967 год

Лидия Мастеркова, «Композиция с черным кружевом», 1967 год

Лидию Мастеркову часто называют амазонкой второй волны русского авангарда. Участница «Лианозовской группы» представлена на выставке беспредметными работами, в том числе с применением техник коллажа и аппликации, к которым обращалась и Ольга Розанова. «Композиция с черным кружевом» Мастерковой из коллекции Музея AZ отчасти напоминает распавшийся на части «Черный квадрат» Малевича, который к тому же приобретает женские черты благодаря включению кружева.

Анна Титова, YHBHS, 2011 год

Анна Титова, YHBHS, 2011 год

Лабиринт из цветного плексигласа Анны Титовой был впервые показан на 54-й Венецианской биеннале в 2011 году. По замыслу художницы в прозрачных разноцветных панелях должны были просвечивать изображения напоминающих мобили Александра Колдера модернистских конструкций, смешиваясь с отражениями посетителей лабиринта и создавая единое визуальное поле. На выставке в «ГЭС-2» работа перекликается с идеями Розановой о художественной самодостаточности цвета.

Анна Кондратьева, серия «Ускользающая красота», 2023 год

Анна Кондратьева, серия «Ускользающая красота», 2023 год

Анна Кондратьева пишет тени от деревьев и цветов акрилом на светоотражающем материале. Ее нейлоновые полотна освещены таким образом, что изображения переливаются и исчезают, проявляясь лучше всего, если зритель фотографирует работу со вспышкой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+