К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Кадр из фильма «Время года зима»
Кадр из фильма «Время года зима»
Между матерью и дочерью может быть как нежная любовь, так и соперничество, но чаще — сложная смесь из надежд и страхов, обид и заботы. Forbes Woman собрал семь фильмов, в которых эти отношения приобретают самую разную форму — от триллера о делегированном синдроме Мюнхгаузена до семейной драмы о принятии друг друга

Кинематографисты довольно часто обращаются к теме отношений матери и дочери в самых разных жанрах — от семейной классики «Маленькие женщины» Джиллиан Армстронг, где сестер Марч с детства учат уважать и ценить друг друга, до психологического триллера «Черный лебедь» Даррена Аронофски, в котором балерина перенимает от близкого человека нездоровый перфекционизм. Режиссеры анализируют влияние женщины, которая долгое время остается ролевой моделью для большинства девочек, на их дальнейшую жизнь и приходят к выводу, что идеальных родительниц не бывает. Forbes Woman собрал семь фильмов, в которых матери и дочери стремятся к взаимопониманию или, наоборот, все больше отдаляются друг от друга.

«Взаперти»

«Взаперти»

Run

Режиссер: Аниш Чаганти

Девушка с инвалидностью Хлоя (Кира Аллен) с детства находится под пристальным вниманием своей чуткой и заботливой матери Дианы (Сара Полсон). Одинокая женщина день и ночь следит за самочувствием дочери, страдающей от сахарного диабета, астмы и проблем с сердцем. Хлоя слушается мать, но в глубине души мечтает поскорее покинуть родной дом и подает заявки в колледжи. Только ответы все никак не приходят, а на медицинских рецептах почему-то стоит имя Дианы. Хлоя подозревает, что мать что-то скрывает, чтобы держать девушку взаперти.

Режиссер Аниш Чаганти, известный по скринлайф-фильму «Поиск», рассказывает гиперболизированную историю о материнской заботе, способной навредить. В клаустрофобном триллере «Взаперти» отношения матери и дочери строятся не на доверии, а на постоянных манипуляциях и давлении. Чаганти показывает, как гиперопека превращается в психологическое насилие, у которого будут травмирующие последствия.

«Ника»

«Ника»

Режиссер: Василиса Кузьмина

В 1980-х девочку-вундеркинда Нику Турбину знали во всем Советском Союзе: она читала свои меланхоличные стихи, собирая целые стадионы. Ее мать Майя знакомила одаренную дочку с известными поэтами и приводила ее на богемные вечеринки, где ребенок всегда был в центре внимания. Но однажды детство Ники закончилось, а вместе с ним ушло и вдохновение.

27-летняя Ника (Елизавета Янковская) давно не пишет стихи и страдает от алкогольной зависимости, прожигает жизнь на домашних тусовках и занимается саморазрушением. Она все еще живет с матерью (Анна Михалкова), так и не сумев освободиться от ее удушающей гиперопеки. Случай сводит Нику с романтичным Иваном (Иван Фоминов), пробуждающим в ней тягу к творчеству. Она даже собирается поступать в театральный институт в Москве, но властная мать уверена, что у дочери ничего не выйдет, и вскоре та вернется домой.

«Ника» Василисы Кузьминой –– байопик, не претендующий на стопроцентную достоверность. Режиссер размышляет о том, как могла себя чувствовать девушка, утратившая «голос» и разочаровавшаяся в призвании, в последние месяцы своей жизни. В созависимых отношениях Ники с матерью кроется корень всех бед главной героини. Женщина, когда-то сделавшая из дочери звезду, воспринимает ее как продолжение себя и не позволяет сепарироваться. «У нас одно сердце на двоих, и оно никогда не разделится», –– говорит маленькая Ника, и позже эта нездоровая привязанность к матери обернется настоящей трагедией.

«Тоня против всех»

«Тоня против всех»

I, Tonya

Режиссер: Крейг Гиллеспи

Деспотичная Лавона Голден (Эллисон Дженни) решила сделать из своей дочери Тони (Марго Робби) будущую чемпионку и в три года отвела ее на фигурное катание. С утра до вечера девочка усердно тренировалась, а позже триумфально выступала на соревнованиях, надеясь оправдать ожидания матери, но получала от той лишь оскорбления и язвительную критику. Тем не менее, старания Тони не прошли даром, и в 21 год она победила на чемпионате США, став первой американкой и второй женщиной в истории, выполнившей тройной аксель. Затем было второе место на чемпионате мира и участие в Олимпийских играх 1992 года. Все это время мать спортсменки присваивала достижения дочери себе и никогда не хвалила ее за успехи.

В биографической спортивной драме Крейг Гиллеспи показал изнанку успеха Тони Хардинг, которая была неуязвимой на льду, но сломленной внутри. Она отчаянно добивалась всеобщего признания, чтобы компенсировать недолюбленность авторитарной матерью. В фильме режиссер прослеживает влияние травмирующего детства, полного физического и психологического насилия, на личность героини. В результате Тоня вырастает замкнутой в себе перфекционисткой, которая не уходит от мужа-абьюзера, потому что, по ее словам, привыкла к «жестокому обращению». Для самой Хардинг было принципиально важно стать хорошей матерью, и в итоге у нее это получилось.

«Время года зима»

«Время года зима»

Режиссер: Светлана Устинова

За всю жизнь молодой женщине Кате (Юлия Снигирь) так и не удалось найти общий язык со своей придирчивой мамой-перфекционисткой (Евгения Добровольская). Каждая их встреча непременно заканчивается разногласиями –– родительница все еще критикует дочь за внешний вид и личный выбор, поэтому выстроить диалог никак не получается. Тем не менее Катя искренне переживает за маму и даже срывает важную рабочую встречу, когда та вдруг исчезает из аэропорта, откуда должна была лететь на отдых со своей подругой. К счастью, Катя  находит мать дома и сразу замечает, что в поведении близкого человека что-то сильно изменилось. После нескольких консультаций у врачей выясняется, что у женщины болезнь Альцгеймера. Катя преодолевает свою детскую злость на маму и старается сделать все возможное, чтобы наладить с ней отношения, пока это возможно.

Пронзительный режиссерский дебют актрисы Светланы Устиновой «Время года зима» –– кино, основанное на ее личном опыте. Драма с мощным социальным посылом не просто описывает тяжелую ситуацию, в которой может оказаться любая семья (более 55 млн человек в мире страдают от деменции, около 60–70% случаев приходятся на болезнь Альцгеймера), но и погружает зрителя в непростую историю отношений матери и дочери. Сначала героиня Катя винит маму в том, что та была излишне требовательна к ней в детстве, и теперь девушка во всем стремится к недостижимому идеалу, начиная работой и заканчивая браком. Но со временем Катя отпускает обиды, посвящая себя заботе о потерянной и напуганной женщине, которая больше не узнает собственную дочь. «Время года зима» — непростой фильм о том, как мало времени может быть отпущено на то, чтобы помириться с близкими.

«Хэллбендер»

«Хэллбендер»

Режиссеры: Зельда Адамс, Джон Адамс, Тоби Поузер

16-летняя Иззи (Зельда Адамс) и ее мать (Тоби Поузер) –– потомственные ведьмы. Они живут в чаще леса, счастливо проводя время вместе за сбором целебных трав и игрой в собственной панк-группе. В доверительных отношениях героинь царит полная гармония, которую вряд ли кто-то способен нарушить. Все меняется, когда Иззи случайно знакомится со сверстниками из «внешнего» мира и начинает регулярно с ними видеться. На очередной прогулке героиня теряет над собой контроль. Оказывается, что мать Иззи годами убеждала дочь, что та страдает таинственной болезнью, не позволяя девушке открыть в себе сверхспособности. Теперь же темные силы берут над ней верх, представляя угрозу для всех, кто очутится поблизости.

Американский фолк-хоррор «Хэллбендер», снятый во время карантина, –– продукт семейного творчества. Над картиной работали Джон Адамс, его супруга Тоби Поузер и 18-летняя дочь Зельда. Они же исполнили роли центральных персонажей. Мрачная история о конфликте поколений плавно переходит в авторский сеанс психотерапии: мать и дочь проговаривают накопившиеся претензии друг к другу и ищут компромисс, правда, периодически выходя из себя. «Хэллбендер» –– тревожное и пугающее кино, разбирающее токсичные паттерны в отношениях родителей и детей и настаивающее на необходимости быть предельно честным с близкими.

«LOL [ржунимагу]»

«LOL [ржунимагу]»

LOL (Laughing Out Loud) 

Режиссер: Лиза Азуэлос

15-летняя парижанка Лола (Криста Тере), которую друзья называют Лол в честь популярного сленгового выражения, мало заинтересована в учебе. Она тратит юность на вечеринки с одноклассниками и пытается разобраться в чувствах к лучшему другу Маэлю (Жереми Капон). Мать девочки Анна (Софи Марсо) совершенно не в восторге от плохих отметок дочери и ее проблем с дисциплиной, но все же старается войти в положение Лолы, списывая бунтарское поведение на переходный возраст. У самой родительницы в жизни полный кавардак: она тайно встречается с бывшим мужем и боится признаться в этом своим троим детям, которых воспитывает одна. Когда Анна случайно находит и читает дневник Лолы, она теряет доверие дочери. Матери понадобятся время и силы, чтобы наладить с ней отношения.

Молодежную мелодраму «LOL [ржунимагу]» Лизы Азуэлос часто называют «Бумом» для поколения эпохи интернета. В популярной дилогии о взрослении, вышедшей в начале 1980-х, юную бунтарку играла Софи Марсо. В «LOL» она играет мать, которая никак не может принять, что дочь-подросток становится все более независимой и самодостаточной. Анна до сих пор видит в Лоле ребенка и не знает, как деликатнее поговорить с ней о первом сексе и предупредить о вреде легких наркотиков. Героиня Софи Марсо замечает, что дочь все больше отдаляется, и пытается удержать ее рядом с помощью строгих запретов. Однако вернуть доверие Лолы помогает не тотальный контроль, а уважение и принятие неизбежной сепарации.

«Мисс Свобода»

«Мисс Свобода»

Miss Juneteenth

Режиссер: Ченнинг Годфри Пиплз

Афроамериканка Тэркуз (Николь Бахари) родилась и выросла в техасском пригороде. Учась в средней школе, она выиграла местный конкурс красоты и в качестве приза получила право обучаться в колледже на полной стипендии, однако ей пришлось отказаться от образования, когда родилась ее дочь Кай (Алексис Чикаезе). Пока ее бывший муж постоянно ввязывался в криминальные истории, женщина заботилась о ребенке. Теперь же Тэркуз, совмещающая смены в баре с подработкой танатопрактиком, надеется, что ее 15-летняя дочь станет следующей «Мисс 19-го июня». Она хочет, чтобы у Кай было достойное будущее, и уговаривает ее принять участие в конкурсе. Вот только девочка мечтает совсем о другом.

Семейную драму «Мисс Свобода» тепло приняли на фестивале независимого кино «Сандэнс» и номинировали на американскую премию Independent Spirit Awards. Писательница Ченнинг Годфри Пиплз, для которой этот фильм стал режиссерским дебютом, сняла жизнеутверждающее кино о постепенном достижении взаимопонимания между матерью и дочерью. Тэркуз навязывает ребенку свои идеалы, перенося на дочь собственную нереализованность, но лишь потому, что волнуется за нее. Со временем она понимает, что, видя в Кай только будущую «Мисс 19-го июня», она тем самым обесценивает желания, стремления и таланты девочки. В конце концов Тэркуз признает, что была неправа, и поддерживает дочь в ее начинаниях.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+