К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Удушающая забота: что такое синдром Мюнхгаузена и почему он опасен

Кадр из сериала "Притворство"
Кадр из сериала "Притворство"
Синдром Мюнхгаузена — это симулятивное расстройство, при котором человек имитирует симптомы реальных заболеваний и обращается за медицинской помощью, в которой на самом деле не нуждается. Forbes Life изучил признаки и лечение этого психического расстройства, а также выяснил причины его развития у матерей

История и значение термина

Делегированный синдром Мюнхгаузена — лишь одна из форм основного синдрома, впервые описанного в начале 1950-х эндокринологом и гематологом Ричардом Ашером. В своей врачебной практике ему нередко доводилось встречаться с людьми, имитирующими заболевания: они жаловались на симптомы болезней, которых у них нельзя было диагностировать, и с удовольствием проходили ненужное лечение, принимая лекарства и даже соглашаясь на бесполезные операции, лишь бы избавиться от «мучительных» болей в груди или тяжести в желудке. В попытках убедительно имитировать симптомы и добиться внимания врачей, «пациенты» нередко вредили сами себе, например, глотая стекло или роняя на руки камни. Многие из них обращались сразу в несколько больниц, тем самым собирая себе объемную историю болезни, якобы подтвержденную несколькими специалистами. На самом же деле «пациенты» ничем не были больны — по мнению Ашера, они лишь «патологически» пытались добиться лечения, путая его с заботой и вниманием, которым их так не хватало.

Само название болезни действительно связано с бароном Мюнхгаузеном, героем фантастических рассказов писателя Рудольфа Распе и реально существовавшим в XVIII веке немецким бароном. Аналогию с ним провел все тот же Ричард Ашер: как и главный персонаж произведений, люди, обращавшиеся за медицинской помощью, часто рассказывали выдуманные драматичные истории, в которые было сложно не поверить. В медицинской практике это расстройство называется имитирующим или симулятивным.

Синдром Мюнхгаузена — это не манипуляция, а симуляция. Человек с этой болезнью не ищет материальной выгоды, он хочет получить заботу и любовь

Отдельная, делегированная форма синдрома, была выделена лишь в 1977 году профессором педиатрии Роем Мэдоу. По мнению специалиста, «делегированность» проявляется в навязывании заболевания одним человеком другому. Как правило, речь в данном случае идет о детях: родители пытаются убедить не только ребенка, но и окружающих в том, что тот болен и нуждается в лечении. Как и в случае с «обычным» синдромом Мюнхгаузена, цель людей с делегированной формой — получить внимание и участие со стороны врачей, только в роли пациента в этом случае оказывается ребенок, а «получателем» внимания и сочувствия — его родитель. 

 
Кадр из сериала "Притворство"

Как выглядит расстройство: симптомы, признаки и формы

«Синдром Мюнхгаузена — психическое расстройство, которое сегодня официально называется имитируемым. Оно заключается в том, что человек искусственно вызывает у себя те или иные симптомы со стороны соматики. Для этого он может принимать вещества, например, употреблять стероиды для имитации синдрома Кушинга или тироксин, чтобы сымитировать гипертиреоз», — объясняет клинический психолог и кандидат психологических наук Илья Плужников. По его мнению, синдром Мюнхгаузена отличается от ипохондрии, с которой его могут путать, «реальностью» слов пациента. Ипохондрики могут и в самом деле испытывать те проявления болезней, о которых они говорят, и страдать от настоящих заболеваний, в то время как люди с имитируемым расстройством лишь пытаются искусственно их вызвать. «Синдром Мюнхгаузена — это не манипуляция, а симуляция. Человек с этой болезнью не ищет какой-то материальной выгоды, он лишь ставит перед собой цель в получении внимания и заботы, любви, положительных эмоций, а за самим синдромом Мюнхгаузена может стоять реальное серьезное психическое заболевание — шизофрения или даже пограничное расстройство личности», — дополняет врач. 

Конкретных признаков может быть несколько — все зависит от того, как именно ведет себя пациент и чего он пытается добиться. В целом, зарубежные психологи выделяют следующие общие признаки расстройства, выраженные в действиях пациентов с синдромом Мюнхгаузена в разных формах:

 
  • большое количество симптомов болезней, которые могут быть не связаны или даже противоречить друг другу;
  • попытки убедить врачей и окружение в необходимости операции или инвазивных процедур;
  • попытки подтасовать результаты исследований и тестов;
  • попытки отравить себя с целью вызвать болезненные ощущения.

«Выделяют несколько форм синдрома. Первая — когда пациент вызывает симптомы сам у себя и обращается в медицинскую сеть, к врачам. Вторая форма — делегированный синдром, при котором пациент может искусственно вызывать симптомы болезни, но уже у другого человека, причем вплоть до нанесения ему травм. Чаще всего жертвой таких действий может быть более слабый член семьи, например дети или пожилые люди», — говорит Плужников. Как отмечает психолог, существуют и другие формы синдрома — например, по уровню осознанности: пациенты могут с разной степенью искренне верить, что они или их родственник больны. «Сегодня появляется еще одна форма синдрома, связанная с интернетом, — ее иногда называют «онлайн-Мюнхгаузеном». Здесь речь идет о людях, которые сами придумывают себе болезни и рассказывают о них в соцсетях, чтобы получить внимание и позитивное отношение от окружающих», — заключает специалист.

Кадр из сериала "Притворство"

Примеры и причины расстройства 

Синдром Мюнхгаузена — болезнь не самая распространенная: по подсчетам специалистов, это расстройство в том или ином виде встречается примерно у 7 из 100 000 пациентов. С точки зрения медицины определить более точно число пациентов с той или иной формой расстройства практически невозможно из-за того, что сами пациенты склонны врать врачам и отказываться признавать настоящие проблемы с психическим здоровьем даже тогда, когда их диагностируют профессиональные психиатры. Несмотря на редкость, заболевание, при котором человек начинает имитировать признаки какого-либо недуга и просить помощи у специалистов или же представлять больным другого человека, довольно часто используется в медиа. 

В 2018 году телеканал Hulu выпустил сериал «Притворство», основанный на реальной истории Клодин Бленчард и ее дочери Джипси Роуз. Убийство Ди-Ди Бленчард стало одним из самых громких дел в США за последние годы: на скамье подсудимых оказалась дочь погибшей — 24-летняя Джипси. Уже во время следствия выяснилось, что девушка была не только гораздо старше, чем говорила соседям ее мать, но и практически полностью здоровой — ни раком, ни «хромосомными заболеваниями», ни мышечной дистрофией она не болела и вполне могла передвигаться самостоятельно без инвалидного кресла. Болезнь ребенка была полностью выдумана матерью — чтобы получить не только сострадание окружающих и внимание врачей, но и приемлемое социальные жилье и гарантированные выплаты пособий. 

 

Тему синдрома у матерей затронула и студия HBO. В 2019 году она выпустила сериал «Острые предметы», основанный на одноименном детективном романе американской писательницы Гиллиан Флинн. Спустя год к этой болезни вновь вернулись в Hulu, сняв триллер «Взаперти» с Сарой Полсон в главной роли. Все три проекта показывают синдром с бытовой точки зрения, делая акцент на том, как выглядят отношения страдающего расстройством родителя и его ребенка, вынужденного жить в дискомфорте и постоянно быть между домом и больницами. Еще более сложный вопрос, как эти отношения отразятся на будущем самого ребенка, когда он узнает, что все это время он на самом деле был здоров, а испорченная  лекарствами и ненужными вмешательствами врачей жизнь — вина родителя, использовавшего его для собственных целей. 

«Если говорить о госпитализации детей, то случаи, когда причина обращения к врачам — делегированный синдром Мюнхгаузена у ответственных за ребенка взрослых, довольно редки: всего 0,4 процента», — отмечает Плужников. «Матери могут использовать своих детей как более слабых и наносить им различные повреждения: дают какие-то препараты, вызывают таким образом симптомы, идут к врачам. Те пытаются поставить диагноз, назначают лекарства, которые усугубляют и стирают изначальную клиническую картину. Такие родители могут кочевать по больницам, менять врачей, чтобы они не обращали внимания на возможную путаницу в анамнезах. В ход могут идти даже тома историй болезни, слова о том, что это «неизлечимый» ребенок с «кучей» заболеваний и ему нужна помощь в виде срочного лечения. Потом к этому присоединяется и материальная выгода в виде страховок, и стирание связи с реальностью — родителям начинает казаться, что их дети в самом деле больны», — объясняет психолог.

Синдром Мюнхгаузена — лишь следствие более серьезных ментальных заболеваний

Причины делегированного синдрома у матерей, по мнению специалиста, не сильно отличаются от причин этой болезни в разных ее формах у других пациентов. Синдром Мюнхгаузена — лишь следствие более серьезных ментальных заболеваний, зачастую связанных с расстройством личности и находящихся в клинической плоскости. «В определенный момент такие  люди понимают, что им гораздо проще получать заботу, любовь и внимание медицинского персонала, чем искать кого-то на стороне — например, заводить партнера и добиваться внимания в нужном объеме путем абьюза и манипуляций. — говорит Плужников. — Встречаются, правда, случаи, когда причина — в пережитом в раннем детстве опыте. Это может быть не столько психотравма как таковая, а травматичные переживания, связанные, например, с длительным пребыванием в медицинской сети. Человек усваивает эту медицинскую заботу и может захотеть вернуться к ней уже во взрослой жизни». 

Исследователи также выделяют три группы матерей с делегированным синдромом Мюнхгаузена — активные инициаторы, искатели помощи и «зависимые» от врачей. Первые, как правило, заметно преувеличивают болезни детей, вторые пытаются заглушить собственные личные или профессиональные проблемы путем «помощи» якобы тяжелобольному ребенку, а третьи «параноидально» зависимы от контакта с медицинскими работниками. По оценкам исследователей, у большинства таких женщин действительно есть психическое расстройство личности, которое могло возникнуть на фоне травматичного опыта в прошлом — например, потери родителя, тяжелого хронического заболевания или пережитого в детстве насилия. В некоторых случаях причиной появления синдрома может быть и стресс на фоне проблемного брака.  

Как избавиться от синдрома Мюнхгаузена 

«Главное в методах лечения этого симулятивного расстройства — помочь человеку с теми соматическими симптомами, которые он у себя вызвал, так как они могут быть для него опасны. Уже потом начинается лечение основной болезни путем приема антидепрессантов, нейролептиков, психофармакологической терапии и привычной психотерапии. Однако последняя часто может быть неэффективна, так как люди с этим синдромом нередко настроены некритично к своему состоянию, то есть не видят в нем проблемы и необходимости лечения или склонны его [лечение] максимально откладывать», — поясняет психолог. 

 

Специалисты подчеркивают: выписанные врачами препараты не смогут вылечить человека от самого синдрома. Их цель — лишь помочь справиться с основным расстройством, например депрессией, которое сделало возможным появление и развитие синдрома. Наиболее эффективный метод лечения — именно психотерапия или консультирование, процесс непосредственного общения со специалистом на основе когнитивно-поведенческого подхода. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+