К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Другая черная девушка»: сериал Hulu про токсичную корпоративную культуру

Кадр из сериала «Другая черная девушка»
Кадр из сериала «Другая черная девушка»
13 сентября на Hulu сразу целым сезоном вышел сериал «Другая черная девушка» — экранизация одноименного романа писательницы Закии Далилы Харрис. Он исследует корпоративную культуру, расовые стереотипы в большом бизнесе и «стеклянный потолок» для женщин, одновременно пугая и веселя зрителя. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот необычный сериал, который собирает под одной обложкой сразу несколько культовых шоу прошлого десятилетия

В тексте могут содержаться спойлеры

Главная героиня Нелла работает младшим ассистентом в книжном издательстве Wagner Books, где является единственной темнокожей сотрудницей. Нелла умна и исполнительна, чем активно пользуется ее руководство, выдавая удачные идеи девушки за свои и сваливая на нее сверхурочную работу. Неллу такое положение дел не устраивает, но она готова многое стерпеть ради возможности подняться по карьерной лестнице. Тем более что начальница Вера как раз пообещала повышение. 

Кадр из сериала «Другая черная девушка»

Внезапно в коллективе Wagner Books появляется новенькая Хэйзел — вторая темнокожая девушка, в которой Нелла пытается найти родственную душу. Но взаимность Хэйзел переменчива, а личность спорна. Например, с первого же дня она начинает мелко пакостить Нелле, а следом лицемерно призывать к сестринству и взаимной поддержке. Нелла долго не может поверить, что ее новоявленная коллега предлагает свою дружбу, держа фигу в кармане. Кажется, что две темнокожие девушки должны объединиться и помочь друг другу в исключительно белой среде, но в самой Хэйзел скрыто так много загадок, что до последнего не ясно, она — друг или враг?

 

Обманчивое первое впечатление о Хэйзел становится важной деталью общего портрета сериала, в котором, несмотря на лаконичный хронометраж (10 серий по 30 минут), уместилось сразу так много посланий. Тут и таинственный культ, и корпоративный заговор, и токсичная рабочая среда, и фальшивое использование в своих интересах важного феминистского лозунга о силе сестринства, и, конечно же, исследование расизма, который никуда не исчез, а просто научился маскироваться получше. 

Кадр из сериала «Другая черная девушка»

«Другая черная девушка» — проект мультижанровый и до самого финала пытается обмануть любые ожидания зрителя, не стесняясь использовать отсылки к известным фильмам и массовой культуре. Это своего рода «Дьявол носит Prada» 2.0 про токсичное руководство в эпоху кэнселинга — из-за страха отмены откровенный язык ненависти сменился на завуалированные колкости и издевки.

 

Проблем добросердечной Нелле добавляет не только Хэйзел, но и своенравное начальство: главный редактор Вера (с виду комичная и безобидная героиня, которая давно перестала замечать покровительственные интонации и приказной тон в общении с Неллой), а также владелец издательства Ричард (сумасбродный и беспринципный богач с повадками тинейджера и хваткостью рыночного торгаша). Все они превращают офисное пространство в настоящий дурдом, атмосферу в котором разбавляет разве что удачный юмор (не зря в продюсерах и сценаристках шоу числится звезда «Офиса» Рашида Джонс). 

На сложную тему, в которой пересекаются токсичная рабочая атмосфера и расовые предрассудки, в 2022 году удачно рассуждал хоррор «Госпожа». В центре истории оказывалась преподавательница университета, которая была единственным темнокожим педагогом и читала лекции исключительно для белых студентов из привилегированных семей. Героиня терзалась и мучилась из-за своего положения, но стискивала зубы, понимая, что в скором времени получит должность декана. Однако ситуация приобрела неожиданный поворот, когда одна из студенток — единственная темнокожая — погибла при загадочных обстоятельствах. Что это — расовое преследование или чистая случайность? Пока полиция бездействовала, коллеги героини призывали ее не раскачивать лодку: если хочешь заветную должность, не наводи смуту и помалкивай. 

В «Другой черной девушке» эта же тема раскрывается с другой интонацией и другими акцентами. Не секрет, что многие афроамериканки носят парики. Также не секрет, что часто это приходится делать вынужденно, а не по велению сердца. Уже много лет различные социальные исследования доказывают, что руководство крупных корпораций при приеме на работу отдает предпочтение темнокожим сотрудницам в париках, чем тем кандидаткам, которые, не стесняясь, носят естественное афро. Эта тема остается настолько актуальной, что недавний материал Harvard Business Review уже не просто обращает на нее внимание, а бьет тревогу. Кинематограф, который всегда чувствителен к тревогам массового зрителя, тоже отозвался на этот запрос. Например, в 2020-м на экраны вышел авторский хоррор «Мои волосы хотят убивать» про темнокожих женщин, которые ради продвижения в карьере совершали калечащие процедуры с волосами, чтобы соответствовать «белому стандарту».

 

В «Другой черной девушке» на примере смены причесок демонстрируется динамика характеров героинь. Хэйзел носила парик, пока пыталась добиться признания руководства, а обретя себя, сняла искусственные волосы и заплела собственные в объемные косички. Неллу мы, напротив, большую часть сериала видим с естественным афро, но ближе к финалу, изменившись, она появляется в офисе в парике с длинными прямыми волосами — теперь она лишилась важной части своей идентичности, чтобы соответствовать навязываемому стандарту.

Кадр из сериала «Другая черная девушка»

Сериал напоминает и мистическую комедию в духе «Стэпфордских жен». По сюжету Хэйзел связана с неким таинственным культом (заодно привет и фильму «Прочь»), который определенным образом перепрограммирует темнокожих женщин, занятых карьерой. Только в отличие от комедии с Николь Кидман, во главе заговора не коварные мужчины, а сами женщины. Какова их мотивация — загадка вплоть до финала, но эта сюжетная линия сперва запускает историю, прикидываясь мистическим триллером, а потом избавляется от всех примет этого жанра, будто сбросив чужой парик, и кардинально меняет направление.

Эта жанровая путаница и попытка уложить в шоу сразу столько смыслов, с одной стороны, добавляет сериалу шарма, а с другой — страшно ему мешает. Если бы авторы четче определились, на каком поле и против кого они играют, сериалу было бы проще ориентироваться в пространстве — офисном и за его пределами. При этом у шоу большой потенциал сериала-антологии про современных женщин, для которых офис — все равно что современные джунгли, а коллеги — хищники во плоти. Героини могут меняться в каждом последующем сезоне, но их проблемы, как и в реальной жизни, никуда не исчезнут. 

Проекту, первый сезон которого, к слову, заканчивается открытым финалом с заделом на продолжение, необходимо провести работу над ошибками и (как героини вышеупомянутой «Госпожи») определиться с целями: продолжать отшучиваться или же поговорить о наболевшем без ужимок и страха. В конце концов как сериалу продолжать пугать зрителя, если он сам до чертиков боится стать серьезным высказыванием?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+